Влияние стресса на психическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение особенностей влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала в конкретной организации.
Объект исследования - психическое здоровье персонала организации.
Предмет исследования: особенности влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала электролизного отделения Кольской ГМК

Содержание

2 Эмпирическое исследование влияния профессионального стресса на психическое здоровье 3
2.1 Программа исследования 3
2.2 Анализ результатов исследования 5

Вложенные файлы: 1 файл

Козлова.docx

— 652.36 Кб (Скачать файл)

 

         

Влияние стресса  на психическое здоровье

 

 

                                                             

                                                          Ученица 9 класса «А»

                                                                                                              Г. Мончегорска

                                                                                                                   Средней школы №1

                                                                                                    Козловой  Виолетты 

Оглавление

 

2 Эмпирическое исследование влияния профессионального стресса на психическое здоровье 3

2.1 Программа исследования 3

2.2 Анализ  результатов исследования 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эмпирическое  исследование влияния профессионального  стресса на психическое здоровье

 

2.1 Программа исследования

 

Целью настоящего исследования является изучение особенностей влияния  профессионального стресса на психическое  здоровье персонала в конкретной организации.

Объект исследования - психическое  здоровье персонала организации.

Предмет исследования: особенности  влияния профессионального стресса  на психическое здоровье персонала  электролизного отделения Кольской ГМК

В качестве гипотез выдвинуты  следующие предположения:

-Возникновение профессионального  стресса у машинистов крана  электролизного отделения Кольской  ГМК приводит к неблагоприятным изменениям эмоционально-личностной сферы, что может способствовать нарушению их психического здоровья.

-Склонность к развитию  стресса и стрессогенных заболеваний  может быть усилена характером  профессиональной деятельности  и связана с индивидуальными  характеристиками сотрудников, биографическими,  такими как возраст и стаж  работы в организации и психологическими,  как тревожность, степень готовности  к риску, склонность к выгоранию,  уровень нервно – психической  адаптации, а также с внешними  причинами, такими как низкая  удовлетворенность, условиями труда,  размер оплаты труда, режим  работы и др.

Исходя из общих теоретических  представлений о сущности изучаемого объекта и для решения задач  исследования, подобран комплекс методов  и методик:

-Психодиагностика: анкетный опрос, методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) (ШРЛТ), методика диагностики степени готовности к риску («PSK», А.М.Шуберта), диагностика уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, тест «Нервно-психическая адаптация», разработанный И. Н. Гурвич.

В исследовании принимали  участие представители коллектива бригады электролизного отделения  Кольской ГМК города Мончегорска  в общем количестве 30 человек.

Объем выборки – 30 человек, из них: 14 мужчин  и 16 женщин. Возраст  испытуемых-руководителей составил 23 - 45 лет. Образовательный уровень испытуемых не уточнялся.

Выборка исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Выборка исследования

                                                                                                                                                      

 

Возраст

Пол

Стаж в организации

Возраст

Пол

Стаж в организации

1

42

Ж

8

16

39

М

12

2

40

М

12

17

23

М

3

3

33

Ж

4

18

32

Ж

7

4

34

М

6

19

39

М

6

5

43

Ж

10

20

42

Ж

11

6

42

Ж

5

21

35

Ж

8

7

33

М

9

22

37

М

10

8

35

Ж

8

23

27

Ж

4

9

23

М

3

24

32

М

9

10

28

Ж

7

25

44

Ж

15

11

32

М

8

26

45

М

18

12

43

М

16

27

36

Ж

11

13

27

Ж

7

28

29

Ж

5

14

35

Ж

6

29

34

М

10

15

32

М

8

30

26

Ж

3

Итого по выборке:

Женщины

16

Мужчины

14


 

 

На первом этапе были уточнены особенности деятельности машиниста  крана металлургического производства, согласно коду профессий по ОК. 016-94.  Далее были изучены социально-демографические характеристики респондентов  и их удовлетворенность организационными факторами, выявлены особенности эмоциональной сферы и самооценки по методике ШЛРТ, произведена оценка степени готовности к риску по методике «PSK», изучен уровень эмоционального выгорания по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко и произведена интегральная экспресс-оценка психического состояния испытуемых с использованием теста «Нервно-психическая адаптация» И. Н. Гурвич.

Второй этап, аналитический, был посвящен анализу и обработке  полученных результатов, установлению взаимосвязи между переменными  с применением коэффициента линейной корреляции Пирсона, а также сопоставлению результатов исследования с учетом  возрастной и гендерной принадлежности испытуемых, а также их стажа работы в данном подразделении предприятия.

Завершающий, третий этап исследования состоял в разработке рекомендаций по снижению риска формирования профессионального стресса.

 

2.2 Анализ результатов  исследования

 

Первый этап исследования:

По результатам исследования специфики деятельности машинистов крана металлургического производства было установлено следующее:

В обязанности машиниста  крана металлургического производства входит:

-управление кранами различных  типов и грузоподъемности;

-произведение осмотра  и регулировки механизмов и  приборов безопасности;

-определение пригодности  к работе грузозахватных приспособлений  и тары.

Основными задачами машиниста  являются доставка форм-изложниц для  разливки готового металла, перемещение  полуфабрикатов на доработку, отправка для ремонта неисправных деталей  прокатного стана и вывоз неиспользованного  анода электролизера. В электролизном  отделении Кольской ГМК машинист участвует в ремонте оборудования цехов, контролирует правильность использования грузчиками грузозахватных приспособлений, следит за показаниями приборов и сигнальными жестами грузчика, осуществляет контроль за техническим состоянием крана. Машинист крана должен обладать хорошим зрением, точным глазомером, отличным слухом, устойчивым вестибулярным аппаратом. 1

Поскольку основные функции  машинисту крана приходится осуществлять на большой высоте, необходимым условием для выполнения такой работы является готовность работника к определенному  риску в сочетании с личной дисциплиной.

Для управления современными грузоподъемными машинами не требуется  значительных физических усилий. Особо  важное значение в реализации профессиональных умений крановщика имеет предельная собранность и внимательность, эмоциональная  уравновешенность и умение сохранять  спокойствие в критических ситуациях.

Машинист крана с неуравновешенным характером в сложной обстановке при внезапно надвинувшейся опасности может прийти в состояние замешательства или крайнего возбуждения, парализующее способность принимать осмысленные решения для предотвращения происшествия. На степень утомления влияет не только продолжительность рабочего дня и фактического времени работы, но продолжительность и качество отдыха, характер работы, выполненной до начала смены, конструктивные особенности машины.

Таким образом, профессия машиниста  крана в цехах металлургического  производства требует

предельной собранности, внимательности и уравновешенности.

Результаты, полученные с  помощью анкетного опроса, позволили  выявить параметры, оценивающие  степень удовлетворенности испытуемых заработной платой, отношениями с  непосредственным руководителем, отношениями  в коллективе, а также оценить  интенсивность испытываемых персоналом электролизного отделения физических, интеллектуальных, и психоэмоциональных нагрузок.

По результатам исследования можно проследить некоторую неоднородность показателей, характеризующих большинство  испытуемых (63,3%) как подверженных эмоциональной напряженности, и небольшой процент (10 %)  – как абсолютно толерантных к сложившейся ситуации.

Общие результаты свидетельствую о том, что уровень реактивной тревоги превышает показатели личностной тревоги во всех группах, что может  быть связано с реакцией испытуемых на эксперимент (Приложение Г, таблица 3.1- 3.3).

Таблица 3.1 – Общие результаты оценки степени готовности к риску  по методике диагностики степени  готовности к риску («PSK», А.М.Шуберт) (n=30)

Возраст

Пол

Стаж  работы в организации

Показатель готовности к  риску

Возраст

Пол

Стаж  работы в организации

Показатель готовности к  риску

1

42

Ж

8

-18

16

39

М

12

-10

2

40

М

12

-2

17

23

М

3

28

3

33

Ж

4

4

18

32

Ж

7

10

4

34

М

6

9

19

39

М

6

5

5

43

Ж

10

-25

20

42

Ж

11

-20

6

42

Ж

5

-21

21

35

Ж

8

10

7

33

М

9

11

22

37

М

10

15

8

35

Ж

8

3

23

27

Ж

4

11

9

23

М

3

38

24

32

М

9

8

10

28

Ж

7

21

25

44

Ж

15

-24

11

32

М

8

15

26

45

М

18

-16

12

43

М

16

-25

27

36

Ж

11

1

13

27

Ж

7

18

28

29

Ж

5

22

14

35

Ж

6

2

29

34

М

10

4

15

32

М

8

15

30

26

Ж

3

15


Таблица 3.2 - Результаты оценки степени готовности к риску по методике диагностики степени готовности к риску («PSK», А.М.Шуберт) в зависимости  от возраста испытуемых

№ группы

№ испытуемого

Возраст

Пол

Кол-во баллов

№ группы

№ испытуемого

Возраст

Пол

Кол-во баллов

 

№ группы

Возраст

Пол

Кол-во баллов

Группа  № 1 (От 23 до 30)

9

23

М

38

Группа  № 2  (От 31до 37)

3

33

Ж

4

Группа  № 3 (От 38  и более)

1

42

Ж

-18

10

28

Ж

21

4

34

М

9

2

40

М

-2

13

27

Ж

18

7

33

М

11

5

43

Ж

-25

17

23

М

28

8

35

Ж

3

6

42

Ж

-21

23

27

Ж

11

11

32

М

15

12

43

М

-25

28

29

Ж

22

14

35

Ж

2

16

39

М

-10

30

26

Ж

15

15

32

М

15

19

39

М

5

 

18

32

Ж

10

20

42

Ж

-20

21

35

Ж

10

25

44

Ж

-24

22

37

М

15

26

45

М

-16

24

32

М

8

 

27

36

Ж

1

29

34

М

4

Средний балл

21,9

 

Средний балл

8,2

 

Средний балл

-15,6

Информация о работе Влияние стресса на психическое здоровье