Влияние стиля родительского воспитания на агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы агрессии (агрессивного поведения), жестокости и насилия в условиях современного общества. Тема агрессивного поведения детей и подростков широко обсуждается в средствах массовой информации, в научных публикациях, литературных произведениях и т.д. Педагоги, психологи, родители отмечают, что в настоящее время существенно возросло количество подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их противоправного поведения в будущем. В связи с этим, изучение причин проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной проблемой современной психологической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 3.docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

Тема № 1: Влияние  стиля родительского воспитания на агрессивность подростков

Актуальность  проблемы:

 Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы агрессии (агрессивного поведения), жестокости и насилия в условиях современного общества. Тема агрессивного поведения детей и подростков широко обсуждается в средствах массовой информации, в научных публикациях, литературных произведениях и т.д. Педагоги, психологи, родители отмечают, что в настоящее время существенно возросло количество подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их противоправного поведения в будущем. В связи с этим, изучение причин проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной проблемой современной психологической науки.

Изучению феномена агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, которые  разрабатывались в рамках разных школ и направлений. Предметом исследования становились различия в понимании агрессии (С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, С. Фешбах, A. Bandura, A. Bass и др.); причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков (Р. Берон, Т.Б. Делова, Н.Д. Левитов, А.К. Осницкий, А.Р. Ратинов, Д. Ричарсон, О.Д. Ситковская, A. Bandura и др.); формы агрессивного поведения (Е.В. Куприянчук, С. Фешбах), а также способы его профилактики и коррекции (Р. Кембелл, Г. Менденфилд, Л.М. Семенюк, А.Б. Петрова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др.).

В зарубежной психологии проводятся многочисленные экспериментальные  работы, направленные на выявление  причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у  детей и подростков: взаимосвязи  легитимного насилия и девиантного поведения (А. Бандура, Р. Мертон, Р. Уолтерс); зависимости между дисциплинарными воздействиями родителей и агрессивностью детей; агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения (А. Басс, Р. Вальтер, Р. Лазарус); манипуляции сознанием с помощью средств массовой информации (С.Г. Кара-Мурза, Ф. Клозе, П. Шампань) и т.д.

В отечественной психологии в последние десятилетия наибольшее внимание уделялось: выявлению биологических  причин агрессивности (И. Лалаянц); роли семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.В. Толстых); специфике агрессивного поведения детей различных половозрастных групп (А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Б. Беневольская); изучению психологических особенностей подростков-нарушителей (Л.Н. Собчик, Д.И. Фельдштейн); влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей и подростков (С.Н. Ениколопов, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Следует отметить, что большинство  исследований по данной теме ведется  на дошкольниках, недостаточно представлены исследования факторов семейного воспитания, влияющих на развитие агрессивного поведения  у подростков, а также лонгитюдные исследования.

Объект  исследования:  агрессивное поведение (агрессия) подростков, детско-родительские отношения.

Предмет исследования: особенности взаимодействия родителей с подростками, имеющими различные уровни агрессивного поведения.

Цель исследования : выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.

Гипотеза исследования. Уровень агрессивного поведения у подростков зависит от стиля детско-родительского взаимодействия.

Задачи:

  1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
  2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
  3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
  4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
  5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Методы: анализ литературных источников, тестирование, методы математической статистики.

База исследования: МОУ СОШ № 189

Выборка исследования: подростки 5 и 7 классов. (Контрольная и экспериментальная группа).

 

 

Тема №2: Взаимосвязь акцентуаций характера и риска развития поведенческих нарушений у подростков.

Актуальность проблемы:

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей  стороны личности. В повседневной жизни термин «характер» также употреблялся в различном смысле. Поэтому первой задачей изучения характера должно быть определение термина «характер», хотя бы предварительное, могущее служить  отправным пунктом для дальнейших исследований, так как, не имея понятия  о том, что такое характер, нельзя говорить ни о структуре, ни о формировании характера.

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что  многие из нас в чем-то похожи, а  в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия исследователи обнаружили, реальность существования характеров. Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, к себе. Это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика – и это важно понять и почувствовать.

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в  языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется  не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или  менее щедрые, более или менее  честные и откровенные. Когда  количественная выраженность той или  иной черты характера достигает  предельных величин и оказывается  у крайней границы нормы, возникает  так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера  – это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных  черт. При этом у индивида проявляется  повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.

Известно, что  акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В  то же время поведение многих людей  с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов все это говорит об актуальности данной проблемы.

 

Объект  исследования:  Социализация подростков с акцентуированными характерами.

Предмет исследования: Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами.

Гипотеза: Социально-педагогическое сопровождение подростков с различными типами акцентуаций характера, представленное комплексом превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий будет способствовать созданию оптимальной ситуации социального развития подростков, формированию ценностей здорового, социально одобряемого образа жизни, а также снижению чистоты проявлений нарушений культурных, социальных и правовых норм.

Задачи:

1.  Изучить состояние проблемы характера и акцентуаций характера в современной психолого-педагогической и методической литературе, возрастные проблемы механизмы и динамику формирования характера у подростков.

2.  Исследовать классификацию, причины и проявление в поведении, общении, деятельности акцентуаций характера у подростков.

3. Изучить методы исследования акцентуаций характера у подростков, обобщить полученные данные сделать выводы.

 

Методы: Анализ литературных источников, тестирование, методы математической статистики.

База исследования: МОУ СОШ № 189

Выборка исследования: подростки 9 и 11 классов. (Контрольная и экспериментальная группа).

 

 Тема № 3: Психологические особенности младших школьников с дисграфией.

 

Актуальность проблемы:

Проблема интеллектуально-личностного  развития детей, обучающихся в массовой школе, является важнейшей в управлении потенциалами общественного развития. Регулирующая и формирующая роль речи в становлении человека как  личности и субъекта деятельности общеизвестна. Речь оказывает значительное влияние  на формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных и эстетических чувств, на развитие воли и характера. Все  психические процессы с помощью  речи становятся произвольными, управляемыми.

В последнее время увеличивается  число учащихся, испытывающих трудности  в усвоении письма и чтения. По данным зарубежной литературы таких детей 15 - 20 % в американских школах, до 10 % - в европейских, в отечественных исследованиях, до недавнего времени, приводился меньший показатель - 8,7. Однако,в последнее время, приводят сведения о том, что у 20 - 30 % учеников начальной школы формирование письма проходит со значительными сложностями, а это уже не несколько учеников в каждой параллели, а 7 - 9 учеников в каждом классе.

Овладение грамотой - это  сложная умственная деятельность, которая  требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка: слуховой дифференциации звуков, правильного  их произношения, языкового анализа  и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызывать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. В основном дисграфические нарушения рассматриваются с точки зрения клинико-психологического подхода. Психологической же картине данного явления, как особенностей онтогенеза, посвящено значительно меньше работ.

Объект исследования: интеллектуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста.

Предмет: интеллектуальные и личностные характеристики детей младшего школьного возраста с дисграфией, не сочетающейся с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучение особенностей интеллектуально-личностного развития детей с дисграфией.

Гипотеза: можно предположить, что 1) дисграфические нарушения у детей, являются следствием своеобразия особенностей развития их структуры интеллекта и умственной работоспособности; 2) специфические особенности личностных качеств у детей младшего школьного возраста с дисграфией проявляются преимущественно в сфере самовосприятия и саморегуляции; 3) специфика интеллектуально-личностных особенностей может по-разному проявляться у школьников с разными видами дисграфии.

Задачи:

1. Изучить структурно-уровневые  характеристики интеллектуального  развития у учащихся младших  классов с дисграфическими нарушениями.

2. Исследовать личностные  особенности детей младшего школьного  возраста с дисграфией.

3. Провести типологический  анализ особенностей интеллектуально-личностных  характеристик у учащихся с  разными видами дисграфических нарушений.

4. Наметить основные направления  психологической коррекции учащихся  в соответствии с преобладающим  видом дисграфических нарушений.

Методы: анализ литературных источников, тестирование, методы математической статистики.

База исследования: МОУ СОШ № 189

Выборка исследования: школьники 1 и 2 классов.

 

 

Министерство  образования и науки Российской федерации

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Факультет Психологии

Кафедра теоретических основ физической культуры

 

 

Специальность: 031000

Курс:_____4____________

На базе общего образования

№ зачетной книжки_173/11____

 

 

Самостоятельная  работа  по экспериментальной психологии

Вариант № 3

 

 

 

Выполнил:  Тихонов В.А.

                                                                                                                                             Проверил: Рубцова М.О.

 

 

Работа представлена ________

Оценка____________________

 

 

 

Новосибирск 2013


Информация о работе Влияние стиля родительского воспитания на агрессивность подростков