Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:50, лекция

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сюжетно.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание мальчиков и девочек 

      По выражению С.Л. Рубинштейна,  « в  игре,  как  в   фокусе,  собираются,  в ней   проявляются  и  через   нее  формируются  все   стороны  психической  жизни   личности». 

     Высоко  оценивая  значение  сюжетно-ролевых   игр,  выдающийся  советский   психолог  Л.С. Выгодский  писал:  «…игра  дает  ребенку  новую   форму  желаний».

   Дошкольный возраст считается  классическим возрастом игры. В  этот период возникает и приобретает  наиболее развитую форму особый  вид детской игры, который в  психологии и педагогике получил  название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая  игра есть деятельность, в которой  дети берут на себя трудовые  или социальные функции взрослых  людей и в специально создаваемых  ими игровых, воображаемых условиях  воспроизводят (или моделируют) жизнь  взрослых и отношения между  ними.  
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.  
   Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.  
    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. 
   Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает

 

 

действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме  того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет  с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности  человека, позволяющей представить  другой взгляд и другую точку зрения.  
  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.  
   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.  
    В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.  
   Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.  
   Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.  
 
 

 Однако  эта детская деятельность вызывает  массу вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и  зачем дети вдруг берут на  себя роли взрослых и начинают  жить в каком-то воображаемом  пространстве? При этом они, конечно  же, остаются детьми и прекрасно  понимают условность своего “перевоплощения”  — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им  ни с чем не сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Социальная природа ролевой игры дошкольника.  
    Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом—особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования Д.Б.Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.             Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.  
   Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры

 

 

может пролить  свет на ее природу.  Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.  
    Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я—космонавт”, “Я—мама”, “Я—доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

А. В.Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых  ребенком в игре и в условиях прямого  выполнения задания различен. Он приводил интересные результаты исследований Т.О.Гиневской, которая специально изучала значение игры для организации движений ребенка. Оказалось, что в ролевой игре “в спортсменов” не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но изменялся и сам характер движения: в нем значительно рельефнее выделялась фаза подготовки, своеобразного старта.  
     В исследовании Л.И.Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают 8 игре учеников, выполняющих свои обязанности.

    Принятие игровой роли оказывает  существенное положительное влияние  не только на управление внешним  поведением ребенка, но и на  овладение собственными познавательными  процессами. Так, в работе З.М.Истоминой  изучалось развитие произвольной  памяти у дошкольников в разных  условиях. В ней было установлено,  что в условиях игры дети  способны запомнить и воспроизвести  значительно большее количество  слов, чем в условиях лабораторного  опыта на запоминание.  
   В работе Е.А.Бугрименко было показано, что усвоение контрольно-оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходит в ролевой игре (использовалась игра “в фабрику игрушек”). Лишь после такого усвоения возможен перенос этих отношений в неигровую продуктивную деятельность. При этом в 4— 5-летнем возрасте поддержание процесса продуктивной деятельности возможно только в присутствии взрослого, в то время как в игре дети могут выполнять те же действия самостоятельно, без контроля взрослого.  В реальной  жизни ребёнок развивается не  просто  как человек,  но  как представитель определённого пола. Полоролевая  социализация  особенно  интенсивно  протекает в дошкольный  период  детства. 

    Например,  играя  в   «путешествие  на  поезде»,  малыши  в  основном  изображают  пассажира,  а  в    играх  средних   и  старших  детей,  кроме   этих 

 

 

ролей  есть  еще  и  роль  машиниста,  кондуктора,  ревизора,  продавца  газет  и  мороженого.  Дети  этого  возраста  умеют  уже  договариваться  об  игре,  о  своих  действиях  в  ней,  вступают  в  игровые  и  реальные  отношения.  Активность  старшего  дошкольника  в  сюжетно-ролевой  игре,  его  желание  участвовать  в  совместных  играх  с  товарищами  является  следствием  дальнейшего  развития  его  речи.  На  шестом  году  жизни  словарный  запас  ребёнка  равен   3000  слов  и  более.  Это  почти  в  10  раз  больше,  чем  словарный  запас  младшего  дошкольника.  Поэтому  четкость  представлений  детей  о  многих  явлениях  жизни    повышает  интенсивность  общения  с  окружающими  ребятами  и  взрослыми. 

    Играя в  сюжетную  игру  «Поездка  на  электропоезде»,  воспитатель  старшей  группы  может  добавить  в  сюжет   игры  название  станций,  через   которые  едет  поезд,  вспомнить   с  детьми  озёра    и   горы,  знакомые  детям,  виды  деревьев,  мелькающие  за  окном,  а  чтобы  в  путешествие    не  стало  скучно,  можно   спеть  любимые  детские   песни.

      Важную  роль  в  жизни   населения  играет  автомобильный   транспорт.  У   детей  разнообразные   представления  о  поездках  на  машине,   маршрутном  такси   и    автобусе. Свой  богатый  опыт  они  воплощают  в  играх .  Малыши  играют  в сюжетно – ролевые игры  «шофёры»,  «мы едем  в гости к бабушке»,   а старшие ребята  -  «я  -  шофёр грузовой  машины,  перевожу  кирпичи на  стройку, а друзья  грузчики  мне помогают»,  «путешествие на  автобусе  в другие   города»,  «поездка  на  отдых на  озеро»,    и другие.   

      Для того  чтобы  дети  могли   сотрудничать  в  игре,  необходимо  начиная  с  раннего  возраста  и  далее  на  каждом  этапе   дошкольного  детства  при   формировании игровых  умений  одновременно  ориентировать   ребенка,  как  на  осуществление   игрового  действия,  так  и   на  пояснение  его  смысла  партнерам  по  игре.

      В сюжетно-ролевой  игре  ребенок   проявляет  большую  самостоятельность,  чем  в   других  видах   деятельности,  т.к.  из своих   наблюдений,  из своего  жизненного  опыта  он  знает,  что   и  как  должен 

 

 

отразить  в  игре.  В  ней  же,  в  большей  степени,  чем  в  любой  другой  деятельности  формируется  и  отношение  к  его  друзьям,  к  событиям  и  явлениям  внешнего  мира.      

    На  каждом  возрастном  этапе   педагогический  процесс  организации   игры  должен  носить  двучастный  характер,  включая моменты формирования  игровых умений  в совместной  игре  воспитателя с детьми  и создание  условий для самостоятельной детской игры.

Здесь обыгрываем   с  детьми  такие  роли,  по  которым  у  детей  нет  собственного  опыта.  Игры  в  «моряков»  очень  популярны  у  детей  и  определяются  исследователями  дошкольной  игры,  как  характерные  для  данного  возраста. 

      На  корабле  любят  играть  и  малыши,  им  достаточно  взять  бинокль,  чтобы  вообразить  себя  моряком. У  детей   старшей  группы  более  совершенным   становится  восприятие  окружающего   мира. Исполняя  роль,  ребёнок   стремится  передать  некоторые   подробности  в  деятельности  изображаемого  им  лица.  Например,  в  роли  капитана,  ребёнок   постоянно  прикладывает  к   глазам  бинокль,  проверят  путь  корабля, «чтобы  он  не  сел   на  мель»;  отдаёт  распоряжение  «рулевому» - «Право  руля! Так   держать! Полный  вперёд!»  Но  игра  не  увлечёт  детей,  не  вызовет  переживаний,  не  сплотит  играющих, а  превратится   в  манипулирование  с   предметами (штурвалом,  биноклем), если  воспитатель  не  использует  приёмы,  направленные  на  формирование  игровых  интересов  у   детей,  на  обогащение  содержания  игры  и  воспитания  у детей   умения  жить  в  коллективе.

  Примеры   некоторых  приёмов.   

      1.  Беседа  с  детьми  с   целью  выявления   представления   детей  о  содержании  игры, их  жизненных  наблюдений  и  конкретных  знаний.  Вопросы   к  детям:

-  Кто   видел  настоящий  корабль

-  Кто   работает  на  корабле?

 

 

 

-  Что   делает  на  корабле  капитан,  матросы,  штурман,   рулевой,  кок,  врач, пассажиры,  водолаз,  радист,  сигнальщик?

      2.  Чтение  повести Л.Кассиля  «Далеко  в  море»  и  других  произведений (в  беседе  о  прочитанном  мы  уточняем обязанности  членов экипажа, кому,  что  нужно  для  их  работы).

    3. Решаем  с  детьми,  какие   атрибуты и  игрушки- самоделки нам необходимо  взять на  корабль (бескозырки, спасательные  круги, якорь, подзорную трубу, рупор, чемоданчик с медицинскими  инструментами, набор посуды, припасы продуктов и воды,  подводную маску, рацию с наушниками, сигнальные  флажки  и др.).

     4. Рассматривание  иллюстраций   и  составление  рассказов   по  картинам. Воспитатель    подсказывает  детям  слова,  которыми  можно  начать  рассказ:  «однажды», « в один  прекрасный  летний  день», «за  морями,  за  горами»  и  т.д. 

  Следующие   приёмы  можно  использовать  на  улице  непосредственно   перед  игрой.

     5.  Уточнение  важных  моментов.  Решаем  вместе  с  детьми:

- какие   правила  игры  могут  быть  установлены  на  нашем  корабле  (например, дисциплина);

- куда  мы  поплывем  на  корабле (в   другой  город  или  другую  страну);

- с   какой  целью  мы  отправились   в  плавание (встретиться  с   друзьями, увидеть  новые  красивые  места, прийти  на  помощь  людям,  совершить  путешествие  в  подводное  царство  Нептуна,  отправиться  в  придуманные   сказочные  параллельные  миры).

    6.  Распределение  ролей   перед  игрой.  Воспитатель   предлагает  детям  решить, кто  и  кем  хочет  быть  на  корабле.

      Чтобы  дать   ребёнку   возможность  действовать   самостоятельно,  не  надо  заставлять  его делать  то,  что  он  не  хочет.

     Совершенно  недопустимы  со  стороны  взрослого  принуждения,  навязывание  тем,  игровых  ролей,  формы  игры  (индивидуальной  или 

 

 

 

совместной).  У  детей  не  должно  возникать  чувство,  что  в  детском  саду  « надо  играть,  как  велят,  а  не  как  хочешь».

     Надо  много   общаться  с  детьми,  наблюдать   и   предлагать  разные  варианты  взаимодействия.  В  этом  наш   главный  помощник  -  игра.

     Задача  воспитателя   состоит  в  том,  чтобы   делать  игру  содержанием   детской  жизни,  развивать   её  в  желаемом направлении   и  воспитывать детей  в   ней, раскрывать  малышам  многообразие  мира  игры.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание мальчиков и девочек