Влияние семьи на воспитание ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 00:20, доклад

Краткое описание

Испокон веков семья является главным институтом воспитания ребёнка. То, что ребёнок приобретает в ранние годы, он сохраняет в течение всей своей жизнь. Ни один институт воспитания детей не может сравниться с семьёй, поскольку именно в семье ребёнок находится большую часть своей осознанной жизни. Именно в семье закладываются основы личности человека, и к семи годам, когда ребёнок идёт в школу, он уже на половину сформирован как личность.
Семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние семьи на воспитание ребёнка.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

                                     Влияние семьи на воспитание ребёнка.

 

 

 

 

                          Семья — это трамплин, с которого ребенок прыгает во взрослую жизнь.

                                                                                                                              Хорхе Букай(с.)           

 

 

 

 

Испокон веков семья является главным институтом воспитания ребёнка. То, что ребёнок приобретает в ранние годы, он сохраняет в течение всей своей жизнь. Ни один институт воспитания детей не может сравниться с семьёй, поскольку именно в семье ребёнок находится большую часть своей осознанной жизни. Именно в семье закладываются основы личности человека, и к семи годам, когда ребёнок идёт в школу, он уже на половину сформирован как личность.

Семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания ребёнка. Положительное влияние семьи на детей заключается в том, что никто, кроме родных людей, не будет относиться к ребёнку лучше, чем кто - либо другой. Любовь к детям – это инстинкт. С другой же стороны, никакой другой институт не может нанести столько вреда ребёнку. Семья создаёт из своего чада каркас, материал, на который в последствии будут влиять ещё множество факторов, способствующих становлению окончательно сформированной личности.

Семья-это коллектив, играющий в воспитании ребёнка основную роль. Поведение ребёнка – это своеобразный продукт, изготовленный родителями.  Научные исследования показали, что у тревожных мам часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители часто подавляют своих детей, что приводит к появлению комплекса неполноценности, несдержанные родители, не контролирующие свои эмоции, формируют такой же тип поведения у своего чада, а потом пытаются бороться с агрессией ребёнка по отношению к ним самим.

Каждый родитель задаётся вопросом о том, какой выбрать путь в воспитании ребёнка, чтобы достичь желаемого результата. Я считаю, что главное в воспитании маленького человека-это достижение душевного единения и взаимопонимания: нельзя потерять доверие ребёнка и допустить, чтобы ребёнок замкнулся в себя из-за страха перед родителями, и в это же время нельзя пускать воспитание на самотёк: ведь дети очень чётко чувствуют безразличие, и это может натолкнуть их на мысль о том, что родители его не любят, и в большую душу маленького человека может закрасться глубокое одиночество, которое разовьёт в нём много комплексов.

Именно семья даёт первый жизненный опыт, учит, как вести себя в разных ситуациях. В этот период очень важно подкреплять примерами то, чему мы учим ребёнка, ведь ребёнок стремится подражать действиям свого родителя.

Достичь идеального способа воспитания невозможно, это подвластно лишь идеальному человеку, в существование которого я не верю. Но стремиться понять ребёнка, сделать его лучше необходимо. Самое страшное для ребёнка-это безразличие, которого любящий родитель не может допустить. Но излишняя опека может привести к тому, что ребёнок окажется не подготовленным к взрослой жизни и не сможет стать самостоятельной личностью. Детей надо уметь отпускать; надо осознавать то, что дети взрослеют и не могут всю жизнь находиться под тёплым крылом родителей. Их надо настраивать на самостоятельность, давать хоть немного свободы: свободы выбора, передвижения и слова. Но я совершенно против образа «Родителей-друзей», потому что такой стиль общения между детьми и взрослыми приводит к тому, что родители обычно теряют авторитет в глазах своего ребёнка, дети начинают считать, что если они наравне с родителями, то они обладают достаточным жизненным опытом для решения всех своих проблем, и именно это часто приводит к необратимым последствиям.

Специалисты выделяют 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат проявляется в подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства  у своего чада. Конечно, родители должны предъявлять требования своим детям, им следует надавить на своих детей ради их же благополучия, но родители предпочитающие использовать постоянный приказ, угрозу и насилие  в качестве воспитательных мер, часто сталкиваются с лицемерием, враньём, вспышками ярости а иногда и ненавистью со стороны собственных детей. Но даже если сопротивление детей удаётся подавить, у ребёнка пропадают многие личностные качества: вера в себя и свои возможности, чувство собственного достоинства и самостоятельность. В ребёнке живёт вечный страх, который пагубно влияет на нервную систему, он не видит в родителях поддержки и часто начинает думать о том, что они его совсем не любят. Дети, воспитанные таким образом, редко добиваются высокого статуса во взрослой жизни. Они боятся начинать что-то новое и интересное, их жизнь становится серой и бесцельной. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности. 

Опека-это тип воспитания, который подразумевает под собой удовлетворение родителями всех потребностей и капризов ребёнка, ограждение его от всяких трудностей, принимая их на себя. Родитель не стремится воспитать сильную личность, готовую ко взрослой жизни, из-за этого дети, подвергшиеся такому воспитанию часто оказываются неготовыми принять трудности самостоятельной жизни, отчего в последствии очень страдают. Диктат и опека различаются по стилю воспитания, но приводят к одному результату: у ребёнка полностью отсутствует самостоятельность.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.  
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает укрепление межличностных отношений целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

По-моему мнению именно «сотрудничество» является оптимальным подходом к воспитанию ребёнка,  достичь такой модели семейных отношений достаточно трудно, но если родители хотят оказать действительно хорошее влияние на воспитание ребёнка, они должны стараться придерживаться именно этой модели.

Цитата, выбранная мной эпиграфом к данной статье, сказанная известным психоаналитиком Хорхе Букай, на мой взгляд, отлично определяет роль семьи в развитии человека. Этот институт действительно выступает трамплином, с которого начинает свой жизненный путь маленький человек, именно этот старт определяет дальнейшее развитие личности ребёнка.


Информация о работе Влияние семьи на воспитание ребёнка