Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:
1. позиция родителей основана на гуманности и любви;
2. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………..………………………..5
1.1. Особенности взаимоотношений детей и родителей……………….5
1.2. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей……………………………………………………………………………....19
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………..……………………….26
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми………………………………………….……………..…..26
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных отношений между детьми и родителями………………………………….…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

 

ТЕМА « ВЛИЯНИЕ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ  СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………..………………………..5

1.1. Особенности взаимоотношений детей и родителей……………….5

1.2. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей……………………………………………………………………………....19

2. УСЛОВИЯ И ПУТИ  ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………..……………………….26

2.1. Экспериментальное изучение  характера взаимоотношений между родителями и детьми………………………………………….……………..…..26

2.2. Самостоятельность  как личностное качество и  фактор позитивных отношений  между детьми и родителями………………………………….…...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение  значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания  не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности  ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину  сформировался как личность. [9, 204с.]

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры,  – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную,  долговременную и важнейшую роль. У  тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему  поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительное  и свести к минимуму отрицательное  влияние на детей.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в  России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.)  обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом  анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.

Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.

Предмет исследования:  условия позитивных взаимоотношений в семье.

Цель работы:  выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.

Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:

    1. позиция родителей основана на гуманности и любви;
  1. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

1. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности

 

  • 1.1 Особенности взаимоотношений детей и родителей в современной семье
  •  

    Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой  обязанностью ее членов, которая делаем ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

    Семью можно отнести  к естественно малой группе, так  как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

    Итак, семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым  минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И,  вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [14, 202 с.]

    Семья выполняет определенные функции: генеративную, функцию первичной социализации или воспитательную, экономическую и хозяйственно-бытовую, гедонистическую, рекреационную, фелицитологическую, коммуникативную, регулятивную.

    Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

    Отношения между  людьми в семье из всех человеческих отношений  бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:

    1. Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.
    2. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную  моральную и эмоциональную поддержку.
    3. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения – авторитет, руководство, подчинение и прочее.
    4. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласие, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании. [18, 403 с.]

    Большое значение для  воспитательного потенциала семьи  имеют такие ее составляющие, как  образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать  добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

    Различают три основных стиля: авторитарный, демократический  и либеральный.

    Авторитарный стиль  представляется как жесткое декларирование  родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.

    Либерализм в семье  характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.

    Демократизм       основывается      на       взаимной заинтересованности, поддержке  и  взаимопомощи.   При  авторитарном   стиле  потребности детей подавляются, а при либеральном - игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.

    Основным   направлением в  описании типологии   семейного  воспитания -   это изучение   воспитательных родительских    установок    и позиций.   В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции.   Позиция -  мнение,   точка  зрения, отношение к чему - либо и соответствующее поведение.

    Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

    Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию.

    Гибкость родительской позиции рассматривается как  способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий  жизни семьи.

    Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов  воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку:

    - воспитание по типу любви и принятия

    - воспитание по типу чрезмерной опеки

    - воспитание по типу излишней требовательности.

    Другая группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу, что более точная  оценка воспитания заключается не   в одном,  а в нескольких аспектах. С одной стороны - эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

    1) теплое отношение  к ребенку в сочетании с  представлением ему самостоятельности  и инициативы;

    2)  холодное  разрешающее   воспитание,   при  котором   есть  некоторой холодность к ребенку,   недостаточность родительских   чувств сочетаются с представлением ему свободы,

    3) теплое ограничивающее  воспитание, которое характеризуется  эмоционально ярким отношением  к ребенку с излишним контролем  за его поведением;

    4) холодное ограничивающее  воспитание, которое сопровождается  постоянной критикой ребенка,  придирками, а иногда и к преследованию  самостоятельного поступка.

    В последнее время  определился еще один подход, исходящий  не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность.

    В   ходе воспитания   под    воздействием   обстоятельств,    тех   или    иных   событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет  ошибочным считать, что поведение родителей  от рождения  ребенка до  его взросления описывалось одним   типом   воспитания.   Практика   показывает   в   поведении   родителей несколько     вариантов     отношений.      Приведенный     подход     позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

    Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Однако, исследователи выделяют, что общение в семье может осложняться по некоторым объективным причинам.

    1. Было исследовано,  что диапазон эмоциональных проявлений  в семье может колебаться, т.к. включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.

    2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения.

    3.  Общение  в   семье  связано  с  мелкими,   каждодневными  бытовыми хлопотами,     что     обесценивает     его     содержательную     сторону     т.к. ограничивается     внешней    результативностью     при    внутренней     пустоте отношений.

    4. У родителей часто  отсутствует психолого-педагогический  опыт. Он приобретается параллельно  с развитием ребенка. Поэтому  возможны ошибки из-за отсутствия  психолого-педагогического опыта. 

    Можно  сказать, что при потенциально высоких возможностях   семейного   воспитания   существуют причины, которые  усложняют  процесс  внутрисемейного взаимодействия.

    В    результате    каждодневного   взаимодействия    складывается   общая атмосфера  внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Встречают следующие виды отношений.

    1. Сотрудничество    заключается    в    поддержке    и   взаимоотношении. В семье удовлетворяются  основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.

    2. Соревнование - в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

    3. Конфронтация - в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.

    Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста