Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25
1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10
1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14
1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………….15-21
1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86
2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35
2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44
2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51
2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86
Заключение……………………………………….……..……………………………..87
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста.docx

— 470.65 Кб (Скачать файл)

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

 

Дипломная работа

 

Научный руководитель:

Милюкова В. И.

 

Защита состоялась

«_______» ____________________2009 г.

На заседании ПЦК, протокол № ______

Председатель ПЦК_________________

 

Абакан – 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5

ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25

1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10

1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14

1.3. Причины возникновения стрессовых  состояний у детей младшего  школьного возраста ……………………………………………………………….15-21

1.4.Методы коррекции, снятия стресса  у детей младшего школьного  возраста22-25

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86

2.1. Понятие, методология использования  сказкотерапии в развитии личности  ребенка……………………………………………………………………………...26-35

2.2. Методика организации и проведения  сказкотерапии……………………....36-44

2.3. Анализ уровней переживания  стресса у учащихся второго  класса………………………………………………………………………………..45-51

2.4. Влияние сказкотерапии на  снятие стресса у учащихся  второго класса………………………………………………………………………………..52-82

2.5. Сравнительный анализ результатов  исследования……………………….....83-86

Заключение……………………………………….……..……………………………..87

Список литературы………………………………………………………….…… .88-91

Приложения……………………………………………………………….............92-118

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. В этом возрасте все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Дети не умеют сдерживать и контролировать внешнее проявление эмоций, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Эмоциональность младших школьников выражается в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Причиной эмоциональной неустойчивости выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. К событиям, которые оказывают влияние на проявления стрессовых состояний у детей младшего школьного можно отнести: поступление в 1 класс, перевод в другую школу, рождение брата или сестры, развод родителей, переезд, семейные конфликты, школа (конфликты с учителями, учеба), конфликты со сверстниками, потеря родителя (ей).

Эмоциональное стрессовое состояние оказывает влияние на процесс социализации детей, поскольку в младшем школьном возрасте у детей изменяется весь строй жизни, меняется режим, социальное положение, складывается определенное отношение с окружающими людьми и в семье. Именно эмоции являются одним из важных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности, которые регулируют деятельность ребенка и определяют его отношение к окружающему миру. Изучением данной проблемой занимались ученые: Р. Лацарус, Л. Леви, Г. Селье, А. Элкин.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса.

Объект исследования: стресс как психическое состояние.

Предмет исследования: влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся второго класса, если социальный педагог будет:

1) побуждать ребенка сопереживать  персонажам сказки;

2) проводимые занятия наполнять  психогимнастическими играми и  упражнениями.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «стресс», формы проявления, причины возникновения, методы коррекции стресса у  детей младшего школьного возраста.

3. Раскрыть сущность, особенности  организации и проведения сказкотерапии.

4. Составить комплекс занятий  сказкотерапии и опытно-экспериментальным  путем доказать его влияние  на снятие стресса у учащихся  второго класса.

Методологическая основа: концепция Р. Лацаруса об разграничении физиологического и психологического понимания стресса. Положение Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапевтической психокоррекции, которая понимается как процесс воспитания внутреннего мира ребёнка.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы.

2. Практические: методика диагностики  уровня школьной тревожности  В. Филлипса (фактор – переживание  стресса); проективный тест личностных  отношений, социальных эмоций и  ценностных ориентаций «Домики»  О. А. Ореховой; восьмицветовой тест  М. Люшера, педагогический эксперимент.

3. Методы обработки информации: количественный и качественный  анализ эмпирических данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы исследования могут быть использованы школьными психологами, социальными педагогами, студентами в период прохождения педагогической практики с целью выявления стресса у детей младшего школьного возраста и возможной коррекционной работы с детьми с помощью сказкотерапии.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» с углубленным изучением отдельных предметов г. Абакана. 2Е класс (26 учащихся).

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (51 источник), приложения (3 теста, комплекс занятий по сказкотерапии).

 

Глава 1. Стресс как психолого- педагогическая проблема

Понятие, характеристика стресса

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служит причиной стрессов. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайне мере, ухудшения качества жизни в различных сферах. Знания о структуре стресса, прежде всего психологические, в значительной степени изменились и усложнились. Это касается как определения самого стресса, так и его производных, например способа совладения со стрессом, а также методов их диагностики (оценки) и психологического влияния на стрессе (терапии). [28, с. 106]

Понятие стресса широко известно за пределами психологической науки, оно было введено известным канадским врачом и биологом Г. Селье и его можно определить как «состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой всех систем организма». [48, с. 199]

Также термин «стресс» рассматривал шведский ученный Л. Леви (1972) и обозначал его как эмоциональную реакцию на конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация характеризуются разрывом между потребностью субъекта и возможность осуществить эту потребность, это ведет к отрицательным эмоциям. [37, с. 154]

Эмоциональные стрессовые (от англ. cлова «стресс» - напряжение) состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при необходимости принять быстрые и ответственные решения и т.д. [39, с. 500]

Стресс – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровням таких требований. [1, с.51]

Представления об эмоциональном (психологический) стрессе были сформированы в концепции Г. Селье, согласно которой стресс рассматривается как адаптационный синдром, слагающийся из совокупности вызванных изменений, как реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Р. Лацарус (1970) попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. [20, с. 206]

1. Эмоциональный стресс присущ  не только человеку, но и животным, в то время как психологический  стресс имеет место только  у человека с его развитой  психикой;

2. Эмоциональный стресс сопровождается  выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического  стресса преобладает когнитивная  составляющая (анализ ситуации, оценка  имеющихся ресурсов, построение  прогноза дальнейших событий  и т.д.);

Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс»- психологами. [10, с. 22]

Любой факт, событие, сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессом. Они субъективно значимы, то есть специфичны для каждого человека и зависят от ситуации. Между различными стрессорами, влияющими на людей, есть нечто общее. Все они предъявляют требования к перестройке организма или поведения человека.

Существование стресса - пример биологической организации человека. Организму нет необходимости каждый раз готовить ответ на внешние столь различные воздействия – этот ответ заложен генетически. [19, с. 305]

Он включает 3 стадии, которые были выделены Г. Селье: первая (стадия тревоги) характеризуется общим возбуждением. Усиливается функция кровообращения, активируется дыхание, увеличивается кровоток к мозгу, сердцу, мышцам. Организм под воздействием отрицательной эмоции готовится к противодействию, мобилизируется.

По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает, вторая стадия- стадия сопротивления.

При этой стадии организм адаптируется к действию стрессов, если его действие продолжается, соответственно перестраивая свои структуры и функции, компенсируя необходимость дополнительных ресурсов за счет систем, не участвующих в процессах адаптации. Это стадия может продолжаться сравнительно долго.

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком опасен, силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. Ее признаки начинаются проявляется в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относится тревога, раздражительность, эмоциональная и психическая усталость. К поведенческим – уклонение от ответственности и взаимоотношений, пренебрежение к себе. К соматическим – ухудшение здоровья, истощение.

В третьей стадии при длительном воздействии стрессора, к которому организм адаптировался, запас энергии, полученный при мобилизации в фазе тревоги, постепенно истощается. Организм оказывается как бы в начальной стадии стресса, но получить ресурсы уже неоткуда – они растрачены в борьбе со стрессом, и организм погибает. [15, с. 136]

По Г. Селье, существует 2 вида стресса, эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс- разрушительный процесс, дезорганизующий поведения человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу. При котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз). [12, с. 26]

Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным – конфликтные ситуации, сражения, опасная работа, изоляция, длительные нервно- психические перегрузки. [5, с. 23]

Для определения по возможности объективных факторов стресса его можно разделить на несколько групп:

1) «стрессы ожидания», то есть  стрессы, связанные с ожиданием  предстоящей опасности или просто  с формированием готовности к  выполнению напряженной деятельности;

2) «рабочие» стрессы, связанные  с выполнением, спецификой профессиональной  деятельности. Понятие «рабочего»  стресса связанно с постоянным  воздействиями на психику стресс- факторов, т.е. не вызывающих психических  травм, но имеющихся свойство  «накапливаться»;

3) посттравматические стрессовые  расстройства. [35, с. 143]

Вывод: Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

 

1.2. Формы проявления  стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса. [3, с. 46]

Информация о работе Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста