Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………......3

Глава 1 Теоретические основы влияния  родительских отношений на формирование агрессивного  поведения детей…………………………………………………………………………..…5

1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5

1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9

1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18

Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25

2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25

2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31

2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34

Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37

3.1 Анализ  результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37

3.2Анализ  результатов по  опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43

Список использованной литературы……………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Семейная  психотерапия в России находится  на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные  семейные психотерапевты вынуждены  использовать западные теоретические  модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической  помощи семье не может быть без  изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи  характеризуются национальной спецификой.

Анализ  отечественной и иностранной  литературы показывает, что этиологические факторы нарушений личностного  развития, связанные с семьей, могут  быть разделены на следующие группы: психическая травма; дефекты семейного  воспитания; дисгармония отношений  в родительской паре; негативные типы родительско-детских отношений и  как следствие различные виды агрессивного поведения детей.

Для детей  из семей, где нет взаимопонимания  между родителями и детьми осложнены  такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности  окружающего мира, полноценная адаптация  к изменяющимся условиям, умение принимать  на себя ответственность и делать выбор. Все это осложняет процесс  социализации ребенка и приводит к асоциальному поведению. Невыполнение семьей своей социализирующей функции  затрудняет, либо искажает взаимоотношения  ребенка с окружающим миром, не дает ему возможности полноценно развиваться, порождает чувство психологического одиночества.

Объектом исследования: агрессивное поведение в подростковом возрасте.

Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор агрессивное поведение подростков.

Цель: изучить детско-родительских отношений как фактор агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей.
  2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей.
  3. Рассмотреть агрессивного поведения детей, как следствие семейного воспитания.
  4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение в семье можно избежать, если:

  1. Установлена общая точка зрения родителей на позитивные черты ребенка;
  2. Проблемы, возникающие у ребенка, решаются совместно всеми членами семьи;
  3. Если выбран соответствующий стиль семейного воспитания.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.
  2. Беседы.
  3. Наблюдения.
  4. Тестирование.

Глава 1 Теоретические основы влияния  родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей

1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания

 

Неприятие детей родителями. Это одна из базовых причин агрессивности, и не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Хотя родители могут не говорить ребенку напрямую, что его не ждали и не хотели, он это чувствует, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми способами доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей. Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны  по отношению к ним.

Разрушение  эмоциональных связей в семье, то есть когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает дремлющий вулкан, извержение которого можно ждать в любую минуту. Эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате сам попадает под горячую руку. В конце концов, ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, чтобы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывая резкие проявления агрессивного поведения [5].

Неуважение  к личности ребенка. Это некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания  все то, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка, публичные пренебрежительные высказывания в его адрес порождают у него глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный  контроль или полное его отсутствие. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Такое отношение вызывает у ребенка чувства угнетенности, страха. Он смотрит на мир настороженно, не доверяя ему, и защищается даже тогда, когда никто не думает на него нападать [11].

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Противоположная природа возникновения агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитают, чем не заметят».

Запрет  на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если вы попытаетесь поставить ребенка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой

Ведь  посягая  на главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход. Уже в детском саду активный ребенок часто становится объектом жалоб со стороны других детей, их родителей и воспитателей. Не принимайте поспешных решений о наказании, поговорите с ребенком, постарайтесь узнать истинную причину его агрессивного поведения. Вполне возможно, что кто-то исподтишка обижает вашего ребенка, а он не умеет еще правильно реагировать на ситуацию и вследствие «бурного» темперамента дерется или ломает игрушки [28].

Отказ в  праве на личную свободу. Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он делит мир на «своих» и «чужих», соответственно и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Ему нужно выделить отдельную комнату или персональный уголок в общей комнате с помощь шкафа или ширмы. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних границ будет, скорее всего, достаточно бурной.

Подсознательное ожидание опасности. Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоит неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребенка диктуется страхом. Когда он напуган, то перестает понимать, кто ему друг, а кто враг.

Неуверенность в собственной безопасности. Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности, он становится недоверчивым и подозрительным. Ребенок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждет «удара». Главное в такой ситуации - убедить ребенка в том, что на него никто не собирается нападать, следовательно, он может спрятать «колючки» и расслабиться.

Эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение ребенка может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок  переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется.

Недовольство  собой. Это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей, приводящим к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка, как и для взрослого, жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто как такового - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

Повышенная  раздражительность. Обидчивый и раздражительный ребенок может выдернуть стул из-под другого ребенка, который случайно занял место, на которое ему хотелось сесть. Проявлением пассивной агрессии можно считать отказ ребенка от обеда, если «его» место заняли в то время, когда усаживались за еду. Такие дети видят намеренное причинение вреда себе, а во всех негативных поступках, в том числе своих собственных, обвиняют кого угодно и что угодно, но только не себя.

Чувство вины. Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и дети с обостренным чувством совести, потому что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо, или кому причинили вред. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобятся время, помощь и поддержка взрослого.

Плохое  самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. У особо чувствительных и впечатлительных детей агрессивная реакция может быть следствием общего, а также нервного или эмоционального переутомления.

Влияние продуктов питания. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.  Пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина  ведет к пассивной агрессивности.  

Агрессивность - это, прежде всего способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежат обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за отсутствия любви и нежности к ребенку.  Специалисты считают, что агрессивное поведение - своеобразный крик ребенка о помощи, о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплескивая их, он, таким образом, борется за свое психологическое выживание.

1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи

 

Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависит  от социальной среды.

Социальная  среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее  устойчивые соединения называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими  социальными обществами. Они выделяются по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей [19].

Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение  людей (от 2–3 до 20–30 человек), занятых  каким-либо общим делом и находящихся  в прямых взаимоотношениях друг с  другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую  часть своей жизни. Известный  тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах [5].

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка