Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая полностью.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия представлены факторами A, H, F, E, Q2, N, L. [8, 11].

Согласно результатам  исследования качеств вышеперечисленных личности, для исследуемых нами лицеистов, планирующих получить профессию психологов, характеры: открытость, общительность и добродушие. Им свойственны естественность и непринужденность в поведении. Они внимательны, охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, не бояться критики, доверяют людям, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Эти качества очень важны для психолога, так как в его работе очень важно установить контакт с клиентом на основе взаимного доверия, обеспечить для клиента атмосферу безопасности, быть аутентичным, работать по принципу «здесь и теперь» и, что немаловажно, быть открытым собственному опыту.

Исследуемые нами лицеисты выдержанны, работоспособны, для них характерна эмоциональная зрелость. Они настроены реалистически, способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Это также имеет для психологов большое значение. Психолог должен четко осознавать свои цели и возможности, быть готовым к контактам с представителями смежных профессий с целью обмена опытом и, что особенно важно в психологическом консультировании, быть терпимым к неопределенности, давать возможность клиенту самому постепенно разбираться в своих проблемах, помогая ему, а не навязывая свою точку зрения.

Испытуемые независимы, энергичны, уверены в себе. Им свойственна  жизнерадостность, импульсивность, подвижность  и чувствительность. Социальные контакты для них эмоционально значимы. Они осторожно в поступках, осознанно соблюдают нормы и правила поведения, ответственны, настойчивы в достижении цели. Для них характерна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Выраженность у исследуемых нами учащихся психологического лицея этих качеств так же в очень позитивной степени может повлиять на формирование у них профессионализма в случае выбора ими профессии психолога. Работа психологом предполагает грандиозную ответственность за свои слова и поступки. Ведь эта работа ведется ни с чем иным. Как с психикой человека, с его внутренними переживаниями, к которым нужно относиться уважительно и максимально осознанно. При этом за помощью к психологу могут обращаться совершенно разные люди, поэтому готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми так же может в значительной степени помочь в работе. Жизнерадостность, энергичность и эмоциональность особенно в совокупности с разносторонними интересами необходимы психологу для успешного преодоления синдрома эмоционального сгорания, при появлении которого появляется угроза пресыщения людьми, недовольства собой и слабой мотивации эмоциональной отдачи (эмоционального дефицита). Чувствительность в совокупности со способностью к сопереживанию и сочувствию позволяет психологу осознавать и анализировать чувства, которые испытывает клиент, используемые им  психологические защиты и переносы, а также чувства и контрпереносы, характерные для самого психолога. Это просто необходимо для плодотворной работы с клиентом, для распознавания и решения им своей проблемы.

Исследуемым нами учащимся психологического лицея, согласно полученным нами результатам, свойственно развитое воображение и высокий творческий потенциал. В то же время они характеризуются разумностью и проницательностью, аналитичностью мышления стремление быть хорошо информированными. Эти показатели, в свою очередь, говорят о том, что при выборе студентами профессии психолога, они будут достаточное внимание уделять психодиагностике и смогут успешно оперировать самыми различными методиками, включая проективные.

Испытуемые, согласно результатам  исследования, предпочитают собственные  решения, независимы, следуют по выбранному ими самими пути, сами действую, но не стремятся навязать свое мнение окружающим. Они характеризуются развитым самоконтролем  и точностью выполняемых социальных требований. Психолог-профессионал обязательно в первую очередь должен сам быть абсолютно уверен в том, что он говорит, чтобы клиент мог доверять ему и не сомневаться в его компетентности. Психологические защиты и переносы клиентов не должны искажать его представление реальности. Психолог должен дать клиенту понять, что за свою жизнь и свои выборы ответственен он сам, а не кто-то другой и не ориентировать клиента на то, что психолог решит все его проблемы. Задача психолога – помочь клиенту осознать свое состояние, понять, что ему необходимо сделать, чтобы сохранить целостность своей личности и избавиться от дискомфорта, но не давать ему советов и не пытаться решить его проблемы, навязывая свое мнение. Наличие у исследуемых нами лицеистов вышеперечисленных качеств говорит о том, что при выборе ими профессии психолога, они смогут достаточно успешно избежать подобных ошибок и выполнять свою работу в соответствии с требованиями к деятельности психолога-профессионала. [8, 11].

Таким образом, исследование при помощи 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла личностных черт учащихся психологического лицея, намеревающихся получить профессию психолога, мы получили следующие результаты.

Исследуемым нами учащимся психологического лицея свойственны: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Иными словами, они характеризуются развитыми интеллектуальными способностями (согласно предложенной выше классификации факторов), развитой волевой сферой, эмоциональной зрелостью, активностью и необходимыми для коммуникативного взаимодействия межличностными свойствами.

Помимо этого, испытуемым в большинстве своем либо присущ социальный типу личности в его взаимосвязи со сферой профессиональной психологической деятельности, либо черты социального типа личности выражены у них в значительной степени. И что особенно важно  для лицеистов, намеревающихся получить профессию психолога, им  свойственен высокий уровень эмпатии

 

 

 

Заключение

Выбор профессии –  один из самых важных выборов в жизни человека. То, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия – в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень  актуален вопрос диагностики профессиональной профпригодности, рассмотрению которого мы и посвятили нашу работу. Диагностика профессиональной профпригодности заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики  профессиональной профпригодности  необходимо еще и потому, что оно  позволит снизить процент несоответствующих  профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В своей работе мы ознакомились с теоретическими основами взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности – профессионала; подобрали методики для диагностики степени развития у студентов исследуемых нами свойств; проанализировали степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у студентов факультета психологии; рассмотрели, действительно ли студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Нами было проведено исследование на предмет выявления взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями личности и формированием профессионализма у учащихся психологического Лицея №15 г. Пятигорска, планирующих получить профессию психолога.

Нами было сделано  предположение, что лицеисты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу–профессионалу. Среди таких качеств мы выделили: эмпатию, общительность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Так же, мы предположили, что лицеисты, планирующие стать психологами относятся к социальному типу личности или же черты социального типа личности выражены у них в достаточной степени.

Для исследования нами были использованы следующие методики:

  1. методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;
  2. опросник взаимосвязи типа личности сферы профессиональной деятельности Дж. Холланда;
  3. 16-факторный FP- опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла.

Нами были получены следующие  результаты.

Для учащихся психологического Лицея №15 г. Пятигорска характерен высокий уровень эмпатии, общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль. Помимо этого, им присущ социальный тип личности в его взаимосвязи со сферой профессиональной психологической деятельности, либо же черты социального типа личности выражены у них в значительной степени.

Данные качества необходимы психологу, без них невозможно развитие эффективной профессиональной деятельности. От степени их развития зависит успешность формирования профессионализма психолога.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования, нами был сделан вывод, что учащиеся психологического лицея, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу. Наличие и дальнейшее развитие этих качеств дает им возможность успешного формирования профессионализма в области психологической деятельности.

Наметившиеся в нашем исследовании тенденции представляют интерес и побуждают к дальнейшему изучению взаимосвязи между индивидуальными психологическими особенностями и формированием профессионализма. Проведенное нами исследование подтвердило наличие вышеозначенной связи у учащихся психологического лицея, намеревающихся получить профессию психолога. Эта взаимосвязь проявилась в том, что лицеисты, изучающие психологию, планирующие связать с ней свое будущее обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Аминов Н. А. «Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей». Вопр. психол. 1988. № 5.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т. 1. М., 1982.
  3. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Отв. ред. А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина. Вып. 5. Л., 1985.
  4. Бодров А.В. «Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора». Психологический журнал. 2003 . №1. C. 73-81
  5. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 3.
  6. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 1. 
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
  8. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога практика // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 4.
  9. Дружилов С.А. «Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности». Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001, № 22. – С.44-45.
  10. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. – Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2002.
  11. Захаров В. П. и др. Активные методы обучения общению в подготовке студентов психологов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Отв. ред. А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина. Вып. 5. Л., 1985.
  12. Климов Е.А. «Пути в профессионализм (Психологический взгляд)»: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  13. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  14. Лобейко Ю.А. Швалева Н.М. Гринько О.В. «Практическая психология развивающего профессионального образования» Ставрополь, изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004.
  15. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  16. Мейгас М. Индивидуальное психологическое консультирование в системе психологической службы // Человек, общение и жилая среда. Таллинн. 1986.
  17. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
  18. Пряжников Н.С. «Психологический смысл труда». Издательство «Институт практической психологии». Воронеж. НПО «НОДЭК» 1997г.
  19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Психология труда и человеческого достоинства». Москва. Издательство «Академия» 2001г.
  20. Рамуль К. А. «О психологии ученого и, в частности о психологии ученого-психолога». Вопросы психологии 1965г. № 6.
  21. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» Изд-во: «Питер», Санкт-Петербург, 1999.
  22. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии учащихся психологического Лицея №15 (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова)

 

 

Ф.И.О 

испытуемого

Уровень эмпатии

Очень высокий уровень

(от 82 баллов)

Высокий уровень

(то 63 до 81 балла)

Средний уровень

(от 37 до 62 баллов)

Низкий уровень

(от 12 до 36 баллов)

Очень низкий уровень

(менее 11 баллов)

1. Респондент

105

       

2. Респондент

93

       

3. Респондент

 

69

     

4. Респондент

 

78

     

5. Респондент

89

       

6. Респондент

102

       

7. Респондент

83

       

8. Респондент.

105

       

9. Респондент

91

       

10. Респондент

79

       

11. Респондент

88

       

12. Респондент

 

64

     

13. Респондент

114

       

14. Респондент

83

       

15. Респондент

 

79

     

16. Респондент

107

       

17. Респондент

84

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица № 2. Результаты исследования взаимосвязи типа личности и профессиональной деятельности. (Опросник Дж. Холланда)

 

Ф.И.О. испытуаемых

Тип личности по  Дж. Холланду

Реал.

тип

Интеллект.

тип

Соц.

тип

Конвенц.

тип

Предприимч.

тип

Арт.

тип

1. Респондент

7

3

10

7

9

6

2. Респондент

5

7

11

6

6

7

3. Респондент

4

4

14

6

6

8

4. Респондент

8

5

4

6

10

9

5. Респондент

6

4

10

4

6

12

6. Респондент

5

6

5

3

12

11

7. Респондент

4

4

11

7

7

8

8. Респондент.

6

7

5

6

9

9

9. Респондент

8

4

7

4

9

9

10. Респондент

6

7

8

6

7

8

11. Респондент

3

5

13

6

5

10

12. Респондент

9

4

11

4

6

8

13. Респондент

7

2

7

9

12

5

14. Респондент

8

3

5

7

9

10

15. Респондент

4

5

11

5

8

9

16. Респондент

8

7

7

3

9

7

17. Респондент

6

3

11

8

9

5

Информация о работе Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала