Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов всё более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки 5
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Развитие самооценки в дошкольный период 15
Глава 2. Семейные взаимоотношения 22
2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста 22
2.2 Супружеские отношения и уровень самооценки ребёнка 25
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка

 

2008

2

Оглавление

Введение                                                                                                                       3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки                                     5                                                                                

1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе                   5            

1.2 Развитие самооценки в дошкольный период                                                   15                               

Глава 2. Семейные взаимоотношения                                                                     22

2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста                                                                                                                       22                    

2.2 Супружеские отношения и уровень самооценки ребёнка                             25                          

Заключение                                                                                                                 36

Список литературы                                                                                                   38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

   Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела  проблема самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов всё более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.

    Данная работа посвящена исследованию самооценки дошкольников и влиянию на её формирование супружеских отношений.

    Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения исследования. Этот возраст – начальный период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать и «примеривать» свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

   Как известно, эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности изначально происходит в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях  супругов, имеет большое значение.

Конфликтное поведение родителей отражается на психике ребёнка и выражается в повышенной тревожности, неуверенности, низкой и

4

нестабильной самооценке. Поведение взрослых должно быть предсказуемо для ребёнка.

   Чувство психологической защищённости и безопасности, семейная атмосфера эмпатии – вот из чего складывается позитивная самооценка. А формирование самооценки является для ребёнка не только важным этапом

развития личности, но и основой будущих побед и возможных неудач.

Проблема влияния супружеских отношений на самооценку ребёнка была и остаётся одной из важнейших проблем социальной психологии. Однако объективных данных по этому вопросу всё ещё недостаточно.

Тема влияния супружеских отношений и психологической атмосферы в семье на самооценку ребёнка по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. Необходимо определение психологических оснований их понимание и изучение.

Объект исследования: самооценка детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние супружеских отношений на уровень

самооценки ребёнка.

Целью работы является изучение особенностей отражения на психике дошкольника отношений между его родителями и влияние этих супружеских отношений на самооценку ребёнка.

Задачи, поставленные для достижения цели курсовой работы:

1.  Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе отечественных и зарубежных специалистов.

2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению самооценки в дошкольном возрасте.

3. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о специфике супружеских отношений как источнике развития личности и формирования самооценки ребёнка, а также нарушений этого формирования.

5

Глава 1 Теоретические подходы к изучению самооценки

1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе

 

   Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности [6, с.409].

Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов её деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

 В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание.

    У. Джеймс, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, К.К. Платонов, К. Роджерс, В.В. Столин, Э. Эриксон – определяют самооценку как сложноструктурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье. Другие исследователи (Л.И. Божович, Р.Б. Стеркина и др.) рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка. Проблеме генезиса, процесса развития разных сторон самооценки в дошкольном возрасте посвящён ряд исследований (Н.Н. Авдеева, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкулина, А.И. Силвестру, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.).

    Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе,

6

которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убеждённость индивида в своей самоценности, значимости. Короче, самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду.

   Приблизительно так же определяет самооценку и М. Розенберг (1965); для

него это – позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает

 степень развития у индивида  чувства самоуважения, ощущения  собственной

 ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

 Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание,

 негативное отношение к своей личности.

    З.Фрейд и его последователи неофрейдисты преувеличивают роль биологических влечений человека и низводят его социальные потребности до инстинктивных, врождённых тенденций. Самооценка, следовательно, рассматривается как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей её враждебной для неё средой. В работах психологов и социологов этого направления самооценка выступает как функция личности и связывается с аффективно-потребностной сферой.

    Е.И. Савонько, соглашаясь в целом с такой трактовкой самооценки, высказывает некоторые возражения. Во-первых, ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих активность личности. Второе возражение касается понимания З. Фрейдом и неофрейдистами социального мира, как враждебного человеку: при этом вся внутренняя энергия человека используется субъектом для самозащиты от вредного влияния среды.    Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

  Во-первых, важную роль в её формировании играет сопоставление образа

7

реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. В классической концепции американского психолога У. Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям:

Самооценка = успех / притязания

С помощью оригинальной формулы он, фактически, указал на два пути

повышения самооценки. В одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; в другом – снизить уровень притязаний, при котором самооценка, самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряна. Правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый путь сохранения самооценки. Человек в своей деятельности должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым, сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Иные люди избирают второй путь, снижая уровень притязаний, т.е. прибегают к пассивной психологической защите своего «Я - образа» [6, с.415-416].

   Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

   В-третьих, взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму

своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он

просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо.

    Как мудро заметил У. Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для

8

человека значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для его самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше всё зависит от позиции самого человека[2, с.367].

    Особый интерес представляет теория ведущего представителя гуманистической психологии К. Роджерса. Сущностью личности, по мнению

К. Роджерса, является знание индивида о себе, его отношение к себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой, в результате оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребёнка и его дальнейшее развитие прежде  всего согласуется с его  самооценкой. К. Роджерс подчёркивал значение потребности в положительной оценке для развития личности. Однако формирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку

 окружающих либо остаться  при своей, т.е. обесценивать себя  либо других. Происходит сложный  процесс «взвешивания», который К. Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребёнка, т.е. здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врождённых качеств [24, с.278].

   В исследованиях А.З. Зака самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности [14, с.106-108].

   Т. Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [39, с.220].

   Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. В одной из групп исследования

9

рассматривались специальные вопросы, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной [20], Е.И. Савонько [32], Е.А. Серебряковой [33], В.А. Горбачёвой [10].

   Вопросы онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного

формирования самооценки обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И, Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее

непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий

Информация о работе Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка