Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

                                  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                           

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

                             

 

                                          Работа выполнена:

            студенткой 5 курса ОЗО, ППФ,

                    отделения «социальная педагогика»

Дроботовой  Татьяной

                                                                   Научный руководитель:

                                                                  к.п.н., доц. Волобуева Н.А.

                                                                                 

                                

ст. Ленинградская, 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

 

1.1. Историографический анализ состояния  исследуемой проблемы

1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

 

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная  работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

 

    1. Констатирующий этап эксперимента……………………………
    2. Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

 

Заключение………………………………………………………………

 

Литература……………………………………………………………….

 

Приложение……………………………………………………………..

3

 

 

6

 

6

 

10

 

 

36

 

 

36

 

53

 

62

 

65

 

68


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Не подлежит сомнению тот факт, что средства массовой информации стали не только неотъемлемой  частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно – образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение людей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной педагогике и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации за рубежом. Эта проблема стала актуальна и в нашей стране. Особенно актуальна проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания теле –  и печатной продукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодёжи.

Современная молодёжь уделяет большое внимание СМИ и особенно телевидению. Оно стало  намного ярче и разнообразней. На ТВ появилось большое количество мультфильмов и кино зарубежного производства, которые благодаря своим спецэффектам воздействуют на подсознание и психику подростков, таким образом «привязывая» их к телеэкранам. На телевидении практически отсутствуют отечественные детские и юношеские познавательные передачи. Проблема ещё заключается в том, что многие родители не контролируют и не ограничивают просмотр телепередач своих подростков.

На прилавках газетных киосков также появилось большое  разнообразие газет и журналов, которые  стали доступны для детей разных возрастов. Во многом вся эта печатная продукция или «желтая пресса» рассчитана на определенный круг потребителей, на более старшее поколение. Зачастую она несет в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего мира. Многие подростки имеют возможность выхода в Интернет, т.к. появилось большое количество Интернет–клубов, где они могут получить как полезную так и ненужную информацию, которая будет сказываться на их дальнейшем развитии. Одним из первых, кто затронул данную проблему, является А.А.Погоченков, который считает, что вся мощь коммерческих информационных каналов брошена на то, чтобы погубить доброго, отзывчивого, работающего человека и низвести его к уровню потребителя. Этот стереотип всячески называют нашей молодежи. И свидетельств тому, что подростков действительно стали уделять большое внимание средства массовой информации, особенно ТВ множество: это полупустые залы детских и юношеских театров, практически замороженная деятельность детских отделов концертных организаций, снижение количества художественного уровня познавательных передач радио и телевидения, практическое отсутствие прессы для подростков, трудный и длительный процесс поиска современного литературного героя и т.д.

Данное противоречие помогло сформировать проблему исследования, какими должны быть условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации? В этом заключается проблема исследования.

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.

Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.

Предметом исследования является средства массовой информации как  социокультурный фактор развития личности подростка.

Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:

1 Контроль со стороны  родителей и школы за потреблением  СМИ;

2.Учет возрастных и  индивидуальных особенностей подростков;

3.Индивидуальное приобщение  подростка к СМИ, ограничение  в общении с СМИ в случае необходимости.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по проблеме исследования;
  • Раскрыть психолого-педагогические основы влияния СМИ на развитие личности подростка;
  • Выявить условия влияния СМИ на развитие личности подростка.
  • Разработать методические рекомендации социальным педагогам и родителям.

Методы исследования:

  • Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • Методы опроса: анкетирование, тестирование, беседа; педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

1.Анализ литературных  источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования;

2. Разработка программы  исследования и методики эмпирической  проверки гипотезы;

3. Анализ, систематизация  и обобщение полученных результатов;

4. Формирование основных  теоретических взглядов и практических  рекомендаций.

 

 

 

 

 

ГЛАВА  І. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 

1. 1.  ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

Система образования  – это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века – это время информационного взрыва, появляются все различные телепередачи, как отечественного, так и зарубежного производства, пресса начинает руководствоваться свободой слова и мысли. Фактически общепризнанным является тот факт, что концепция «свободы печати» служит в значительной мере интересам рекламодателей и большого бизнеса.

Для современной сферы  массово – информационных процессов  характерные тенденции к концентрации, бюрократизации и монополизации. Но как отвечает в результате исследований Расторгуев С.П., «неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведет к гибели общества».[29;183]

Многочисленные социологические  исследования показывают всевозрастающую роль СМИ в жизни общества в целом и каждого отдельного человека. Значение масс – медиа в жизни подростка не меньше, а   может быть даже и больше, чем в жизни взрослого человека. СМИ для современного подростка стали важнейшим источником о мире, в котором он живет, что подтверждается разными учеными (см. таблицу 1). Похожие результаты были получены и в 2005  учебном году (см. таблицу 2).

Рейтинг источников информации у подростков

 Таблица 1.

Ранг

Исследования

Л.М. Баженова,

2000г.

В.С. Собкин,

2002г.

Л.С. Зазнобина,

2004г.

1

Книги

Телевидение

Телевидение

2

Журналы

Книги

Газеты

3

Телевидение

Газеты

Журналы

4

Газеты

Учебники

Книги

5

Родители

Журналы

Родители

6

Друзья

Друзья

Учебники

7

Радио

Родители

Учителя

8

Учителя

Учителя

Друзья

9

Учебники

Радио

Радио


 

Результаты исследования 2009 года                                                     Таблица 2.

Ранг

Источники

информации

Газеты

Журналы

Телевидение

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1

Телевидение

Московский

комсомолец

Семь дней

НТВ

ОРТ

2

Радио

Мир

новостей

Я-молодой

ТВ-парк

Сosmo

ОРТ

НТВ

3

Школа

Журналы

Я-молодой

Мир

новостей

Yes!

ТВ-6

РТР

4

Родители

Газеты

СПИД-Инфо

Мегаполис-Экспресс

Мото

ТВ-парк

РТР

СТС

5

Журналы

Школа

Спорт-Экспресс

СПИД-Инфо

Geo

МК-бульвар

СТС

ТВ-6

6

Ровесники

Родители

Советский спорт

Новая

газета

МК-бульвар

Geo

ТВЦ

Ren-TV

7

Книги

Старшие

Мегаполис-Экспресс

Спорт-Экспресс

Play-boy

Наука и жизнь

Ren-TV

ТВЦ

8

Газеты

Ровесники

Новая

газета

Коммерсант

Наука и жизнь

Колесо истории

М1

9

Старшие

Книги

Коммерсант

Советский спорт

Сosmo

Мото

Культура

10

Интернет

 

Колесо истории

Play-boy

ТВ-3


 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им «не додали в школе». На первое место выходит желания развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2009 году центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения подростков к телевидению [12;51].

Являясь активными потребителями  информации масс–медиа, подростки  не всегда понимают скрытый смысл  сообщения, мотивы и механизмы его  создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2008 году сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования при активном участии учителей московских школ.

Проблема «параллельной школы», как называют радио, телевидение, прессу, кинематограф, широко обсуждалось самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс – медиа на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять «плевел от зерен», сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60–е годы в США возникла концепция «визуальной грамотности», авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов, окружающего  мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальным способом коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.

Концепция, возникшая в тот период в Европе, условно может быть названа «оценочной». В ней на первое место выдвигались проблемы развития «иммунных» качеств психики против манипулирования ею средствами масс – медиа. Основной целью автора считают формирования критического мышления, играющего роль «информационной защиты»  [12; 54].

Акцентирование коммуникативных  проблем в образовании, начиная с 70-х годов с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и СМИ. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л.Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности ее осознание аудиторией. Именно «пониманию» с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое раннее предавалось оценочному подходу.

В 1995 году цели были во многом пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникаций и процессов передачи смысла, с другой.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка