Влияние СМК на школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение влияния СМК на школьников.
Объект исследования: Средства Массовой Коммуникации
Предмет исследования: Средства Массовой Коммуникации как фактор социализации школьников

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника
1.1 Сущность процесса социализации
1.2 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.3 Информационная среда и проблемы социализации младших школьников
3. Глава II. Изучение теоретической сущности влияния современных средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника
2.1 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
4. Глава III. Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

  1. Введение
  2. Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника
    1. Сущность процесса социализации
    2. Возрастные особенности личности младшего школьника
    3. Информационная среда и проблемы социализации младших школьников
  3. Глава II. Изучение теоретической сущности влияния современных средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника 
          2.1 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
  4. Глава III. Экспериментальное  исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средства Массовой Коммуникации (СМК) - это технические  средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.) с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным потоком информации как жизненно необходимой, так и абсолютно бесполезной, которая оставляет неизгладимый след на личности человека.

Сегодня мало у  кого возникают сомнения, что СМК  имеют колоссальное влияние на социализацию человека; они несут аудитории  информацию, рассчитанную на формирование определенных мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определенных ценностей, норм, моделей поведения, стремлений, идей, убеждений  и т.п.

Но механизм воздействия СМК на людей, как  фактора социализации, а тем более  на ребёнка, как на развивающуюся  личность, до конца ещё далеко не изучен. А если учесть какими темпами в современном обществе развиваются сами СМК, то актуальность данного исследования ни у кого не вызовет сомнений.

Для каждого  возрастного периода характерно преобладающее влияние определённых СМК. На первый взгляд напрашивается простой вывод: чем старше и образованней человек, тем сложнее используемые им технические средства распространения информации. Но бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (особенно на рубеже XX – XI веков) рисует в реалиях совершенно иную картину. Очень часто старшее поколение в силу высокой занятости получает запоздалые сведения о передовых технологиях, а младшее не имея сформированного критического мышления, использует инновации принося себе вред.

 

 

 

 Целью данного исследования является изучение влияния СМК на  школьников.

Объект  исследования: Средства Массовой Коммуникации

Предмет исследования: Средства Массовой Коммуникации как фактор социализации школьников

Задачами  данного исследования являются:

1) Определить  положения, теоритические основы исследования проблемы влияния Средств Массовой Коммуникации на социализацию школьников

2) Выявить предпочтения  школьников в СМК и оценить  их социализирую и воспитывающую функцию

3) Определить  участие родителей и роль родительских  предпочтений в СМК в предпочтениях ребенка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника

1.1 Сущность процесса социализации

 

В науку о  человеке термин "социализация" пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществление" земли, средств производства и т.д. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддинг, который в 1887 г. В книге "Теория социализации" употребил его значение, близком к современному - "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни".Однако обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, "стар, как библия". Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. стал интенсивно исследоваться социологами и социальными психологами.[3;5-10] 
      До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания. С появлением в научном обиходе понятия "социализация" произошла переориентация этих работ в новое русло, и к средине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований.  
      Попутно необходимо отметить, что почти до 60-х гг., говор о социализации, почти все учёные имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетие детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы в концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочестве, юности. 
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся меду собой в понимании роли самого человека в процессе социализации, будем считать это расхождение весьма условным.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную  позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван, по мнению А.В. Мудрика субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект).[3;89-92] У историков этого подхода стояли французский учёный Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс. 
Сторонники второго подхода, как считает А.В. Мудрика, исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход он определил как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Дорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. 
Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. 
Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества. В то же время в современных условиях социализации имеет много характеристик, общих или более менее сходных для различных обществ. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, мы будем опираться с социально-педагогической точки зрения на периодизацию А.В. Мудрика. [3;22]

 

Этапы

Возрастные рамки

Младенчество

от рождения до года

Раннее детство

1 - 3 года

Дошкольное детство

3 - 6 лет 

Младший школьный возраст

6 - 10 лет 

Младший подростковый возраст

10 - 12 лет 

Старший подростковый возраст

12 - 14 лет 

Ранний юношеский возраст

15 - 17 лет 

Юношеский возраст

18 - 23 года 

Молодость

23 - 30 лет 

Ранняя зрелость

30 - 40 лет 

Поздняя зрелость

40 - 55 лет 

Пожилой возраст

55 - 65 лет 

Старость

65 - 75 лет 

Долгожительство

свыше 70 лет


 

Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более менее  активно влияющих на их развитие. Эти  действующие на человека условия  принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знании весьма равномерны: об одних известно довольно много, о других - маловато, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.[3;65-68]

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или  иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей  Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия  социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвёртую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум. 
     Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

      Социализация человека осуществляется широким набором средств. Того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также - в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.[5;45-48] 
    Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, "механизмов". Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский учёный считает прогрессивную взаимную приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живёт. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам, по мнению А.В. Мудрика можно отнести следующие:[3]

  • Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
  • Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
  • Экзистенциональный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
  • Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого.

 

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие.

Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: "…Мы можем сколько угодно твердить своё, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой". Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Информация о работе Влияние СМК на школьников