Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 214.64 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника  пронизана игрой, только так он готов  открыть себя миру и мир для  себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском  саду.

Игра - самоценная деятельность для  дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно  реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном  общении равных.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются  духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме  того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются  все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его  психике, подготавливающие переход  к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую  психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без  исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия  на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. (4, стр. 43)

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра.

Предмет исследования – исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.

Зная объект и предмет, автор  формирует тему: сюжетно-ролевая игра - как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.

По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;

2. изучение теоретической и практической  базы опыта работы;

3. опытным путем проверить эффективность  влияния сюжетно-ролевой игры  на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего  дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Методы исследования:

- методы исследования коммуникативной  и эмоциональной сферы старших  дошкольников;

- индивидуальная беседа;

-наблюдение.

 

 

1. Теоретические основы игры  как фактора развития детей  младшего дошкольного возраста

 

1.1 Понятие «игра» и  актуальные вопросы детской игры

 

Человеческая культура возникла

и развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинг

Игра наряду с трудом и ученьем  – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид  деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие  «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь  в обществе сверстников, Поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования  игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В  настоящее время перед дошкольными  специалистами стоит задача дальнейшего  изучения игры как формы организации  жизни и деятельности детей.[20,стр.92]. В основе понимания игры как формы  организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств  ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы  жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

- развлекательную (это основная  функция игры – развлечь, доставить  удовольствие, воодушевить, пробудить  интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики  общения;

- самореализации в игре как  полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление  различных трудностей, возникающих  в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений  от нормативного поведения, самопознание  в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру  личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение  единых для всех людей социально-культурных  ценностей;

- социализации: включение в систему  общественных отношений, усвоение  норм человеческого общежития.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности  дошкольника, в условиях которой  педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.[17, стр.8].

 

 

1.2 Характеристика основных видов игр и их классификация

 

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе  ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе  взрослого, внедряющего их с  образовательной и воспитательной  целью;

- игры, идущие от исторически  сложившихся традиций этноса  – народные игры, которые могут  возникать как по инициативе  взрослого, так и более старших  детей.

Каждый из перечисленных классов  игр, в свою очередь, представлен  видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые  игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

- сюжетно-ролевая игра – это  основной вид игры ребенка  дошкольного возраста. Ей присущи  основные черты игры: эмоциональная  насыщенность и увлеченность  детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры  протекают как игры безролевые  или игры со скрытой ролью.  Действия детей приобретают сюжетный  характер и объединяются в  цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.(10, стр.14)

- игры драматизации. Им присущи  основные черты творческих игр:  наличие замысла, сочетание ролевых  и реальных действий и отношений  и других элементов воображаемой  ситуации. Игры строятся на основе  литературного произведения: сюжет  игры, роли, поступки героев и  их речь определяются текстом  произведения. Игра драматизация  оказывает большое влияние на  речь ребенка. Ребенок усваивает  богатства родного языка, его  выразительные средства, использует  различные интонации, соответствующие  характеру героев и поступкам,  старается говорить четко, чтобы  его все поняли. Начало работы  над игрой-драматизацией состоит  в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало  детей, вызвало сильные чувства  и переживания. Воспитатель принимает  участие в сговоре и подготовке  игры. На основе содержания произведения  с детьми составляется сюжет  игры, распределяются роли, отбирается  речевой материал. Воспитатель использует  вопросы, советы, повторное чтение  произведения, беседы с детьми  о проведенной игре и таким  образом помогает добиться наибольшей  выразительности в изображении  героев.

- строительно-конструктивные игры  – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои  знания и впечатления об окружающем  мире. В строительно-конструктивных  играх происходит замещение одних  предметов другими: постройки  возводятся из специально созданных  строительных материалов и конструкторов  или же из природного материала  (песка, снега). Все это дает  основание считать такую деятельность  одним из видов творческой  игры. Многие строительно-конструктивные  игры протекают в форме ролевой  игры. Дети принимают на себя  роль строительных рабочих, которые  возводят постройку, строительный  материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают  в столовой, после работы идут  в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.[12, стр.17]

Две игры с готовым содержанием  и правилами предназначены для  формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с  готовым содержанием и правилами  на дидактические, подвижные и музыкальные.

2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как  форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные  составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью  обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и  отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста