Влияние темперамента на межличностные отношения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить зависимость межличностных отношений от типа темперамента.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность темперамента.
2. Изучить теоретические аспекты психологии групп и межличностных отношений.
3. Изучить типы темперамента испытуемых.
4. Выявить особенности межличностных отношений в группе
5. Сделать вывод об особенностях межличностных отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе 5
1.1.Психологическая сущность темперамента 5
1.2. Виды темперамента и их особенности……………………………………...9
1.3. Социально-психологическая сущность группы 13
1.4. Межличностные отношения как психологическая категория 16
1.5. Взаимосвязь темперамента и межличностных отношений 19
Выводы к I главе………………………………………………………………...23

Глава II. Изучение влияния темперамента на межличностные отношения в группе 24
2.1. Организация и проведение исследования 24
2.2. Результаты исследования 25
2.2.1. Изучение типов темперамента 25
2.2.2. Изучение особенностей межличностных отношений 26
Выводы ко II главе 33
Заключение 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

влияние темперамента на межличностные отношения в группе.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Влияние темперамента на межличностные  отношения в группе  

     Курсовая  работа

     по  дисциплине «Общая психология» 

 

      Оглавление

 

Введение

Актуальность 

      В процессе совместной жизни, деятельности, общения членов малой группы между  ними складываются межличностные отношения — важный - компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. Они возникают и складываются, прежде всего, на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу.

      Эмоции, в свою очередь, являются биологическим  феноменом. Таким образом, социальные компоненты в личности переплетаются с биологическими.

      Вся совокупность биологических характеристик  личности может быть выражена в понятии  «темперамент». Темперамент характеризует  индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Степень научно-теоретической  разработанности  проблемы

      Связь темперамента и межличностных отношений  становится очевидной в процессе наблюдения: одни люди говорят быстро, почти не думают над фразой, при этом жестикулируют, могут «излить душу» практически незнакомому человеку. Другие, напротив, долго размышляют перед тем как сказать, почти не пользуются жестами, дистанцируются от собеседника в процессе общения  - как пространственно (далеко садятся), так и содержательно (не говорят ничего о себе).

      Однако  имеющиеся на данный момент сведения не позволяют сделать однозначного вывода относительно влияния темперамента на межличностные отношения. Это  негативно сказывается на практике общения, т.к. не позволяет создать оптимальные условия для единичного контакта и системы межличностных отношений в целом.

      Между тем, реальность свидетельствует о  необходимости учета данного  вопроса в работе практических психологов, педагогов, социальных работников и в целом в обществе. Все это послужило основанием для выбора данной темы.

      Объект  исследования – межличностные отношения в группе.

      Предмет исследования – влияние типа темперамента на межличностные отношения в группе.

      Цель  исследования – выявить зависимость межличностных отношений от типа темперамента.

      Задачи  исследования:

    1. Охарактеризовать сущность темперамента.
    2. Изучить теоретические аспекты психологии групп и межличностных отношений.
    3. Изучить типы темперамента испытуемых.
    4. Выявить особенности межличностных отношений в группе
    5. Сделать вывод об особенностях межличностных отношений в группе.

      В исследовании проверялись следующие  гипотезы:  

    
  1. сангвинический  тип темперамента оказывает наиболее успешное влияние на межличностные  отношения в группе за счет предпочтения сотрудничающих отношений;
  2. меланхолический тип темперамента оказывает наименее успешное влияние на межличностные отношения в группе по причине преобладания отношений зависимости;
  3. холерический тип темперамента оказывает достаточно успешное влияние на межличностные отношения в группе за счет отношений сотрудничества;
  4. флегматический тип темперамента оказывает успешное влияние на межличностные отношения в группе за счет отношений сотрудничества.
 

Практическая  значимость

 Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, педагогами, кураторами при работе с учебными группами.

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе

    1. Психологическая сущность темперамента
 

      Темперамент как психологическая категория — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [3, с. 142].

      По  определению Д.Небылицына, в структуре  темперамента выделяются три ведущих  компонента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и эмоциональности [11, с. 7]. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

      Наиболее  широкое значение в структуре  темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая  психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным  образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

      К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный,— его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата [2, с. 29]. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Третьим компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

      Темперамент, относясь к категории индивидных черт, оказывает важное влияние на личность, т.е. воздействует на социальную составляющую человека. Вопрос о взаимовлиянии  темперамента на личность по-разному  рассматривается разными исследователями.

      В гуморальных (Гиппократ, П.Лесгафт) и  морфологических теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) данный аспект проблемы не рассматривается [3].

      В теории Г.Айзенка типология личности определяется на основании соотношения  трех психодинамических свойств: экстраверсии — интроверсии, нейротизма (эмоциональной стабильности) и психотизма (степени реактивности) [3, с. 138].

      По  мнению Р.Кеттелла, психодинамические свойства темперамента — один из многих факторов, определяющих структуру личности [3, с. 244]. Почти во всех выделенных им симптомокомплексах свойств личности, или факторах, в качестве компонентов содержатся и психодинамические свойства. Так, в факторе А — эмоциональная экспрессивность или сдержанность; в факторе J — эмоциональная зрелость, в факторе Н — реактивность и импульсивность, в факторе F — радостность или подавленность, реактивность, хладнокровие или неустойчивое настроение. Помимо психодинамических, в каждом факторе есть множество мотивационных свойств, точно так же определяющих структуру симптомокомплекса. В отличие от Г. Айзенка у Р. Кеттелла психодинамические свойства, или свойства темперамента, выступают не как более обобщающие ядерные факторы второго порядка, а как условия того же порядка, что и мотивационные. Тип связи свойств личности с психодинамическими свойствами тот же, что и с мотивационными.

      В отечественной психологической  школе основой для разработки теории темперамента стало учение И.П.Павлова  о типологических свойствах нервной  системы, в том числе положение  о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы, а также выделение трех основных свойства нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности возбудительного и тормозного процессов. По этим критериям Павлов дал определение четырем типам темперамента (холерический, меланхолический, сангвистический, флегматический), которыми и по сей день апеллирует зарубежная и отечественная психология.

      С.Л.Рубинштейн [16, с. 254] и В.Н.Мясищев [5, с. 25] относят свойства темперамента к свойствам личности, характеризующим ее динамическую сторону. При этом они утверждают, что свойства темперамента обусловлены не только свойствами общего типа нервной системы, но и содержательной характеристикой личности.

      Выражена  также тенденция рассматривать свойства темперамента одновременно и как одну из областей свойств личности, и как ее природную основу (Б.Г.Ананьев [1], А.Г.Ковалев [6]; К.К.Платонов [15]). В этом случае соотношение физиологического и социально обусловленного в личности понимается как соотношение степени влияния и степени социальной значимости того и другого. Социальные отношения имеют решающее, определяющее влияние на развитие наиболее общественно значимых свойств личности, других ее отношений и направленности. Свойства темперамента могут лишь в большей или меньшей степени ослаблять или усиливать развитие тех или иных свойств личности, но не предопределять их.

      В теории В.С. Мерлина связь между свойствами темперамента и свойствами личности является много-многозначной и потому не непосредственной, а опосредованной [10, с. 87]. В его концепции можно выделить следующие ключевые положения, описывающие особенности данной связи.

1) от  одного и того же свойства  темперамента, например от экстраверсии  — интроверсии, зависит несколько  различных, иногда противоположных по содержанию отношений личности к людям.

2)  одно  и то же отношение к людям  зависит от нескольких различных  свойств темперамента, например  агрессивное отношение к людям связано и с экстраверсией — интроверсией и с экстрапунитивностью.

3) связи  между определенным свойством  темперамента и отношением личности  могут наблюдаться  в одних выборках и отсутствовать в других (однородных по существенным социальным и возрастным признакам) или возникать и исчезать в одной и той же выборке в зависимости от воспитывающего эксперимента [10, с. 94].

     Таким образом, темперамент, отображая динамические особенности индивида, тесно связан с личностными особенностями. 
 
 
 

    1. Виды  темперамента и их особенности

  Существует  три свойства нервных процессов, определяющих тип темперамента по И.П. Павлову:

  1. Сила – способность нервной  системы выдерживать сильные  раздражители.

  2. Уравновешенность, характеризуется  соотношением процессов возбуждения  и торможения.

  3. Подвижность как показатель быстроты  смены процессов возбуждения и торможения.

  Эти свойства определяют четыре типа высшей нервной деятельности: 
1. Сильный, уравновешенный, подвижный, живой тип – сангвинический тип темперамента. 
2. Сильный, уравновешенный, инертный, спокойный, медленный тип –флегматический тип темперамента. 
3. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением, возбудимый, безудержный тип – холерический тип темперамента. 
4. Слабый тип – меланхолический тип темперамента.

  Сангвинический  темперамент – субъект, обладающий этим видом темперамента, характеризуется повышенной психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. У них возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность, легко переживает неудачи и неприятности, быстро отзывается на окружающие события.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в группе