Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения 4
1.2 Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведе.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РБ

УО  «Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

На  тему:

«Влияние  стилей семейного воспитания на отклоняющееся  поведение подростков»

 

 

 

Выполнила студентка

Заочного отделения ф-та психологии

4 курса 043 группы

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И  ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4

1.1 Общая характеристика подросткового  возраста. Девиантное поведение  подростков: причины отклоняющегося  поведения 4

1.2  Семья и стили семейного воспитания 4

1.3 Методы воздействия семьи на  подростков 4

Выводы  по первой главе 4

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ  ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4

2.1 Организация и методы проведения  исследования 4

2.2 Обработка и анализ результатов  исследования 4

2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4

Выводы  по второй главе 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подростковый возраст  – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает  огромное значение. Поведение подростка  является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения- нередко связанные с отклонениями в этом процессе [10, с. 21].

«Согласно статистике, 8 % всех преступлений в нашей стране совершается  именно несовершеннолетними. Большая  часть из них, естественно подростки. Ведь этот возраст самый сложный  период в жизни человека. Период выбора жизненного пути, время сомнений и пересмотра своих жизненных  позиций. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной  изученности, как причин подросткового  отклоняющегося поведения, так и  особенностей его проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен  раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные  аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики).

Актуальность работы состоит в том, что проблема влияния семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков весьма актуальна в наши дни. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

!!!!!!Объект исследования: семья и воздействие семьи на подростков ( некорректно!!!!)

Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.

Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику подростковому возрасту.
  2. Описать отклоняющееся поведение подростков.
  3. Рассмотреть особенности семейного воспитания подростков.
  4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
  5. Исследовать влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение  подростков.
  6. Составить практические рекомендации по результатам исследования.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Психодиагностический метод (тестирование).
  3. Метод математико-статистической обработки данных с помощью программы STATISTICA 6.0.

Методики исследования: !!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для психопрофилактических и просветительских целей.

Эмпирическая база: СШ № 215 г. Минска. Всего 60 человек. Родители 30 человек. (расписать)!!!!!!!!

Структура работы: Курсовая работа содержит введение, общую характеристику работы, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения

«Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок  задает себе вопрос: «Кто я?» и ищет ответ на него» [1, с. 22].

У подростка возникают  трудности в отношениях со взрослыми  в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи. Ведущий тип  деятельности в этом возрасте - общение  со своими сверстниками. Для подросткового  возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Поэтому  подросток ищет друга, того, кто может  понять. Часто в этом возрасте ведутся  дневники, чтобы иметь возможность  свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения.

Главные новообразования  этого возраста: открытие "Я", возникновение  рефлексии, осознание своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания.

У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них  характерна легкая возбудимость, смена  настроений и переживаний.

«Можно выделить следующие  психологические нормативные задачи данного возраста:

- отделение от родителей  и обретение подлинной психологической  независимости;

- преодоление кризиса  идентичности, ролевой диффузности  («самоидентификация»);

- новый этап социализации  в среде сверстников, основанный  на установлении более глубоких  эмоциональных отношений вне  семьи;

- принятие растущей сексуальности,  адаптация к этому новому состоянию» [18, с. 20].

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются: взаимоотношений  в группе сверстников; взаимоотношений  с лицами противоположного пола; взаимоотношений  с родителями; взаимоотношений с  учителями; вопросов осознания собственной  личности; трудностей в учебе; необходимости  найти выход из какой-либо затруднительной  ситуации. (Откуда этот абзац?? Кто автор??)

Поэтому он расширяет сферу  своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает  поддержка со стороны семьи, уверенность  в ее стабильности и надежности.

В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство  в жизнь подростка вызывает тревогу  и воспринимается им как угроза его  целостности. Наступает половое  созревание.

Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться  с все возрастающей компетентностью  подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии  и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Подытожив, следует сказать, что подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом следует пребывать в разных социальных ролях для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.

Проблема отклоняющегося поведения крайне важна и актуальна  в настоящее время, учитывая общесистемный  кризис нашего общества. «Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время  в нашем обществе, обусловливает  рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и  духовные устои. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность  детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Таким образом, период подросткового  и раннего юношеского возраста сегодня  – один из наиболее сложных в  социальном и психологическом отношении. Среди пограничных нервнопсихических  расстройств в этих возрастах  на первое место выдвинулись синдромы отклоняющегося, т.е. девиантного поведения» [11, с. 50].

Поэтому особый интерес, как  для психологов-исследователей, так  и для психологов-практиков представляет изучение отклоняющегося поведения  подростков. Это связано с тем, что «подростковый возраст является периодом высокой сензитивности  к изменениям социо-культурной ситуации и социальной ситуации развития» [3, c.162]. Именно в этом возрасте отклонения поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда и угрозу для общества.

«Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением. Это определение охватывает широкий круг расстройств: асоциальные действия (воровство и т.п.), постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания, преступления, связанные с насилием и т.д.» [18, c. 64].

По мнению И.А.Фурманова [28] отклонения в поведении рассматриваются как один из способов адаптации подростка. Мотивационная, волевая и другие сферы личности подростка с отклоняющимся поведением имеют специфические черты. Для понимания психологической стороны делинквентности !!!!!!! (работа не о делинквентности, а об отклоняющемся поведении!!!!!) необходимо осветить каждую из них.

  • Мотивационная сфера.

Дифференция мотивации, разработанная  А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в  определённых условиях существования  и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А  наиболее типичные мотивы «роста» связаны  с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации [11, с. 50].

Дети с отклоняющимся  поведением характеризуются преобладанием  дефицитарных мотивов над мотивами роста. Это свидетельствует о  неудовлетворённости её в безопасности и в социальных связях. Такие дети постоянно пребывают в состоянии  тревожности, зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит  отношений привязанности с другими, чувство одиночества, отверженности, отсутствие дружеских связей.

В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать  такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.

  • Эмоциональная сфера.

Эмоции принято разделять  на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными  тонами).

Подавляющее большинство  детей с нарушениями поведения  отличают серьёзные отклонения в  эмоциональной сфере в виде расстройств  невротического, психического, депрессивного  характера, а также в виде парадоксального  сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций [11, с. 52].

В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы  можно выделить целый ряд категорий  подростков.

«Подростки с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких подростков является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы» [14, с. 33].

«Подростки с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих подростков является психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и чрезмерное самомнение. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира» [16, с 47].

Ситуативно возникающие  эмоции из-за низкого контроля над  ними смешиваются с фоновыми переживаниями  или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное  с психическим напряжением, может  породить у них несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать или скрывать от окружающих.

Они находятся в постоянном внутреннем конфликте с собой, напряжены  вне зависимости от напряженности  реальной ситуации, что может прорываться  без внешнего повода в неожиданные  аффективные реакции озлобления, ярости, страха.

«Подростки с депрессивными  тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетённое состояние, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям, более слабая адаптация к ситуационным событиям и психотравмирующим переживаниям. Отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, убегают из дома» [16, с. 50].

Все обозначенные группы подростков имеют ярко выраженные нарушения  в нравственной сфере, склонны к  непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию  социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным  ценностям.

  • Волевая сфера.

Неблагоприятное эмоциональное  состояние у некоторых категорий  подростков с нарушениями поведения  связано с проблемами в сфере  волевой регуляции. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности  к физической агрессии относится  импульсивность и несдержанность в  проявлении эмоций, трудности в процессе целеполагания [4, с. 60]. Плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и  косвенной агрессии – эмоциональная  нестабильность, неустойчивость поведения, а также импульсивность, низкий самоконтроль влечений.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков