Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику подростковому возрасту.
2. Описать отклоняющееся поведение подростков.
3. Рассмотреть особенности семейного воспитания подростков.
4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
5. Исследовать влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
6. Составить практические рекомендации по результатам исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Аддиктивное поведение подростков: как вид отклоняющегося поведения подростков ……………6
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания…………………………13
1.3 Влияние взаимоотношений в семье на аддиктивное поведение подростков ……………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………………………………………24
2.1 Этапы и методы исследования……………………………………………24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования……………………………27
2.3 Рекомендации родителям и педагогам……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков ГОТОВО.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..6

    1. Общая характеристика подросткового возраста. Аддиктивное поведение подростков: как вид отклоняющегося поведения подростков ……………6
    2. Характеристика стилей семейного воспитания…………………………13
    3. Влияние взаимоотношений в семье на аддиктивное поведение подростков ……………………………………………………………………….19

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………………………………………24

2.1 Этапы и методы исследования……………………………………………24

2.2 Обработка и анализ результатов исследования……………………………27

2.3 Рекомендации родителям и педагогам……………………………………31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 40 с., 1 рис., 4 табл., 42 ист., 3 прил.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОДРАСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Объект исследования – семья и стили семейного воспитания.

Предмет исследования – влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.

Цель исследования – рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.

При выполнении работы использованы методы: теоретический анализ научной,  психолого–педагогической, методической литературы, проведение эмпирического исследования, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Элементами научной новизны полученных результатов являются рекомендации для родителей и педагогов системы образования, направленные на своевременную коррекцию аддиктивного поведения у подростков.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

(подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения - нередко связанные с отклонениями в этом процессе [10, с. 21].

«Согласно статистике, 8 % всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть из них, естественно подростки. Ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека. Период выбора жизненного пути, время сомнений и пересмотра своих жизненных позиций. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности, как причин подросткового отклоняющегося поведения, так и особенностей его проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики).

Актуальность работы состоит в том, что проблема влияния семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков весьма актуальна в наши дни. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Объект исследования: семья и стили семейного воспитания.

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков

Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на аддиктивное поведение  подростков.

Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику подростковому возрасту.
  2. Описать отклоняющееся поведение подростков.
  3. Рассмотреть особенности семейного воспитания подростков.
  4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
  5. Исследовать влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение  подростков.
  6. Составить практические рекомендации по результатам исследования.

Методы исследования: теоретический анализ научной,  психолого–педагогической, методической литературы, проведение эмпирического исследования, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для психопрофилактических и просветительских целей.

Эмпирическая база: ГУО "Дворецкая средняя школа".

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Аддиктивное поведение подростков: как вид отклоняющегося поведения подростков.

«Подростковый возраст длится на два периода: от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: «Кто я?» и ищет ответ на него» [1, с. 22].

У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения.

Главные новообразования этого возраста: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания.

У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний.

«Можно выделить следующие психологические нормативные задачи данного возраста:

- отделение от родителей  и обретение подлинной психологической  независимости;

- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);

- новый этап социализации  в среде сверстников, основанный  на установлении более глубоких  эмоциональных отношений вне  семьи;

- принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию» [18, с. 20].

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются: взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации [1, с. 24].

Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности.

В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.

Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Подытожив, следует сказать, что подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом следует пребывать в разных социальных ролях для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.

Проблема отклоняющегося поведения крайне важна и актуальна в настоящее время, учитывая общесистемный кризис нашего общества. «Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Таким образом, период подросткового и раннего юношеского возраста сегодня – один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. Среди пограничных нервно-психических расстройств в этих возрастах на первое место выдвинулись синдромы отклоняющегося, т.е. девиантного поведения» [11, с. 50].

Поэтому особый интерес, как для психологов - исследователей, так и для психологов - практиков представляет изучение отклоняющегося поведения подростков. Это связано с тем, что «подростковый возраст является периодом высокой сензитивности к изменениям социокультурной ситуации и социальной ситуации развития» [3, c.162]. Именно в этом возрасте отклонения поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда и угрозу для общества.

«Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением [18, c. 64]. По мнению И.А.Фурманова [28] отклонения в поведении рассматриваются как один из способов адаптации подростка.

Одной из форм девиантного поведения подростков является аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

 Наличие аддиктивного  поведения указывает на нарушенную  адаптацию к изменившимся условиям  микро- и макросреды. Ребенок своим  поведением «кричит» о необходимости  оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются  профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

 Аддиктивное поведение  является переходной стадией  и характеризуется злоупотреблением  одним или несколькими психоактивными  веществами в сочетании с другими  нарушениями поведения, порой криминального  характера. Среди них специалисты  выделяют случайные, периодические  и постоянные употребления психоактивных  веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

Алкоголизм - хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Наркомания — болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения. В международной классификации болезней (МКБ-10) наркомания — это «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все наркотики, но физическая зависимость к одним бывает выражена (препараты опия), к другим — остается неясной, сомнительной (марихуана), в отношении третьих вообще отсутствует (кокаин).

Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость).

Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость, по определению ВОЗ (1965), есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость — состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков