Влияниеие стиля родительского отношения на формирование инернет – зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.
Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы изучения влияния стиля детско – родительских отношений на формирования интернет – зависимости у подростков…………………………………………………………………………3
1.1 Понятие интернет - зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………3
1.2 Стили родительского отношения как психолого - педагогическая проблема…………………………………………………………………………...7
Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование интернет -зависимости у подростков………………………………………………………17
2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17
2.2 Влияние стиля семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков……………………………………………………… …..23
Заключение…………………………………………………………………. .......28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа влияние стиля родительского отношения на формирование инернет зависимости у подростков.docx

— 93.27 Кб (Скачать файл)

 

                            федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                                                    высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                             

                                       Факультет педагогики и психологии

            Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

                                   Курсовая работа на тему:

 

      ВЛИЯНИЕИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО  ОТНОШЕНИЯ

     НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ

                                     У   ПОДРОСТКОВ

 

 

                                                            

 

                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                           Научный руководитель

                                                                                    кандидат педагогических наук,  

                                                                                    доцент                                         

                                                                                    А.В. Тукшумская

 

                                                                        выполнил

                                                                                   студент V курса

                                                                                   Н.В. Самборская

 

 

 

                                       

 

 

                                             Москва – 2013          

                                         Содержание

 Введение…………………………………………………………………………2

 Глава I. Теоретические основы изучения влияния стиля детско – родительских отношений на формирования интернет – зависимости у подростков…………………………………………………………………………3

1.1 Понятие интернет - зависимости  в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………3

1.2 Стили родительского  отношения как психолого - педагогическая  проблема…………………………………………………………………………...7

Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование интернет -зависимости у подростков………………………………………………………17

2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17

2.2 Влияние стиля семейного  воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков……………………………………………………… …..23

Заключение…………………………………………………………………. .......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.

Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками. Отсутствие точных критериев оценки степени увлеченности ребенка компьютером, трудность определения границ нормального и чрезмерного использования Интернета, недостаточная освещенность проблемы в научной литературе лишь не позволяют выработать единую стратегию работы с подростками, чрезмерно увлеченными компьютерными играми. Последние годы данная проблема попала в фокус внимания государственных структур, оказавшихся заинтересованными в проведении исследований, дающих возможность предотвратить формирование у подростков интернет-зависимости и успешно бороться с уже сложившейся аддикцией. Одним из направлений исследований, проведенных в цикле работ, посвященных изучению интернет - аддикции, является изучение форм семейных коммуникаций, специфичных именно компьютерной и интернет-зависимости.

В современной литературе по интернет - зависимости почти не встречается работ, посвященных работе с диадой мать - подросток – исследования строятся на работе только с аддиктами. Новизна и актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем делается акцент на изучение особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с интернет -зависимостью. В фокусе нашего исследования оказался новый аспект интернет-зависимости – объективная семейная коммуникация в семьях, где подростки вырастают зависимыми от компьютера.

 

 

 

 

 

 

Глaвa I. Тeopeтичecкиe ocнoвы изучeния влияния cтиля дeтcко- poдитeльcкиx oтнoшeний нa формирование интернет - зависимости у подростов.

1.1 Понятие интернет - зависимости в психолого-педагогической  литературе.

 В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" [4] Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%.

Отмечаются особенности  Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Внимательно исследуются  механизмы возникновения Интернет-зависимости. Так, очень интересно высказывание Дж. Сулера: "Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность". Это утверждение позволяет провести параллель между Интернет-зависимостью и зависимостями от химических веществ, изменяющих состояние сознания [6].

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети [4].

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности  анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство  безопасности и сознание своей анонимности  при осуществлении интеракций, включая  пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность  для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний  пункт - это неограниченный доступ к  информации - информационный вампиризм [7].

Феномен зависимости от Интернета  может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой  ценой избавляться, но и как богатая  внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так  называемых аддиктов ощущением потока. Под последним исследователи понимают эмоции, появляющиеся у пользователей при нахождении в Сети [5].

Есть мнение, что если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, так называемого "киберрасстройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы специалисты по психическому здоровью и исследователи этого феномена [3].

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, которой она, возможно, была вначале, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а спустя немного времени он ушел в наркотики или алкоголизм. То есть это не исключено. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [7].

За проявлениями зависимости  от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.) [8].

В некоторых психологических словарях Интернет-завимсимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [9, C.4].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются  наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [15, C.110].

Исследователи приводят различные  критерии Интернет-зависимости.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание  проверить e-mail;

2. постоянное ожидание  следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на  то, что человек проводит слишком  много времени в Интернет;

4. жалобы окружающих на  то, что человек тратит слишком  много денег на Интернет [31].

Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1) [34].

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный  ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между  собой:

Психологические симптомы:

1. хорошее самочувствие  или эйфория за компьютером;

2. невозможность остановиться;

3. увеличение количества  времени, проводимого за компьютером;

4. пренебрежение семьей  и друзьями;

5. ощущения пустоты, депрессии,  раздражения не за компьютером;

6. ложь работодателям  или членам семьи о своей  деятельности;

7. проблемы с работой  или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по  типу мигрени;

4. боли в спине;

5. нерегулярное питание,  пропуск приемов пищи;

6. пренебрежение личной  гигиеной;

7. расстройства сна, изменение  режима сна [34].

Признанный авторитет  в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.

3. Чрезмерная сетевая  вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение  вебсайтов и поиск по базам  данных.

5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [31].

 

1.2 Стили родительского отношения как психолого – педагогическая    

                                              проблема.

                                                       

 Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия

Информация о работе Влияниеие стиля родительского отношения на формирование инернет – зависимости у подростков