Влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.Понятие "психология" возникло на рубеже XVI-XVII веков.
Этимологически это слово производно от древнегреческих "psyche" (душа) и "logos" (учение, знание, наука).

Содержание

Введение 3
1.Научные открытия XIV- XVI вв. 5
2.Научные открытия XVII вв. 9
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение        3

 

1.Научные открытия  XIV- XVI вв.   5

 

2.Научные открытия XVII вв.   9

 

Вывод

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Понятие "психология" возникло на рубеже XVI-XVII веков.

Этимологически  это слово производно от древнегреческих "psyche" (душа) и "logos" (учение, знание, наука). Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие - философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно быть обозначить им книги ряда авторов . Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), он впервые ввел в философский язык термин «психология», и сейчас наиболее популярный перевод - "наука о душе".

Наука — это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Особенно важную роль играют периоды научных революций, т.е. глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижений естествознания.

Слово естествознание представляет сочетание двух слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно.

Платон  заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки  изначально были частью философии. Развитие естественных наук начинается в тот день, когда философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания, уступая частично место точным и систематическим наблюдениям, а главное - эксперименту. Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия реальной действительности и состоит научный метод.                          

 Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Однако возьмем во внимание тот факт, что естествознание, являясь основой всякого знания, оказывало на развитие психологии значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями, что подтверждается при рассмотрении основных научных революционных открытий в исторических периодах развития естествознания .

 

 

1.Научные  открытия XIV- XVI вв.

 

 

Период  Возрождения наступает после  средневековья XIV- XVI вв.

Он  характеризуется активизацией культурной и научной жизни (возрождение). В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы, в том числе и Россию, но в основном — страны Западной Европы. Наиболее важной отличительной чертой эпохи Возрождения явилось возвращение к ценностям античности. В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1406-1468) изобрел первый печатный станок — началась эпоха книгопечатания. Первыми в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Появляется понятие humanitas как свойство человека, которое определяет его достоинства и влечение к знаниям.

Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от догматов и давления религиозных представлений. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. В этот период наука рождается в мастерских художников, скульпторов и т.д., которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии, и других наук. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта необходимость отыскания правил переростает в работу по открытию законов природы.

Леонардо да Винчи (1452–1519) известен не только как гениальный живописец, но и как блестящий анатом. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются по законам механики, следовательно, принципиально не должно быть препятствий для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции. Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции. Механика привела к созданию сложных машин, способных к всевозможным движениям, внешне напоминающим движения человека и животных. Появился соблазн применить законы машинной механики к пониманию и объяснению движений человека.

 Возрождение — период великих открытий в области астрономии, механики, математики — связан с именами Николая Коперника, Джордано Филиппе Бруно и Галилео Галилея,.

Николай Коперник (1473—1543) — польский астроном и мыслитель, автор знаменитой работы «О вращении небесных сфер» (1543). Он развивает и доказывает как научную истину идею гелиоцентризма, согласно которой Земля в числе других планет вращается вокруг Солнца (Гелиос — Солнце). Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления естествоиспытателей, повернув его от привычных и закостенелых догм к непосредственному исследованию реального мира. Учение Коперника произвело настоящую революцию во всем человеческом мировоззрении. Коперник стер грань между "земным" и "небесным".

Другим выдающимся последователем Н. Коперника, был Джордано Бруно. Он выдвинул идею множественности миров, которую можно трактовать как принцип эквивалентности разных мест во Вселенной. Джордано Бруно (1548-1600), итальянский философ и поэт, развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечном множестве миров во Вселенной в работе 1584 г. «О бесконечности Вселенной и мирах. Интересным представляется мнение Бруно, что любое познание с помощью “ума” (“интеллекта”) должно сводиться к упрощению, т.е. к познанию минимума как субстанции всех вещей: “Когда интеллект хочет понять сущность какой-либо вещи, он прибегает к упрощению, насколько это возможно; я хочу сказать, что он удаляется от сложности и множественности, сводя преходящие акциденции, размеры, обозначения и фигуры к тому, что лежит в основе всех вещей”. В этом случае, по мнению Бруно, “интеллект ясно этим показывает, что субстанция вещей состоит в единстве, которое он ищет в истине или в уподоблении”. Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский физик, астроном, математик, разделявший и защищавший идеи Коперника. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений.  
Также характерно для периода великих астрономических открытий новое понимание закономерности и случайности - случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления.

В Испании возникли направления, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, X. Вивес (XVI век) в знаменитой в ту эпоху в Европе книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно воспитывать ребенка. Другой врач,  Х.Уарте (XVI век), требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в своей книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Из всех областей естественнонаучного направления  следует отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека.

Парацельс (Paracelsus) (псевдоним; настоящее имя и фамилия — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм;) (1493—1541), врач эпохи Возрождения. Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма и методах лечения болезней. Он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину. Создал учение об "архее" — высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма. Везалий (1514-1564) выпустив фундаментальный труд « О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА» заложил современные основы анатомии человека. Гарвей (1578—1657 гг.) — открыл законы кровообращения, определил роль сердца как насоса, убедительно объяснил, что артерии и вены есть 1 круг кровообращения.

Наряду  с расцветом наук, искусств и ремесел для эпохи Возрождения характерна вторая составляющая культурной жизни, связанная с ростом религиозного прессинга и широким распространением демонологии. В наибольшей степени эта регрессивная составляющая отразилась на психиатрии, где душевная болезнь считалась расплатой за грехи.

Научная революция, происходившая  с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений  природы; с помощью научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Отражением главной ориентации той эпохи — ориентации на человека, на совокупность его ближайших потребностей и прежде всего на решение наиболее близких ему медицинских проблем — было быстрое развитие биологического познания.

 

 

2.Научные открытия XVII вв.

 

 

Накопительная биологическая работа в XVI— XVII вв. значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов. Прежде всего, это касалось природы индивидуального развития организма.

В то время биология находилась на очень низкой ступени  развития. Еще не были известны основные законы, управляющие развитием и жизнью растений и животных. Мало знали ученые и о строении и функциях организма животных и человека. Поэтому для каждого наблюдательного натуралиста, обладавшего талантом и целеустремленностью, открывалось широкое поле деятельности.

Левенгук (1632-1723) был одним из наиболее выдающихся исследователей первооткрывателей. Он первый увидел, как кровь циркулирует в мельчайших кровеносных сосудах. Обнаружил, что кровь - это не однородная жидкость, как думали его современники, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших частиц. Теперь их называют эритроцитами.

Очень важно и другое открытие Левенгука: в семенной жидкости он впервые  увидел сперматозоиды - те маленькие клетки с хвостиками, которые, внедряясь в яйцеклетку, оплодотворяют ее, в результате чего возникает новый организм.

Рассматривая под сконструированной  им лупой тонкие пластинки мяса, Левенгук обнаружил, что мясо, или, точнее говоря, мышцы, состоит из микроскопических волоконец

Левенгук был первым человеком, который увидел микробов. Это замечательное  открытие он мог совершить только потому, что своими руками сделал такие  увеличительные стекла, которые до него никто и представить себе не мог. Конечно, это было не то, что  называют микроскопом. Сложные приборы, состоящие из нескольких увеличительных стекол, названные микроскопами, были изобретены значительно позже.

Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотразимые  удары по религиозным мифам Средневековья.

В XVII в. начали интенсивно развиваться науки. Иоганн Кеплер (1571-1630) Ио́ганн Ке́плер(1571-1630) немецкий математик, астроном, оптик и астролог. Открыл законы движения планет. Путем вычислений он доказал, что планеты движутся не по кругам, а по эллипсам — замкнутым кривым, форма которых несколько отличается от круга.Строго говоря, система мира Кеплера претендовала не только на выявление законов движения планет, но и на гораздо большее. Аналогично пифагорейцам, Кеплер считал мир реализацией некоторой числовой гармонии, одновременно геометрической и музыкальной. Его закона имеют решающее значение в истории науки прежде всего потому, что они способствовали доказательству закона тяготения Ньютона. дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной.

Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание (параллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления, и открытие трех основных законов движения, которые легли в основу механики. Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.    Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных открытий не оказало такого громадного влияния на дальнейшее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все – малое и большое, земное и небесное.

Информация о работе Влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки