Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.
Задачи:
1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6
1.1. Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6
1.2. Проблема профессионального выбора в подростковом возрасте...12
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19
2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19
2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17
2.1.2. Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21
2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22
Выводы……………………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..40
Приложение 3…………………………………….………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа ПРВП.docx

— 220.06 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гуманитарный факультет

Кафедра  психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Психология развития и возрастная психология

 

на тему:

 

Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор

 

 

                                                        

 

Выполнил:

                     

                                                     

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

Дата защиты: «      » _____________ 20__ г.

Оценка: ______________________________

Подпись  экзаменатора: _________________

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы акцентуации характера в психологии………………………………………………………………………...6

1.1. Основные  подходы к проблеме акцентуаций  в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Климов) психологии………………………..6

1.2. Проблема профессионального  выбора в подростковом возрасте...12

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор…………………………………..19

         2.1. Методики эмпирического исследования…………………………….19

         2.1.1.Опросник ДДО (Е.А.Климова)……………………………………..17

         2.1.2.  Характерологический опросник (Леонгард – Шмишек)………..21

       2.1.3. Описание и анализ полученных результатов…………………….22

       Выводы……………………………………………………………………..33

      Заключение…………………………………………………………………34

      Список литературы………………………………………………………..35

      Приложение 1……………………………………………………………..37

        Приложение 2……………………………………………………………..40

       Приложение 3…………………………………….………………………..45

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.

В процессе личностно ориентированного образования и профессионального самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Одной из важных целей образования является идея самореализации, жизненного трудового самоопределения, но, к сожалению, воплощение этой идеи либо находится в сильной зависимости от мастерства педагога, либо вообще не обеспечено эффективными психолого-педагогическими методиками и технологиями, тем более профориентационного плана, которые бы позволили говорить о практическом решении проблемы профессионального самоопределения подростков. Поиски новых методов и форм активизации профессионального самоопределения учащихся имеют важное значение для теории и практики обучения и воспитания. Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, СЯ.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира и др.

Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».

В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения — это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса.

Само профессиональное становление личности, в свою очередь, является составной частью общего ее развития, и др. Оно проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения.

В последние 20 лет в исследованиях профессионального самоопределения в нашей стране можно условно выделить два основных направления. Первое направление связано в основном с исследованием возрастных особенностей развития школьников. Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школы к выбору профессии и самого акта выбора.

В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности.

Целью настоящей работы является изучение влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.

Задачи:

  1. Изучить проблему акцентуации характера в психологии.
  2. Изучить основные подходы к проблеме акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии.
  3. Изучить проблему профессионального выбора в подростковом возрасте.
  4. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор.

Объект исследования: акцентуация характера подростков в возрасте 14-17 лет.

Предмет исследования: профессиональный выбор подростков

Гипотеза исследования:   акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛДЕОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ.

 

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то мы имеем так называемую акцентуацию характера.

 

 

       1.1.Основные подходы к проблеме акцентуаций в зарубежной (К.Леонгард) и отечественной (Е.Личко) психологии.

 

       В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера» К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа.

       Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление  степени определенной черты. Эта  черта личности, таким образом, становится  акцентуированной. Акцентуированные  черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. К. Леонгард вывел свою типологию акцентуированных характеров и изложил, объясняющую ее концепцию.  
       Сущность концепции К. Леонгарда заключается в том, что людей отличают друг от друга не только врожденные, но и приобретенные в течение жизни черты. Формирование характера зависит от тех условий, в которых оно происходило. Склонности, направленность интересов исходят извне, но существует и врожденная направленность интересов и склонностей. Он обращает внимание на то, что люди, имеющие одни и те же черты характера, ставя перед собой разные цели, могут быть злейшими врагами. Так, по-разному может быть направлено чувство долга у двух честолюбивых людей. Какое именно направление изберется человеком зависит от общества, в котором он живет. Кроме того, К. Леонгард отмечал, что существуют и типы людей, сформированные профессией, как, например, тип служащего, офицера или коммерсанта.  
       Профессия накладывает отпечаток на характер человека, «заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям».

   

Классификация акцентуаций по К. Леонгарду:

1) Демонстративность (демонстративный тип) высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.

2)  Педантичность (педантичный тип) высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

3) Застревание (застревающий тип) основная черта этого типа  склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей. 

4) Гипертимность (гипертимический тип)  высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип) характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8) Эмотивность (эмотивный тип)  это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

9) Циклотимность (циклотимический тип) характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные  подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми. [3]

      В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

       По мнению  А. Е. Личко, акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.[4]

Информация о работе Влияние акцентуаций характера подростков на их профессиональный выбор