Влияние аттитюдов на поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Аттитюд - специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд - ненаблюдаемый, гипотетический конструкт , который выводится на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.
Аттитюд обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться аттитюда, варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные аттитюды в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями.

Содержание

Аттитюд (значение)
Формирование аттитюда
Теория аттитюдов
Аттитюды и поведение
Связь аттитюдов и поведения

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние аттитюдов на поведение.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

            

                РЕФЕРАТ

 

 

 

По дисциплине: Социальная психология. Психология общения.

 

Тема: Влияние аттитюдов на поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила:

                                                                                                          Студентка 2 курса   

                                                                                                          Дневного отделения   

                                                                                                          Группы: ДЕФ-ДБ-2   

                                                                                                          Федянина А. С

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Аттитюд (значение)
  2. Формирование аттитюда
  3. Теория аттитюдов
  4. Аттитюды и поведение
  5. Связь аттитюдов и поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Аттитюд - специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд - ненаблюдаемый, гипотетический конструкт , который выводится на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.

Аттитюд обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться аттитюда, варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные аттитюды в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями.

Аттитюд считается  гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе измеряемых реакций, которые отражают позитивные или негативные оценки объекта аттитюда.

Выделяются 3 категории реакций:

1) Когнитивные реакции  или убеждений (отражающих индивидуальное  восприятие объекта аттитюда  и знание о нем);

2) Аффективных реакций  (оценок объекта и испытываемых  к нему чувств);

3) Конативных реакций (поведенческих  намерений, тенденций и действий  в отношении объекта).

Большинство социальных психологов определяют аттитюд в терминах аффекта  или оценки, хотя некоторые рассматривают  их как включающие в себя все 3 перечисленных  класса реакций.

Аттитюд (УСТАНОВКА, СОЦИАЛЬНАЯ) - психология регулярно сталкивается с трудностями, связанными с определениями, но самые большие проблемы возникают, когда термин подобно этому используется для выражения понятия, имеющего фундаментальное значение для объяснения человеческого поведения, и значение это оказывается более широким, чем предполагали те, кто вводил этот термин. А именно:

  1. Термин образован от латинского "aptitudo", что означает "пригодность". Таким образом, первоначально он употреблялся в отношении пригодности, способности кого-либо выполнять какую-то деятельность или решать какие-то задачи. 
  2. В этологии и сравнительной психологии этот термин употребляется для обозначения преднамеренного действия, так что о припавшем к земле животном можно сказать, что у него "установка на нападение". 
  3. В традиционных теориях личности и социальной психологии понятие аттитюда первоначально выполняло скорее объяснительную роль, чем просто описательную. То есть атти-тюд рассматривался как некоторая внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяла объяснить действия человека. Это значение в основном представляет собой расширение значения 2, но его современное использование обычно включает в себя несколько компонентов, а именно: познавательный (убеждение или мнение, которого кто-то сознательно придерживается); эмоциональный (эмоциональный тон или чувство); оценочный (положительная или отрицательная оценки); конативный или поведенческий (предрасположенность к действию). Ведутся дискуссии о том, какой из этих компонентов следует считать более (или менее) важным. Представители когнитивных теорий обычно утверждают, что основным является базовое убеждение, сторонники бихевиоризма сосредоточивают свое внимание на конативном аспекте (иногда слишком радикально, см. 4), и большинство других исследователей предполагает, что решающую роль играет комбинация эмоциональных и оценочных компонентов. То, как именно термин используется в современной психологической литературе, в значительной степени зависит от теоретических позиций автора. 
  4. Тенденция к какой-то реакции. Здесь предполагается, что это понятие должно быть лишено той размытости, которая наблюдается в использованиях значения 3, и что сделать это можно путем его операционализации, аттитюд рассматривается как нечто, о чем можно делать выводы, только исходя из наблюдаемого поведения.

В соц. психологии А. – предрасположенность  склонность субъекта к совершению определенного  соц. поведения. при этом предполагается, что А. имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного соц. объекта явления определенным образом. Однако использование термина во многом зависит от теоретического уклона автора еще в 1935 г. Г. Оллпорт насчитал 17 дефиниций А. . Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие определение социальный напр., соц. нормы, соц. стереотипы или соц. роли отличаются высокой неоднозначностью. Иногда А. понимается как устойчивое эмоционально насыщенное представление мнение о чем-либо, что близко к пониманию комплекса, которое предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в А. обычно выступает стереотип обобщенное представление , а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство. Принято выделять 4 потенциальные функции А.: 1 социально-приспособительную утилитарную, адаптивную, инструментальную : мы действуем в соответствии с определенными А., потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу. 2 когнитивную: А. упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события. 3 выражения экспрессивно-оценочную : проявляясь в мнениях и поведении, А. способствует самовыражению личности. 4 психологической защиты: А. предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку. В 1942 г. М. Смит разработал т. н. 3-компонентную структуру А., выделив: а когнитивный осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе . б аффективный эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом . в поведенческий конативный, отражающий диспозицию к действию компоненты. Многими эмпирическими исследованиями обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами А., так и между А. и реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер LaPier, 1933 выявил у 90 % исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженный негативный А. относительно обслуживания китайцев, что практически в 100 % случаев противоречило реальному их поведению т. н. парадокс Ла Пьера . Н. Рокич усложнил структуру А., предположив одновременное существование 2 А., каждый из которых может актуализироваться в данный момент времени – на объект и на ситуацию. Проблема конгруэнтности А. и поведения выходит за рамки академической науки вследствие надежд на прогнозирование поведения с помощью А. Однако эти надежды оправдываются только при т. н. легкодоступных А. Р. Фазио, К. Уильямс – т. е. тех, что легко актуализируются и приходят в голову. Считается, что легкодоступные А., модифицируя когнитивную интерпретацию соц. ситуации, в конечном счете определяют поведение индивида. Причина устойчивого интереса к проблеме А. коренится в понимании А. как необходимого условия поведения, что превращает целенаправленное формирование и изменение А. в потенциальный ключ к контролю за поведением. Нет и, очевидно, не м. б. данных о среднем количестве А. у среднестатистического человека: в сущности, любой соц. объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, может продуцировать возникновение А. Совокупность А. человека, взаимосвязанных между собой и отличающихся от других его А., называют кластером А. Кроме того, кластером А. также называют некоторое множество родственных А. членов к.-л. группы, которые показывают сильную ковариацию: высокие низкие показатели по одному А. внутри кластера сопровождаются высокими низкими показателями по другому. В сов. соц. психологии термин А. использовался как син. термина соц. установка, что создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки, разрабатывавшимся в рамках общей психологии, напр. в школе Д. Н. Узнадзе. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредствования. В. Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой А. как фиксированная соц. установка помещается на уровне между элементарными фиксированными установками в понимании Узнадзе и 2 более высокими уровнями: базовыми соц. установками в которых фиксируется общая направленность интересов личности и ценностными ориентациями.  

Формирование  аттитюда

В настоящее время подчеркивается роль информации как основы для формирования аттитюдов. Согласно этой точке зрения, основными детерминантами аттитюда являются убеждения, репрезентирующие субъективное знание людей о самих  себе и об окружающем мире. Каждое убеждение  связывает объект аттитюда с позитивно  или негативно оцениваемым атрибутом: например курение (объект) вызывает рак  легких (атрибут). В широком смысле чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами объекта и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате аттитюд. Более точные формулировки достигаются при помощи моделей ожидаемой ценности или ожидаемой полезности аттитюда. Согласно этим моделям, ценность или полезность каждого атрибута вносит свой вклад в аттитюд прямо пропорционально величине субъективной вероятности (или силе убеждения) того, что данный объект обладает рассматриваемым атрибутом. Суммарное или усредненное значение таких взвешенных полезностей атрибута определяет общий аттитюд в отношении данного объекта.

Теория аттитюдов

Позитивные и  негативные аттитюды свойственны людям  всех возрастов и любых культур. Эта вездесущность аттитюдов  на протяжении многих лет привлекала к себе внимание теоретиков в области  соц. наук. С момента своего возникновения  в начале этого столетия соц. психология обратилась к изучению аттитюдов. Этот термин охватывает широкое разнообразие психол. и поведенческих предрасположенностей. Люди могут обладать аттитюдом ожидания (expectant attitude) (напр., бегун, ожидающий выстрела стартового пистолета), аттитюдом недовольства (disgruntled attitude) (как в случае, когда отвергаются наши просьбы о повышении зарплаты), аттитюдом сотрудничества (cooperative attitude) (когда нас просят о помощи), или авторитарным аттитюдом (authoritarian attitude) (относительно межгрупповых и межличностных отношений). Первоначальные усилия теоретиков направлялись, гл. обр., на разработку категориальных принципов, на основе к-рых можно было бы классифицировать различные аттитюды. Для различения между основными "типами" аттитюдов предлагались многочисленные дихотомии, в том числе "психические/физические", "произвольные/непроизвольные" и "осознанные/неосознанные". Дискуссии в отношении понятия аттитюда на всем протяжении 1930-х гг. велись преимущественно вокруг таких разграничений. Это разнообразие в употреблениях термина "аттитюд" и эти категориальные различия до сих пор обнаруживают себя в дискуссиях об аттитюдах среди непрофессионалов. Однако, начиная с 1930-х гг., профессиональное употребление этого понятия приобрело более очерченные рамки. Понятие аттитюда отличается от др. предрасположенностей, таких как ситуационно-специфические ожидания (напр., установки), личностные характеристики (напр., авторитаризм), черты (напр., склонность к сотрудничеству) или настроения (напр., чувство счастья). Концептуальные свойства аттитюда. Наиболее заметной отличительной особенностью аттитюда яв-ся его оценочный характер, предрасположенность позитивно или негативно реагировать в направлении объекта. Т. о., аттитюды можно расположить на оценочном континууме от очень благоприятных до крайне неблагоприятных. В теории предпринимаются попытки связать этот гипотетический конструкт с наблюдаемыми переменными. Теоретики предполагают, что аттитюды приобретаются в процессе жизненного опыта. В связи с этим важнейшей задачей становится определение предпосылок формирования и изменения аттитюда. Все теоретики сходятся в том, что аттитюды оказывают направляющее влияние на наблюдаемые внешние реакции. Т. о., вторая задача состоит в том, чтобы определить последствия аттитюда; следовательно, полная теория аттитюдов должна обеспечивать понимание как причин, так и следствий. Подходы к разработке теории аттитюдов фокусируются на тех процессах, посредством к-рых аттитюды формируются и оказывают влияние на нашу жизнь. Эти теории используют разнообразные психол. процессы, к-рые были изучены в областях подкрепления и научения, познания и памяти, потребностей и мотивации. В теориях аттитюдов, хотя и в меньшей степени, могут также использоваться данные исслед. в области восприятия, физиологии и генетики. Цель такого "процессуального" подхода заключается в создании теории, применимой в отношении всех объектов аттитюда и всех условий, в которых аттитюды выражаются или изменяются. Следовательно, не существует теорий, специально разрабатываемых для "расовых аттитюдов", "влияний групп ровесников" или "телевизионной рекламы". Все такого рода специфические вопросы должна учесть единая теория, опирающаяся на базовые психол. процессы. Предпосылки. Исследователи аттитюдов приложили гораздо больше усилий в изучении предпосылок (antecedents) возникновения аттитюдов, чем их последствий. По-видимому, широко распространенное убеждение в релевантности аттитюдов соц. поведению повлияло на значительно больший интерес исследователей к тому, каким образом можно изменять аттитюды (и, следовательно, как ими можно манипулировать) с пользой для об-ва. Было исследовано большое количество переменных, значительная часть к-рых связана с эффектами убеждающих коммуникаций. В коммуникационном процессе можно выделить пять компонентов: источник (напр., вызывающий доверие коммуникатор), сообщение (напр., использование пугающей информ.), канал (напр., личный опыт или средства массовой информ.), получатель (напр., интеллект аудитории) и цель (напр., временное ослабление вызванного изменения). Исчерпывающая Т. а. должна быть в состоянии объяснить факты, обнаруженные во всех этих областях. К сожалению, на сегодня не существует единой, унифицированной Т. а., признаваемой всеми исследователями в данной области. В учебниках по Т. а. приводится свыше 30 различных теорет. концепций. Среди них можно выделить четыре группы теорий. Все они сходятся в том, что аттитюды можно представить как оценочную тенденцию, располагающуюся на континууме "за-и-против". Они различаются, однако, в отношении дополнительных свойств, к-рые включаются в этот гипотетический конструкт. С т. зр. недифференцированного подхода, аттитюд есть не что иное как оценочная тенденция (evaluative disposition). Аттитюдом яв-ся недифференцированное понятие, подразумевающее лишь некую локализацию на определенном оценочном континууме. Предшествующий опыт, влияние информ., подкрепления, и мотивационные давления - все они вносят свой вклад в данный аттитюд по ходу своего возникновения. Сам итоговый аттитюд яв-ся кумулятивным приращением этих прошлых событий. Каждый элемент жизненного опыта вносит свой вклад в момент его возникновения и впоследствии оказывается иррелевантным статусу этот аттитюда. Такой недифференцированный подход часто используют теории, к-рые опираются на принципы классического обусловливания и подкрепления. Таким же образом поступают теории, рассматривающие аттитюды в качестве результата процессов последовательной интеграции информ, или процессов формирования понятий. Вторая группа теорий рассматривает аттитюды как набор убеждений (set of beliefs) личности, к-рые она разделяет в отношении объекта аттитюда. В этом случае, осн. элементами аттитюда служат убеждения или представления данного индивидуума. Общая оценочная тенденция - лишь один из нескольких атрибутов, к-рыми характеризуется аттитюд. Оценочная тенденция яв-ся результатом всех тех убеждений, к-рые актуализируются в момент инициации наблюдаемой реакции. С этой т. зр., не существует никакой единственно "верной" оценочной тенденции, а есть лишь некая усредненная предрасположенность, проявляющаяся в наборе разнообразных реакций. Каждая реакция имеет своим источником специфическую выборку набора убеждений; оценочная согласованность возникает потому, что все выборки извлекаются из одной и той же совокупности убеждений. Третья группа теорий говорит о действующем на чел. наборе мотивационных сил (set of motivational forces), к-рые релевантны объекту аттитюда. В состав базовых элементов аттитюда входят ценности, потребности, внутренние побуждения (драйвы), мотивы и диспозиции личности. Как правило, этот набор представлен в основном устойчивыми (а не ситуационно обусловленными) мотивационными тенденциями. Эту т. зр. иногда называют функциональным подходом, поскольку аттитюды (их формирование и изменение) рассматриваются как функционально удовлетворяющие более фундаментальные мотивационные потребности. Было определено широкое разнообразие этих относящихся к аттитюду функций. Аттитюды могут выполнять функцию средства (instrumentality), когда они используются с целью получения вознаграждений и избегания наказаний в нашем соц. мире. Люди часто открыто выражают аттитюды как один из способов управления впечатлениями, к-рые формируют о них другие. Аттитюды могут выполнять функцию поддержания ценности (value-maintenance function), когда они рассматриваются как производные от более фундаментальных ценностей (и обеспечивающие их поддержку), наподобие "равенства" и "финансовой защищенности". Аттитюды могут выполнять функцию знания (knowledge), помогая нам эффективно справляться с потоком сложной и разнообразной информ., к-рый непрерывно обрушивается на нас в течение жизни. Аттитюды позволяют нам упрощать эту информ., распределяя ее по категориям, соответствующим тому или иному объекту аттитюда, и затем скрепляя позитивную или негативную тенденцию реагирования с каждой такой категорией. Аттитюды могут выполнять функцию согласованности (consistency), поскольку люди испытывают потребность рассматривать себя здравомыслящими и последовательными в своих аттитюдах и убеждениях; осознание возникших разногласий или противоречий вызывает дискомфорт и мотивирует индивидуума к восстановлению нарушенного когнитивного равновесия. Аттитюды могут выполнять функцию уникальности (uniqueness), оставляя людям возможность вырабатывать аттитюды, к-рые отличают их от других в своей соц. группе. Аттитюды могут выполнять эго-защитную (ego-defensive) функцию, защищая чел. от той обнаженной правды о самом себе, к-рую он выводит из антисоциальных импульсов и внутренних конфликтов, а также из внешних источников информ. Аттитюды могут выполнять функцию реактивного сопротивления (reactance): поскольку люди сопротивляются покушению на их свободу думать и чувствовать так, как они хотят, они вырабатывают аттитюды прямо противоположные тем, к-рые выражаются источником принуждения. Оценочная характеристика аттитюдов срабатывает в обслуживании этих мотивов: позитивные аттитюды возникают лишь в том случае, если базовые мотивационные потребности удовлетворяются позитивными реакциями в отношении объекта аттитюда. Наблюдаемая аттитюдная реакция будет зависеть от того, какой набор мотивов оказывается доминирующим в данный момент времени. Т. о., как и в концепции "набора убеждений", при подходе с позиций "набора мотивов" предполагается, что не существует единственно "верного" аттитюда; согласованность реакций вытекает из устойчивости лежащей в основе аттитюда мотивационной структуры индивидуума. Четвертая группа Т. а. отстаивает позицию, что аттитюды не существуют.

Аттитюды и  поведение

С момента своего возникновения  понятие аттитюда все время привлекалось для объяснения социального поведения. Поскольку аттитюды рассматриваются  как предрасположенность к исполнению определенных видов поведения, естественно  предположить, что они направляют и, в известном смысле, детерминируют  социальные действия. Расовые предрассудки (негативные аттитюды по отношению  к расовым или этническим группам) несут ответственность за дискриминационное  поведение, политические действия вытекают из либеральных или консервативных аттитюдов, а многие виды поведения  в сфере половых и семейных отношений объясняются религиозной  принадлежностью. В качестве общего правила предполагается, что позитивные аттитюды будут вызывать благоприятные  действия в отношении объекта  аттитюда, тогда как негативные аттитюды будут вызывать неблагоприятные  действия.

Исследование отдельных  случаев, казалось, подтверждали гипотезу о тесной связи между аттитюда и поведением. И действительно, предположение  о том, что аттитюды могут использоваться для прогнозирования и объяснения социальных действий, не встречало  серьезных возражений вплоть до конца 1960-х гг. Однако к этому времени  появились многочисленные свидетельства  того, что предполагаемая устойчивая связь между вербальным выражением аттитюда и открытым поведением не отвечает фактическому положению дел. В хорошо проконтролированных исследований не удалось обнаружить связи между расовыми аттитюдами и такими действиями, как предпочтение в приеме представителей определенной расовой группы в отеле или ресторане, конформизм по отношению к их мнениям или действиям или распространение пригласительных билетов только среди представителей этой группы. В числе многих других отрицательных данных приводились доказательства того, что аттитюды, касающиеся обмана, не могут предсказать реального поведения, целью которого является обман, что аттитюды в отношении другого человека оказывались не связанными с сотрудничеством или соперничеством с этим человеком и что аттитюды по отношению к работе имели мало общего с прогулами, опозданиями или увольнениями.

Под давлением этих отрицательных  фактов социальной психологи были вынуждены  пересмотреть взгляды на природу  аттитюда и его связь с социальным поведением. Обновленному пониманию  способствовал возврат пониманию  аттитюда как ненаблюдаемого, гипотетического  конструкта, который должен выводиться на основе измеряемых реакций на объект аттитюда.

Отдельно взятые виды поведения, однако, могут предсказываться на основе аттитюдов, касающихся этих видов, — например, аттитюд по отношению  к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных аттитюдов по отношению к этой контркультуре), аттитюд по отношению к посещению церковных служб (в противоположность аттитюдов, касающимся самой церкви) или аттитюд по отношению к сдаче крови (вместо глобальных аттитюдов, связанных с альтруизмом). Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в аттитюдах по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Таким образом, даже если аттитюды по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие аттитюды и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий.

Информация о работе Влияние аттитюдов на поведение