Влияние стиля руководства на СПК в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49

Вложенные файлы: 1 файл

стильупр. СПК.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)


49

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7

1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18

1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49

 

Приложение № 1,2,3,4

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин.

Значительная часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются её качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

Проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Изучение социальной группы тесно связано с именами ученых, которые являлись основоположниками теории управления организационными системами, социальными группами таких как Файоль А., Тейлор Ф, Шелдок О. и многих других.

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов они исследовали поведение человека в социальной группе (производственный коллектив, семья и так далее), были сделаны попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве.

Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также апробированы различные методики изучения групповых процессов.

Психологической основой разработки концепции социальной группы явилась сформировавшаяся в 30 - х годах XX века научная парадигма «человеческих отношений».

Основоположниками этой теории, такими учеными как Мэйо Э.,  Грегором Д., Маслоу А. и другими были разработаны первые представления о социально-психологических условиях эффективного взаимодействиях членов различных социальных групп.

Изучению проблемы эффективности взаимодействия в таких социальных группах, как социалистический коллектив посвятили свои исследования многие отечественные психологи и социологи, такие как Богданов А., Витке Н., Бирнштейн М. и многие другие. Впервые ими были разработаны организационно-психологические модели подготовки и обучения будущих специалистов различного профиля на предприятиях.

Это, в свою очередь, обогатило социально-психологическую науку и позволило на практике повысить эффективность функциональности социальной группы как социально-психологической среды.

Особое внимание к группе как социально-психологической среде уделяли российские ученые Я.Л. Коломинский, И.В. Сильченко, Т.В. Живота, В.И. Зацепин, ГА. Козуб, А.Н. Лутошкин, Л.И. Марисова.

Таким образом, различные подходы и результаты исследований современных групп в условиях всё большего ускорения процессов экономического и социального развития являются актуальными и могут вызвать интерес к этой проблеме со стороны различных наук, так как группа является «проводником знаний» и личностно формирующей средой.

В связи с этим возрастает необходимость в изучении социально-психологической сущности группы и факторов, влияющих на эффективность её функционирования.

ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).

ЗАДАЧИ:

- изучить научную литературу по теме исследования;

- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;

- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;

- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: трудовой коллектив инженеров – операторов информационно – вычислительного центра.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе.

ГИПОТЕЗА: эффективность деятельности трудового коллектива (в частности особенности социально – психологического климата) обусловлена особенностями стиля руководства.

ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются научные положения отечественных ученых: Г.М. Андреевой, О.В. Андрианова, С.А. Белановского, А.А. Бодалёва, И.П. Волкова, Л.Н. Дичковской, В.Н. Князева, О.Я. Коломинской, работы которых связанны с исследованием проблем социологии малой группы, психологии групповых процессов; концепция деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский, В.А. Ядов, Ю.Д. Красовский, А.Л. Журавлёв).

Использованы данные социально-психологических исследований общения, межличностных групп и коллективов (Г.М. Андреева, А,А. Бодалёв, А.И. Донцов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- диагностические: методика В.П. Захарова «Стили руководства», изучение социально-психологического климата в коллективе (методика В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелест); модифицированный тест Морено «Социометрия».

- анализ и интерпретация полученных данных.

Экспериментальное исследование проводилось на базе информационно – вычислительного центра штабной части г. Североморск.

Выборка состояла из 25 человек – кадровый потенциал информационно – вычислительной службы. Средний возраст: 32 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

1.1. ГРУППА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социально – психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.[1]

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации.

Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации.

Основанием её должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.[2]

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными.

Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает своё исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.

Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы.[3]

Малые группы достаточно хорошо исследованы в социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Для нашего исследования актуально понятие «малая группа», поэтому именно его мы и будем рассматривать.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.

Количественные признаки малой группы - её нижние и верхние границы - определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.

Верхняя граница малой группы определяется её качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 - 12 человек.

Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но ещё не сплочённые совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.

Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 1).[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1
Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп.

Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между её членами нет, а для общения используются различные «посредники», например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений.[5]

Согласно американскому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней чётко определены статусы её членов - они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения («структура власти»).

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда. При таком понимании существа формальной группы в её определении в слове «формальный» не содержится каких - либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе