Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с помощью методов психологического исследования.
Объект: Психологические аспекты в формирование личности детей и подростков. Предмет исследования: Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.
Для того чтобы изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с помощью методов психологического исследования необходимо:
Выявить ценность ориентации личности.
Определить положительное и отрицательное влияние на развитие личности.
Изучить влияние телевидения, прессы и Интернета на развитие личности детей и подростков.

Содержание

Введение
Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 42.43 Кб (Скачать файл)

 

 

Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков

§1. Личность. Ценностная ориентация личности

§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей  и подростков

2.1 Телевидение

2.2 Пресса

2.3 Интернет

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Живя в современном  мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они  настолько прочно основались в нашей  повседневности, что мы даже представить  себе не можем своего существования  без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости  по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать  прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств  массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие  на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли  на себя значительную часть функций  по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря  возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с  самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к  ним определённое отношение.

Особо сильное воздействие  средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения  сообщений, воздействующих на общественное сознание. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость  человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и  агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года[4]. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые  люди очень любознательны, и хотят  быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт. Все это определяет актуальность данного исследования.

Цель: Изучить влияние  средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с  помощью методов психологического исследования.

Объект: Психологические  аспекты в формирование личности детей и подростков. Предмет исследования: Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и  подростков.

Для того чтобы изучить  влияние средств массовой информации на формирование личности детей и  подростков с помощью методов  психологического исследования необходимо:

  1. Выявить ценность ориентации личности.
  2. Определить положительное и отрицательное влияние на развитие личности.
  3. Изучить влияние телевидения, прессы и Интернета на развитие личности детей и подростков.
  4. Обобщить состояние данной проблемы с помощью психологического исследования.
  5. Исходя из цели, объекта и гипотезы, можно определить следующие задачи:
  6. Изучить влияние средств массовой информации среди детей и подростков;
  7. Определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Влияние  средств массовой информации на формирование личности детей и подростков

§1. Личность. Ценностная ориентация личности

 

Личность формируется, главным  образом, в деятельности, через отношения  с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это  процесс усвоения индивидом опыта  общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.

Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь  с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется  до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются  необходимые знания и правила  поведения в обществе. Конвенция  ООН "О правах ребенка" определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка1. Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего[20].

Личность человека - это  понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих его  признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными  жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:

1) Физические свойства: пол;  возраст; особенности физической  конституции и др.

2) Социальные свойства: к  ним относятся проявления в  различных сферах общественной  жизни: труде, учебе, семье и  др.

3) Психологические свойства: к ним относятся соответствующие  свойства личности; возрастные особенности  психики и др.

4) Нравственно-психологические  свойства: к ним относятся: направленность  личности (т.е. основная жизненная  ориентация); мировоззрение (система  взглядов на жизнь); интересы; устойчивая  система мотивов поведения; моральные  ценности принципы и нормы,  которыми личность практически  руководствуется в своей деятельности; правосознание данной личности; нравственные навыки и привычки  личности; характер и уровень  потребностей. Период несовершеннолетия  является особым в формировании  личности человека. Определённый  уровень сознания и социального  развития, достигнутый несовершеннолетними  в этом возрасте, позволяет предъявлять  к ним требования, сообразовывать  своё поведение с правилами,  установленными в обществе. Именно  в этом возрасте наступает  как административная, так и уголовная  ответственность за совершение  правонарушений. В то же время  формирование несовершеннолетнего  как личности ещё не является  законченным и продолжается.

Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися  в предыдущий возрастной период свойствами" [1].

Оценка личностью своей  социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают  как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или  неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения". В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными  маяками, помогающими "заметить в  потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь  которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения"

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков  и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и  оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью  не с точки зрения полезности или  нужности, а с точки зрения представлений  о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как "локаторы нравственного сознания личности" /9; 118/, главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира[6].

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с  позиций ученых, "представляет собой  некоторую ось сознания, вокруг которой  вращаются помыслы и чувства  человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы". По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека.

Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе[12].

Таким образом, ценности - это  ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень  регуляции социальным поведением личности.

В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности  социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в  виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности  и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации  ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения  людей и поведения отдельного человека. В современной психологической  и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается  в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов. Ценность возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между объектом и человеческими потребностями, которые несут отпечаток исторической эпохи[23]. В.А. Василенко определяет ценность как "существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого". Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему.

О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания. Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность[16].

Социология рассматривает  ценности и ценностные ориентации как  идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания  оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов  социума, выполняющих нормативные  функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как  связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается  степень осознанности личностью  общественных ценностей, сила их воздействия  на поведение людей.

Понятие "ценность" впервые  введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие "ценность" в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие "аттитюд" как переживание смысла, ценности социального объекта. Ценностная ориентация", подобно "истине", "разуму", "человеку", "культуре", по-видимому, никогда не будет определена исчерпывающим образом, однако понимание этого обстоятельства не должно препятствовать созданию рабочих, понятийных конструкций, отвечающих необходимости решения современных проблем[13]. Использование, критика, коррекция, наконец, отвержение и замена таких конструкций являются необходимыми вехами в развитии общества.

§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков

2.1 Телевидение

XX столетие по праву  считают веком автомобилей, компьютеров,  атомной энергии, освоения космического  пространства. Верно и то, что  XX век - век телевидения. Не  смотря на бурное развитие  средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня  остается самым массовым и  доступным средством информации.

На протяжении последних  десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических  исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного  воздействия после семьи и  школы, являясь каналом интенсивной  социализации. Сущность особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить  о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере  педагог изменить не в силах. Но все  же поговорим об этом. Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически  во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном  лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения  или ущербов персонажам телевизионных  программ или фильмов[15]. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых "эффектов моделирования" Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причиной последующей агрессии.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков