Влияние культуры человека на поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 23:44, лекция

Краткое описание

Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самих дефинициях понятия культура. Для этого мы приведем определения культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение культуры и поведения.

Содержание

Введение
1. Определение понятия «культура»
2. Взаимосвязь культуры и Поведения
3. Определение понятия поведения. Социальное поведение
4. Регуляция поведения через нормы культуры
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

План лекции на тему: Влияние культуры человека на поведение.

 

Введение

1. Определение понятия  «культура»

2. Взаимосвязь культуры и Поведения

3. Определение понятия  поведения. Социальное поведение

4. Регуляция поведения  через нормы культуры

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее время лекции 1ч.30мин.

Выявить цель занятия и для достижения цели, обозначить задачи которые необходимо рассмотреть.

 

5 мин.

Вводная часть лекции. Постановка задач.

5 мин.

Выяснить знакомы ли студенты с определением понятия культуры. Опросить всех желающих.

5-7 мин.

Под запись продиктовать определение понятия культура данные в словарях.

10 мин

Попросить студентов дать определение понятию поведение. Опросить желающих высказаться.

10 мин

Чтение лекции. Записать под диктовку определение понятия поведение. Социальное поведение. Виды и формы поведения.

10 мин.

Чтение лекции. Записать под диктовку интересные высказывания психологов, социологов, антропологов

о взаимосвязи культуры и поведении.

10 мин.

Чтение лекции. Записать определения понятий институционных и неинституционных норм поведения.

5-7 мин

Записать основную информацию про регуляцию поведения через нормы культуры.

10 мин.

Дать заключение по теме влияние культуры

Человека на управление поведением.

Вынести этот вопрос на обсуждение со студентами. Опросить желающих высказаться.

15 мин

Оставшееся время дать на вопросы, если есть непонятный материал - пояснить

5 мин


 

Введение.

Человеческое поведение - это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном» поведении человека, напрямую обозначая связь между нашими поступками и той культурной составляющей, которая является неотъемлемой частью как любого индивида, так и социума.

Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Что же такое Культура, из чего она состоит, как может влиять на поведение человека? Поиском ответа на эти вопросы и посвящена эта лекция. Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самих дефинициях понятия культура. Для этого мы приведем определения культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение культуры и поведения.

 

 

 

 

 

 

1. Определение  понятия культура

Прежде чем говорить о влиянии культуры на поведение, нам необходимо понять и уяснить, что есть культура. Это понятие знакомо нам с детства, и, казалось бы, в нем нет ничего сложного. В повседневной жизни «культурой» называется развитое, сложное состояние человека, в отличие от неразвитого и простого. Самое слово cultura первоначально означало «возделывание почвы», «земледелие», но уже в латинском языке оно приобрело добавочные значения: «воспитание», «образование» и «почитание», «поклонение». Во всех этих значениях оно противопоставляется простому, «естественному» состоянию, описываемому словом natura (природа). В то же самое время определение слова «культура» очень неоднозначно: под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи. Их понимание зависит от уровня образования, интеллектуальных запросов рассуждающих, от целей, задач и контекста разговора. Для сравнения возьмем определения слова «культура» из общепризнанных и широко распространенных источников.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991:

КУЛЬТУРА- 1.) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры 2.) То же, что культурность. Человек высокой культуры. 3.) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. льна.. 4.) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. 5.) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура).

Философский энциклопедический словарь. М., 1997:

КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа.

Понятие культуры удивительно многогранно, оно проникает во все сферы человеческого бытия и определяет его. Если попробовать охарактеризовать культуру исходя из сфер человеческого существования, то получается следующая картина:

- культура как цивилизация

- культура как мировоззрение

- культура как нормы  поведения

1) Культура как цивилизация.

Современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII - начале XIX веков в Западной Европе. Это понятие включало отличия между разными группами людей в самой Европе, и с другой стороны - различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение - хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

2) Культура как мировоззрение.

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди изучают её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

3) Культура как нормы  поведения

Это распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

1.  Жизненные ценности

2. Нормы поведения

3. Артефакты (материальные  произведения)

· Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

· Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

· Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

· Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

2. Определения понятия поведения. Социальное поведение

Прежде всего, поведение - это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфически человеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды социального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разным основаниям. Самым широким основанием классификации видов социального поведения является определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них - природа, общество, человек.

В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения:

· классовое,

· поведение социальных слоев и страт;

· этническое поведение,

· социально-профессиональное,

· полоролевое,

· гендерное,

· семейное,

· репродуктивное и др.

По субъекту социального поведения различаются:

· общественное поведение,

· массовое,

· классовое,

· групповое,

· коллективное,

· кооперативное,

· корпоративное,

· профессиональное,

· этническое,

· семейное,

· индивидуальное

· и личное поведение.

В качестве основания деления видов поведения могут быть избраны разные признаки. Не претендуя на строгую научность, на точность и полноту выделения этих признаков, назовем лишь некоторые из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем только некоторые виды поведения, в которых в наибольшей степени проявляются эти признаки. Так, по параметру активности-пассивности личности существуют следующие виды социального поведения:

 

· пассивное,

· приспособительное,

· конформное,

· адаптационное,

· стереотипное,

· стандартное,

· активное,

· агрессивное,

· потребительское,

· производственное,

· созидающее,

· инновационное,

· просоциальное,

· прокреативное,

· поведение по оказанию помощи другим людям,

· поведение по возложению ответственности (поведение атрибуции).

По способу выражения выделяются следующие виды:

· вербальное,

· невербальное,

· демонстрационное,

· ролевое,

· коммуникативное,

· реальное,

· ожидаемое поведение,

· ориентировочное,

· инстинктивное,

Информация о работе Влияние культуры человека на поведение