Влияние семьи на самооценку ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

государственное бюджетное образовательное учреждение 

среднего профессионального  образования

Калининградской области 

«Индустриально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Специальность      050704 «Дошкольное образование»


Курс  5     Группа  41   

Студента(ки)  Невенченковой Натальи Николаевны

Тема:  Влияние  семьи на самооценку ребенка

Руководитель: Чигинскайте Илона Ромовна

Дата защиты:


Оценка:

Заведующий  кафедрой:

 

 

 

 

 

 

г. Черняховск, 2013

 

 

Оглавление

 

                                                                                                                                             

 

21



 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей  работе представлена попытка проанализировать влияние семьи, а точнее детско-родительских отношений, на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что  происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от семьи (от детско-родительских отношений).

Тема данной курсовой работы очень актуальна. Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способностью к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В психологической  литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения  родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

В них описываются  качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. [5, 15 ].

Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема курсовой работы: «Влияние семьи на самооценку ребенка».

Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на  самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: благоприятное  отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

Перед нами стоят  задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме и сформировать понятийный и методологический аппарат.
  2. Теоретически выявить влияние семьи на самооценку ребенка.
  3. Подобрать комплекс методик для определения самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения  поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

     1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

     2. Эмпирические методы исследования (тестирование, проективный метод).

База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№1», подготовительные группы детей (5,5-7-летнего возраста). В исследовании участвовали 20 детей и их родители (10 пап и 10 мам).

 

 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме: «Влияние семьи на самооценку ребенка»

1.1. Самооценка  – как психологическая категория 

      Одним из важнейших показателей  индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

     Именно  самооценка, по утверждению многих  исследователей (И.С. Кон, Р. Бернс, А.И. Липкина, А. Маслоу  и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

     Под  самооценкой в психологии принято  понимать интериоризированный механизм  социальных контактов, ориентаций и ценностей, преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

     Самооценка  является важнейшим психологическим  фактором формирования учебной  деятельности учащихся,  играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.  

       Вопросы,  связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.  Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. 
     Теоретические  проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах  Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.

     Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам.  Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм). [5, с.79].

     Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.

      Познание механизма, сущности, структуры  и закономерностей становления  самооценки является необходимым  условием управления процессом «выполнить себя» растущего человека, реализации конструктивной социальной человеческой сущности в разных возрастах и особенно в наиболее значимом, определяющим всю последующую жизнедеятельность индивида в дошкольном возрасте.

     Первые  эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в ХIХ в развивались, преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного “Эго” путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений, юношеских дневников. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией.

     Традиционно  в психологии основателем разработки  проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт, что человек может познавать не только окружающий внешний мир, но и самого себя, был представлен У. Джемсом в четких психологических терминах. Познающий себя индивид был назван Я - субъектом, а те особенности, которые он может у себя обнаружить и познать, - Я - объектом. Он выделял в содержании Я - объекта физическое Я - то, что человек может назвать своим (сюда был отнесен очень обширный круг предметов), социальное Я - то каким человек представляется другим, и духовное Я - то, что составляет психологическую сущность человека. [20,с.66Автор видит в самооценке только удовлетворенность субъекта собой или же, наоборот, неудовлетворенность собой. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.[8, с.139].

      С точки зрения Джемса, наша  самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать; какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчёта в оценке нами собственных успехов или неудач. Он выделял самооценку двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными первичными дарами нашей природы.      Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете - его успех или неуспех.

     Следует  отметить, что до сих пор понятия  «Я - концепция», «образ Я», и «самооценка»  не разведены до конца. Сверхмногозначность  понятия «самооценка» порождает  различные негативные последствия  и противоречия. Особенно неустойчиво соотношение между категориями «самосознание» и «самооценка»:

- самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);

- самооценка - это результат самопознания (К.К. Платонов);

- самооценка - это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»;

- самооценка - это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их;

- самооценка служит источником пополнения личностью знаний о себе.

     Образ  Я фиксирует знание субъекта  о себе, будучи комплексом сведений  данного человека, о самом себе, и отвечает на вопрос: Чем я  обладаю? Самооценка воплощает  критическую позицию субъекта  по отношению к тому, чем он  обладает, самооценка - это не констатация, не знание о собственном потенциале, а «именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей». Самооценка отвечает на вопрос, не то что Я имею, а чего это стоит.

     Общая  самооценка - это иерархизованная  система частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой. В ней выделяются два компонента: эмоционально - ценностное отношение человека к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, так как он обобщает и синтезирует наиболее значимые для субъекта оценки себя. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных в виде оппозиций: адекватная - неадекватная, высокая - низкая, устойчивая - неустойчивая и т.д. [13, с.12].

     В  работах А.И. Липкиной, Л.И. Божович   констатируется, что в основе самооценки лежат внутренне принятые субъектом ценности. То, какие ценности принимает индивид, закладывает основу не только собственной оценки, но и всех ее качеств, именно самооценка опосредствует влияние эталонов на становление личности. [11, с.126].

          Иначе представлена психологическая  структура самосознания в подходе  И.С. Кона, который выделяет три  компонента «Я» с точки зрения  их иерархической соподчиненности: 

     1. Активное, действующее «Я» - регулятивно  - организующий принцип бытия; ему соответствуют такие психологические механизмы, как саморегуляция и самоконтроль.

     2. Рефлексивное, категориальное «Я»  - представление индивида о себе, оформленное в так называемую  «Я - концепцию», осознанное и категоризованное. Эти функции выполняют внутренние механизмы самопознания и самооценки.

     3. Невербализованное, некатегориальное  и зачастую неосознаваемое «Я - переживаемое»; эта подструктура  представлена в психической жизни  процессом самоощущения.[9, с.56].

Информация о работе Влияние семьи на самооценку ребенка