Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Задачи исследования:
изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
выявить особенности общения у подростков;
разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
7
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
7
1.2. Причины нарушения общения у подростков
12
1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития
общения
14
2. Исследовательская работа
24
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков
24
2.2. Диагностика навыков общения у подростков
25
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем»
26
Заключение
28
Список ИСпользованных источников
29

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

На пятом  году жизни дети овладевают положениями  игры, а позднее пользуются ими вполне свободно. Теперь детям доступны и игры с правилами, и выполнение ролей, которые есть в этих играх: кошки и мышки, охотник и зайцы и т.д.

Самое характерное  в развитии игры как деятельности, следовательно, состоит в появлении у ребенка способности действовать в определенной роли (самому), затем для создания необходимой ситуации – привлечение других лиц, по преимуществу детей (кого-то кормить, лечить, возить и т.д.). Возникает характерная самостоятельная деятельность, в которую ребенок все более целесообразно вовлекает других детей; потребность в их участии становится все более острой. Дети уже способны к определенной самоорганизации, к самостоятельному замыслу и его выполнению.

В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для  себя новое в окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Правильно пишет С. Я Маршак, что детство – чуть ли не с первых шагов человека – это время непрерывного постижения мира, это хотя и радостная, но и трудная пора усвоения великого множества понятий, чувств, отношений, взаимосвязей. Взрослым то и дело приходится направлять ребенка, предостерегать, учить, поддерживать его. И если все это делать угрюмо, наставительно, без улыбки, то можно добиться только одного – полной потери дружеского общения с растущим человеком. И чем моложе возраст ребенка, тем больше ему нужна улыбка, веселая, причудливая игра. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам.

Однако такое  отношение к игре часто воспринимается как признание ее возрастной особенностью,  с которой нужно считаться и которую необходимо учитывать, предоставляя детям время и для игр. Мало говорить о стремлении детей играть – необходимо сделать так, чтобы организация игр обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, удовлетворяла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности, характерные для советских людей. В играх мы имеем дело с обществом детей, а, следовательно, и с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существо отдельной личности просто невозможно. Следовательно, нельзя воздействовать как-то на отдельного ребенка, нельзя ограничиться воспитанием его личных способностей (внимания и т.д.). Речь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого содержания, такого характера, чтобы они побуждали детей к положительным формам поведения и отношения между собой.

На первом плане, конечно, находится организация  детских интересом. Всем, что захватывает  и увлекает детей, выражается ими в игре и делает их жизнь радостной. А так как ребенок существо активное, то и интересы его отличаются активным характером. Эти интересы, разумеется, отражаются не только в играх, но  имеют более широкую основу – общение ребенка с окружающим миром, людьми. Но все, же характерно то, что ребенок, играя, больше всего способен выразить то, что его интересует, увлекает, чем он живет в данный момент. В то же время интересы у детей воспитываются.

В играх, естественно, возникают общие намерения: что-то сообща построить, куда-то поехать и т.д. Постепенно появляются общие интересы, на основе которых образуются группы детей: одни интересуются играми с движениями, другие – ролевыми играми, третьи – музыкальными и т.д. Всегда можно видеть такие группировки детей, объединенные общими интересами.

Организуя жизнь  детей в формах игры, нужно отчетливо  представлять себе, какого характера должны быть эти игры, какое они будут иметь значение. Большое значение для коллектива детей имеют игры с правилами, подвижные, дидактические, музыкальные и т.д. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия, определяют, что надо и что нельзя (делать, говорить). Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им, только при этих условиях может состояться игра. Это уже новые для ребенка требования. Насколько свободно он действовал в рамках игры по своему замыслу, настолько зависимым он становится в играх с правилами. Овладение правилами игр (подвижных, дидактических) является значительным фактом в формировании организованности ребенка и детского коллектива. Эти качества воспитываются и имеют свой возрастной профиль. Овладение играми по правилам имеет большое организующее значение не только в личном, но и в общественном плане. На более старшей ступени правило игры становится для играющего коллектива определенной нормой отношений друг с другом, позволяет контролировать себя и других играющих. Выполнять правила игры при подсказках и напоминаниях детям совсем нетрудно. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом даже в том случае, если дети играют вдвоем, втроем. Общественное влияние игры, вызываемые ею чувства, заключены в тех отношениях, которые в ней закладываются. Здесь и есть центр жизни, то подлинное, что формирует человеческие отношения. Будет ли это игра, которую создает ребенок или детский коллектив, или игра, разработанная для детей, в обоих случаях обнаружатся те взаимоотношения, почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность, требует от ребенка определенных поступков, выявления личных свойств и качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со своими сверстниками, - это первая школа воспитания общественного поведения. Повседневно встречаясь друг с другом, дети общаются в различные моменты их жизни, и активнее всего это происходит в играх. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки, умение действовать совместно, понимание своих и еще очень простых, но общих интересов, развивается целенаправленность действий, оценка личных и общих достижений. Вместе с этим формируется чувство содружества, подчинения и равенства. Всем этим нужно руководить. Только кропотливая воспитательная работа, причем очень деликатная, последовательная, может изменить характер взаимоотношений между детьми.

Общение детей  друг с другом в играх порождает  поступки. Играя, ребенок всегда действует, а действуя, поступает определенным образом. Именно это и характерно для игр детей. Ребенок, начиная игру, уже как-то поступает: ему нужна игрушка – он может отобрать ее у соседа или попросить; он может кого-то позвать играть с собой или, наоборот, отказаться от совместной игры и т.д. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с поступками детей: ссорятся ли они или действуют дружно, поступают справедливо или несправедливо, организованно или неорганизованно. Но поступок – это не только действие одного ребенка (или группы), поступок всегда кого-то затрагивает, что-то значит. Поэтому, прежде всего, нужно помочь детям в организации их поступков: как поступать, как действовать. Без этого самые организованные дети могут совершить дезорганизаторские действия. Таким образом, воспитательный план, опирающийся на игру как форму организации жизни детей и их деятельности, охватывает вопросы формирования поведения в коллективе, воспитания навыков общественного поведения, положительных личных качеств. Конечно, для этого необходимо правильное руководство играми и понимание, что это живой, повседневно изменяющийся процесс.

Для хорошо организованной жизни детей необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность  интересной и содержательной деятельности.

Педагоги убеждены в том, что при опоре на игру как форму организации жизни и деятельности детей в практике будет достигнуто положение, о котором говорил А.С. Макаренко: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий не будет настоящим детским коллективом».

 

 

 

 

 

2. Исследовательская работа

 

 

2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков

 

 

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Образовательного учреждения Средней Общеобразовательной школы №4 г. Белогорска им. Приёмыхова. КАКИЕ У НЕГО ИНИЦИАЛЫ?

Знакомясь с  деятельностью педагогического коллектива мы выяснили, что всего обучается в школе 1300 учащихся. В школе много различных социальных категорий детей: неблагополучные, многодетные, дети из неполных семей, дети, находящиеся на домашнем обучении. Школа охватывает все социальные группы.

При изучении работы социального педагога с детьми удалось  выяснить, что дети, родители и классные руководитель работают совместно, как в общении, так и в игре, так как игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание. Их объединяют общие заботы, проблемы, а результаты решения зависят от характера взаимодействия. В основе взаимодействия родителей и школы лежат принципы взаимной поддержки и помощи, доверия и уважения по отношению друг к другу.

Также социальным педагогом осуществляется работа по развитию навыков общения. Он изучает и корректирует развитие учащихся, координирует взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-родитель».

Проводится  работа по формированию духовной культуры личности, развитию гражданской позиции, организовываются мероприятия, повышающие уровень развития коллектива.

 

2.2. Диагностика  навыков общения у подростков

 

 

Экспериментальная работа по развитию навыков общения у подростков, осуществлялась на базе МОУ СОШ №4 г. Белогорска им. Приёмыхова.

Экспериментально-исследовательская  работа проводилась в период с  января по май 2011 года.

Исследование  проводилось с учащимися 6 «д»  класса, в экспериментальном исследовании принимало участие 22 человека, из которых 13 девочек, 9 мальчиков.

Цель констатирующего  эксперимента: изучение особенностей общения и выявление уровня его сформированности у учащихся 6 «д» класса.

Задачи констатирующего  эксперимента:

  • подобрать диагностический материал и методику для обследования навыков общения;
  • обследовать навыки общения у подростков;
  • определить уровень сформированности навыков общения у подростков.

Для диагностики  уровня сформированности навыков общения нами использовались следующие методики: «Тест на оценку самоконтроля в общении» разработанный американским психологом М. Снайдером, «Оценка уровня общительности» тест В.Ф. Ряховского, «Тест оценки коммуникативных умений» В.Ф. Ряховского.

«Тест на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера был направлен на определение коммуникабельности. Учащимся предлагалось ответить на 16 вопросов. Использовалось 3 варианта ответа.

Результаты  теста обрабатывались следующим образом, полученные очки суммировались и по классификатору определяли к какой категорий относится испытуемый.

Результаты  показали, что из 22 подростков участвующих в тестировании 61,7% имеют средний уровень коммуникабельности, они достаточно терпеливы в общении с другими детьми, могут отстаивать свою точку зрения, 14,5% детей некоммуникабельны, им с трудом удается знакомиться с другими детьми, и 23,8% имеют высокий уровень коммуникабельности, учащиеся достаточно общительны, любят высказываться по разным вопросам, любопытны, охотно знакомятся с новыми людьми.

Результаты  представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Результаты «Теста на оценку самоконтроля в общении» М. Снайдера

Вывод: таким образом, в процессе констатирующего эксперимента было установлено, что детей располагают к более доверительному отношению и общению друг с другом, в том случае, когда для этого созданы все условия.

 

«Оценка уровня общительности» тест В.Ф. Ряховского был направлен на определение умения слушать собеседника. Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов. На каждый вопрос предлагалось 5 вариантов ответов.

Результаты  обрабатывались следующим образом, чем больше баллов, тем в большей  степени развито умение слушать.

В процессе проведённого теста подростки продемонстрировали следующие уровни умения слушать собеседника: 45,4% имеют уровень вышесреднего, 25,5% средний уровень, и 29,1% низкий уровень умения слушать собеседника (рисунок 2).

Рис. 2 Результаты теста В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»

«Тест оценки коммуникативных  умений» В.Ф. Ряховского был направлен на определение оценки самоконтроля в общении. Учащимся предлагалось также ответить на 10 вопросов. Необходимо было оценить ситуацию как верное или неверное применительно к себе.

Результаты обрабатывались следующим образом, подсчитывали сумму баллов и по классификатору определяли, к какой категории относится испытуемый.

Результаты  тестирования показали, что 55% подростков имеют средний коммуникативный уровень, они искренни, но не сдержанны в эмоциональном проявлении, 26% имеют высокий коммуникативный уровень, эти подростки легко входят в любую роль, хорошо чувствуют состояние окружающих, и 19% имеют низкий коммуникативный уровень, учащиеся способны к искреннему самораскрытию в общении, но не считают нужным изменяться (рисунок 3).

 

Рис. 3 Результаты «Теста оценки коммуникативных умений» В.Ф. Ряховского

Таким образом,

 

 

2.3. Разработка  и реализация программы «Общение  без проблем»

 

 

Исходя из полученных результатов обследования уровня сформированности навыков общения, нами была разработана программа «Общение без проблем», которая реализовывалась через коммуникативные игры.

Пояснительная записка

Счастливые  и несчастливые, благополучные и неустроенные мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и раздумьями, болью и радостью, услышать совет или утешение. И не только ожидание помощи и участия притягивает нас друг к другу. Общение – это размышление вслух о предметах, не обязательно конкретно необходимых, но нужных уму и сердцу. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества.

Информация о работе Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков