Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:05, дипломная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению влияния удовлетворения социальных потребностей ребенка в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком на формирование симпатии и любви к этому взрослому.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ а.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

 

  

 

Влияние содержания общения со взрослым

на  отношение к нему ребенка

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Вопрос о том, на чем строится привязанность детей раннего возраста к взрослому, имеет важное практическое я теоретическое значение. Его практическая ценность определяется тем, что расположение ребенка к взрослому облегчает воспитание я развитие детей, так как при низкой уровне произвольности детей их любовь к близкому человеку во многом определяет внимание ребенка ко взрослому и его чувствительность к воздействиям этого взрослого. Теоретическая значимость рассматриваемого вопроса определяется следующими соображениями. Можно думать, что формирование расположения ребенка к окружающим людям зависят от того, как они удовлетворяет некоторые важные потребности детей. Поэтому выяснение той основы, на которой формируется привязанность детей к отдельным людям, означает выявление стремлений, свойственных ребенку в данном возрасте.

Данная работа посвящена  изучение влияния удовлетворения социальных потребностей ребенка в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком на формирование симпатии и любви к этому взрослому.

Диссертация состоит из шести  глав. 

 

1 ГЛАВА «Постановка  вопроса и задачи исследования»

Вопрос о том, что лежит  в основе формирования у детей  определенного отношения к взрослому, до сих пор остается мало изученным. В научной литературе можно встретить  несколько разных подходов к его решение.

В работах неофрейдотов подчеркивается особое значение матери, которая вскармливает ребенка и тем самым якобы удовлетворяет «оральную сексуальность» младенца (Дж. Боулби, 1966; Р. Спитц, 1946). Психоаналитический подход ее позволяет понять процесс формирования у детей избирательного отношения к окружающим людям. Так,  он не объясняет,  почему в ряде случаев дети, разлученные с матерью, развиваются физически и психически благополучно,  растут  эмоционально сохранными.  С психоаналитических позиций трудно также понять описанные в психологической литературе факты глубокой привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который не осуществляет никакого ухода за детьми, а лишь разговаривает и играет с ними (см.,  например, данные З.М. Богуславской  (1974)  и М.И. Лисиной (1974)).  Таким образом,  утверждение неофрейдистов об особой роли матери и удовлетворения "оральной сексуальности", как основе для формирования у детей расположения к окружающим людям, нам представляется не соответствующий фактам и научно Недоказательным.

К психоаналитическим работам  близки по роли,  отводимой раннему  опыту,  исследования сторонников  гипотезы "импринтинга" - запечатления  (например, Дж. Дмброуз,  (1961) и др.).  Согласно их гипотезе, в раннем возрасте у детей происходит запечатление особенностей,  присущих взрослому, ухаживающему за ним:  его внешности, одежды, голоса,  запаха. Они и составляют образ,  вызывающий у ребенка приязнь по аналогии с образом матери или вменяющего ее иного взрослого человека.  Механизм "импринтинга"  был описан этологами,  прежде всего К. Лоренцем (1965) ; наиболее доказательное его изучение было выполнено в ходе наблюдения за птенцами. Распространение гипотезы о запечатлении без должных оснований и всякой трансформации на человеческого младенца никак нельзя считать правильным.

Еще один подход к решению  вопроса об основах избирательного отношения детей к взрослым реализован в работах необихевиористов (например, И. Брекбилл,  1958),  а также авторов, соединяющих необихевиоризм с неофрейдизмом (Х. Рейнголд,1961, Х. Гевиртц,  1958,  и др.).  Этот подход состоит в tow,  что отношение ребенка к взрослому объявляется производима от того, как и насколько этот взрослый удовлетворяет первичные органические нужды детей (потребность в пище, тепле, комфорте). В результате социальное поведение ребенка превращается в систему его натуральных реакций на побуждающие и подкрепляющие стимулы, исходящие от взрослых. Позиция необихевиористов в рассматриваемом вопросе представляется нам в корне порочной, потому что она низводит избирательную привязанность ребенка к окружающим людям до уровня примитивно понимаемой практической выгоды, которую дети могут извлечь из того или иного человека, причем выгоды, связанной с удовлетворением простейших органических нужд, или с "первичным подкреплением", по терминологии К. Халла (1952).

Между тем советская психология показывает, что потребности ребенка  не ограничиваются его органическими  нуждами, удовлетворение которых организует близкий взрослый, ухаживающий за ребенком. Уже очень рано, в первые недели жизни, у детей начинает складываться особая потребность социального, а не натурального характера - потребность в общении с окружающими людьми (А.В. Запорожец и М.И. Лисина, 1974). Эта потребность возникает у детей в процессе их первых контактов со взрослым, в то время, когда взрослый ухаживает за ребенком. Однако, она не является вторичной и производной от удовлетворения органических нужд детей, а представляет собой особую потребность в познании других людей в самого себя в ходе взаимодействия с окружающими, направленного на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.

Экспериментальные  исследования лаборатории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР говорят в  пользу того,  что общение с  взрослыми является одним из важнейших  факторов,  обусловливавших развитие ребенка в ранней и дошкольном возрасте.  Экспериментальные работы сотрудников лаборатории показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменят друг друга несколько целостных форм общения детей и взрослых.  Основных таких форм три.

Первой в онтогенезе возникает  непосредственно-эмоциональная форма общения ребенка с взрослым.  В ее основе лежит потребность детей во внимании и доброжелательности окружавших людей. Общение этого типа побуждается мотивами,  имеющими личностный характер:  это стремление ребенка к прямому эмоциональному контакту с другим человеком. Деятельность общения на этой первой ступени своего развития протекает в форме эмоциональных воздействий взрослого  (улыбка, поглаживание,  ласковый разговор)  и комплекса оживления ребенка  (улыбка, двигательное возбуждение, вокализации),  которые сменяют друг друга.  Активны оба партнера,  но чем младше ребенок,  тем чаще инициатива в общении исходит от взрослого.  Первая форма общения характерна для детей первого полугодия жизни.

Начиная со второго полугодия  жизни, деятельность общения выступает  у детей в своей второй форме  ситуативного общения в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого.  В основе второй формы общения  лежит потребность детей во внимании,   доброжелательности  и в сотрудничестве с взрослым, как для достижения практических целей, так и для  получения от взрослого оценки, признания  им усилий и достижений ребенка. Общение  этого типа побуждается в основном мотивами «делового» характера: это  стремление к объединению и согласованию действий в целях получения игрового или предметного результата. На этой ступени развития деятельность общения протекает как совместная с взрослым игра ребенка или как выполнение им различных заданий взрослого (самообслуживание, изготовление поделок и пр.). Помимо выразительных движений и эмоциональных проявлений, для шлей коммуникации используются позы, локомоции, различные предметные движения. На второй ступени развития постоянно активны оба партнера, а инициатива исходит от ребенка столь же часто, как и от взрослого. Начиная со второго года жизни, дети используют для контактов со взрослыми и слово, но первоначально только для обозначения элементов наличной ситуации.

С трех лет и до семи, помимо ситуативного, дети вступают со взрослым и в общение внеситуативное, характеризующееся тем, что контакт ребенка и взрослого происходит в связи с темами, выходящими за рамки одной частной ситуации взаимодействия между ними. В основе этой третьей формы общения лежит потребность детей в уважении взрослых, во взаимопонимании и сопереживании. Общение этого типа побуждается мотивами, имеющими широкий познавательный характер - это стремление к получению сведений о вещах, явлениях и о людях, к выяснению связей и отношений в мире физическом и мире социальном, к оценке своей личности и личности других людей. Указанные мотивы составляют две большие группы: познавательные и личностные мотивы. Деятельность общения на третьей ступени ее развития протекает в форме бесед-, вопросов и ответов,  обсуждений,  споров на разнообразные темы, связанных с  ситуацией практического взаимодействия ребенка и взрослого  сольно косвенно или же не связанных с ней вовсе. Основным средством общения здесь становится слово, остальные способы коммуникации сохраняется,  но выполняют относительно второстепенную роль.  При внеситуативном общении активность я инициативность обоих партнеров уравнивается.

Из сказанного выше ясно,  что,  согласно нашим представлениям, на разных возрастных этапах потребность  в общении приобретает разное содержание. Но в любом периоде ее удовлетворение оказывает важное влияние на развитие ребенка. В отечественной и зарубежной литературе психологами доказано, что так называемый "дефицит общения" ведет к задержке общего психического развития ребенка (Дж. Боулби,1966; Р. Заззо, 1967; Р. Спитц,1946; М.И. Кистяковская, 1970; Н.М. Щелованов, 1939; Л.С. Выготский, 1956) считал потребность в общении одной из движущих сил развития ребенка. Д.Б. Эльконин (1965) указывает на ее важную роль в становлении личности ребенка.

Поскольку социальные потребности  ребенка для него столь же важны  и значимы, как и все прочие, мы считаем, что их удовлетворение в процессе реального взаимодействия с взрослым человеком должно в большей степени обуславливать формирование симпатии, приязни и любви к этому взрослому, при условии, если содержание взаимодействия с ним адекватно уровню развития потребности ребенка. Если же содержание общения не соответствует достигнутому ребенком уровню развития социальных потребностей, опережает или отстает от него, то аффективный тон отношений должен изменяться в сторону ослабления приязни (вследствие постоянно переживаемой ребенком по вине взрослого неудовлетворенности).

Исходя из сказанного, мы выдвинули задачу работы, которую можно сформулировать следующим образом: экспериментальное исследование влияния содержания общения ребенка с взрослым на формирование у детей привязанности к взрослому.

Гипотеза   исследования состоит в том, что соответствие содержания общения уровню развития социальных потребностей ребенка ведет к возникновению аффективных положительных отношений с ним, а несоответствие (опережение или отставание) снижает степень привязанности и изменяет ее аффективный тон. Следовательно, если взаимодействие со взрослым соответствует уровню потребности ребенка в общении, надо думать, что у последнего возникнут   мотивы, побуждающие его к тому, чтобы   поддержать и продлить общение с этим человеком; прекращение взаимодействия будет вызывать у ребенка протест и попытки возобновить контакт. Таким образом, удовлетворение взрослым потребности ребенка в общении должно приводить к формированию у детей положительно окрашенного отношения, выражающегося в склонности к взаимодействию с этим взрослым. Такое отношение мы и называем приязнью. В случае, если взрослый постоянно предлагает ребенку такое общение, которое не удовлетворяет потребности последнего, надо думать, что у ребенка появится стремление уклониться от взаимодействия с данным взрослым, и у него сформируется эмоционально окрещенное отрицательное отношение к этому взрослому - неприязнь. 

 

2 ГЛАВА. «Методика  экспериментального исследования».

С целью проверки выдвинутой гипотезы, были   разработаны три  программы взаимодействия ребенка  и взрослого, представляющие собой  модели трех форм общения: 

1 - непосредственно-эмоциональной (в дальнейшем мы будем сокращенно обозначать ее программой Э), 

2 - ситуативной  (программа С)  и

3 - внеситуативной (программа В). 

Занятия согласно всем трем   моделям проводил один и тот же взрослый - экспериментатор.

Для того чтобы каждая модель выступала перед ребенком в своем  устойчивом виде,  и чтобы у  него успело сложиться на ее основе определенное отношение к взрослому,  мы предлагали ее детям на протяжении 20  занятий подряд.  Порядок  введения трех программ общения варьировался в опытах с разными детьми, что  позволяло учесть возможное влияние  последовательности разных моделей общения на результаты эксперимента.

Помимо занятий,  проводились  также контрольные пробы, цель которых  состояла в том,  чтобы выявить  сложившееся у ребенка отношение к взрослому. Для этого взрослый пребывал наедине с ребенком в комнате,  где находились разные игрушки,  и оставался пассивным, предоставляя ребенку проявлять любую инициативу; все обращения ребенка взрослый встречал доброжелательно и всячески поддерживал активность детей. Контрольные пробы проводились четыре раза: до начала всех занятна, по окончании каждой программа общения и после завершения всех занятий. Для большей надежности каждый раз проба повторялась три раза на протяжения трех последовательных дней.

Занятия с детьми проводил только экспериментатор. В контрольных же пробах в тот же  день, что и экспериментатор, участвовал также и посторонний взрослый, который в иных обстоятельствах с детьми не встречался. В таких контрольных пробах ребенок находился в помещении наедине с посторонним взрослым, но не видел экспериментатора, а тот инея возможность наблюдать за его поведением. Таким образом, всего с каждым ребенком было проведено 84 опыта: 60 занятий и 24 контрольных пробы - 12 с      экспериментатором и 12 с посторонним взрослым, в целом - 1512    опытов.

В исследовании участвовали  дети трех возрастных групп: младенцы первого полугодия жизни, дети раннего  возраста и старшие дошкольники, по 6 человек в каждой группе. Мы полагали, что если наша гипотеза верна, то младенцы будут обнаруживать наиболее положительное отношение к взрослому а период общения   по программе 3; дети раннего возраста - в период общения по программе С; а старшие дошкольники - в период общения по программе В.

Информация о работе Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка