Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей
1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5
1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7
1.3. Виды мышления ………………………………………………………9
1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12
1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14
1.6. Основы техники оригами……………………………………………17
1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………….....23
Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие
наглядно-образного мышления старших дошкольников
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24
2.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………..30
2.3. Описание результатов исследования………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….44
Заключение ……………………………………………………………………...45
Список литературы …………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа по оригами конечная.doc

— 9.59 Мб (Скачать файл)


Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского  края

ГОУ СПО «Осинский  профессионально-педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Макарова Полина Васильевна

Специальность 0313 (050704)

Дошкольное  образование

Курс 4 группа 43

 

Научный руководитель:

преподаватель психологии

Глухова Светлана Юрьевна

 

 

Допустить к защите___________

                                            Зам. директора по УР

                                                              Т.В. Батыркаева

 

 

 

 

Оса, 2011

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей

           1.1. Понятие и теории мышления.................................................................5

           1.2. Операции и формы мышления………………………………………..7

           1.3. Виды мышления ………………………………………………………9

           1.4. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста…12

           1.5. Теории и средства развития мышления детей……………………..14

           1.6. Основы техники оригами……………………………………………17

           1.7. Техника оригами как средство развития наглядно-образного

                  мышления детей старшего дошкольного возраста…………………19

Выводы по первой главе…………………………………………………….....23

Глава 2. Практическое исследование влияния техники оригами на развитие

                 наглядно-образного мышления старших дошкольников

          2.1. Организация экспериментальной работы……………………………24

          2.2. Описание  формирующего этапа эксперимента……………………..30

          2.3. Описание  результатов исследования………………………………...35

Выводы по второй главе……………………………………………………….44

Заключение ……………………………………………………………………...45

Список литературы …………………………………………………………….47

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Ведущая роль в воспитании, образовании и развитии ребенка  принадлежит педагогу. Под его  чутким руководством происходит личностное и психическое развитие детей, поэтому он должен постоянно искать новые средства решения своих педагогических задач. Особое внимание в развитии детей отводится такому важному процессу как мышление. Ведь оно играет существенную роль в познании ребенком окружающей действительности и понимании закономерностей  «мира» знаний.

Безусловно, педагоги решают эту задачу через многие виды деятельности, однако есть еще одно средство развития мышления – техника оригами. Ее довольно редко берут во внимание воспитатели и педагоги, так как ни в одной образовательной программе детских садов, оригами не представлено как систематический вид деятельности детей. Вследствие чего  многие педагоги недооценивают возможности ее применения. Быть может подобная ситуация обусловлена тем, что этот вопрос недостаточно разработан теоретически и не имеет обоснованных практических доказательств. Поэтому данная работа является актуальной для рассмотрения.

Проблема исследования: влияет ли техника оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления.

Предмет исследования: техника оригами как средство развития наглядно-образного мышления старших дошкольников.

Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Цель выпускной работы: выявление роли техники оригами в развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников. 

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Подобрать и проанализировать литературу по исследуемой теме;
    • Составить комплекс занятий по оригами для детей старшего дошкольного возраста;
    • Провести экспериментальную работу по проблеме исследования;
    • Обобщить результаты проведенного исследования, сделать выводы и дать практические рекомендации;
    • Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями стандарта.

Нами была выдвинута гипотеза: предполагаем, что систематическое проведение занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию их наглядно-образного мышления.

Данная работа носит экспериментальный характер и состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассматривается понятие мышления и его характеристики, краткая история теоретического изучения, операции, формы и виды мышления. Рассматриваются особенности мышления и его развитие у детей старшего дошкольного возраста, основы техники оригами и оригами как средство развития мыслительной деятельности старших дошкольников.

Во второй главе изложены организация экспериментальной работы, используемая методика, описание формирующего этапа эксперимента, то есть серия занятий по оригами, а также описание результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мышления детей

1.1. Понятие и теории мышления

Для того чтобы человек  мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для этого нам надо обобщать информацию, исходя из этих обобщений, делать выводы. Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению /7; 298/.

Мышление – это  высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс. Суть данного процесса заключается в появлении нового знания на основе творческого отражения и преобразования действительности.

Мышление имеет ряд  специфических характеристик и  признаков:

    • Целенаправленное, обобщенное и опосредованное отражение действительности;
    • Установление закономерностей, причин и следствий, общих принципов;
    • Прогнозирование будущих событий;
    • Связь с решением актуальных задач и проблемной ситуации;
    • Неразрывная связь с речью;
    • Невозможность существования без других познавательных процессов /7; 299/ /14; 286/.

Определение мышления как опосредованного и обобщенного познания действительности было сформулировано С.Л. Рубинштейном в 1946 году. Обобщенное познание есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира, последующие выводы и применение обобщений к единичным предметам и явлениям, т.е. конкретным. Обобщение позволяет выявить существенные свойства вещей и основные закономерные связи предметов и явлений.

Суть опосредованного познания действительности заключается в том, что мы можем выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Опосредованное мышление не искажает окружающую действительность, а позволяет познать ее глубже и полнее.

Собственно два этих признака определяют установление закономерностей, причин и следствий, общих принципов /7; 299-300/.

С помощью мышления человек способен прогнозировать будущие события. Мы в состоянии познать прошлое Земли, выходя за пределы чувственного восприятия, а также предсказать даже будущее Земли. Таким образом, мы познаем то, что недоступно восприятию и представлению.

Мышление всегда связано  с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляется лишь при возникновении проблемной ситуации, которую необходимо решить. Оно всегда начинается с вопроса, ответ на который – цель мышления. Поиск ответа – это умственные операции, в процессе которых преобразуется, изменяется имеющаяся информация /7; 300/.

Важная особенность  мышления – это неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы думаем словами (внутренняя речь) и не можем мыслить, не произнося слова. Именно внутренняя речь облегчает переходный этап между мыслью и развернутой внешней речью. Следовательно, речь является орудием мышления /7; 301/.

Мышления как отдельного психического процесса не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении (представление образов и решение возникающих задач), памяти. Степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень развития.

Мыслительная деятельность не остался без внимания ученых. Активные исследования мышления проводятся с XVII века. Все наиболее известные теории, объясняющие наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой относят теории о наличии у человека природных, не меняющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей (задатков) (Ж.Пиаже, М.Вертгеймер, Р.Арнхейм, В. Келлер, К.Дункер) /9; 250/.  Вторая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого. (Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Циген, Д. Уотсон, К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, А. А. Смирнов,  А. Н. Леонтьев) /7; 312/, /16; 153, 422, 384/, /14; 298/.

Теории второго направления наиболее точно отражают сущность развития мыслительной деятельности для осознания темы данной работы.

1.2. Операции и формы мышления

  Мыслительная деятельность людей осуществляется при помощи следующих операций: сравнение, анализ и синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются существенными (цвет, форма и т. п.). Оно может осуществляться непосредственно (одновременно воспринимая) и опосредованно (с помощью косвенных признаков – через что-то, посредством умозаключения).

Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, элементов и признаков. Он позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем и того, что воспроизводим по памяти (образ).

Синтез – мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отельных их свойств, элементов.

Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом, обеспечивая целостную мыслительную деятельность. Для ребенка эти операции играют важную роль, так как возникают в их практической деятельности.

Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета, явления для выделения его существенных признаков. Она позволяет человеку оптимально сокращать избыточный объем информации, время ее переработки и нахождения решения. Абстрагирование используется при формировании новых понятий (например: «стол» - это целый образ класса предметов).

Конкретизация – процесс, противоположный абстракции. Представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Здесь человек стремиться представить себе предметы во всем многообразии их свойств и признаков («письменный стол», «рабочий стол») /7; 316-320/.

Обобщение – выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений.

Классификация – разделение и последующее объединение объектов или феноменов в классы (группы) по каким-либо критериям («лекарственные растения», «цветущие растения»).

Систематизация – разделение и последующее объединение целых групп или классов /14; 303/.

Рассмотрим формы мышления. К основным формам мышления относятся: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают общие и единичные понятия.

Общие понятия охватывают целый класс (группу) однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название («здание», «болезнь», «человек»). Они имеют признаки, свойственные всем предметам или явлениям.

Единичные понятия обозначают единичный предмет или явление («Москва», «Енисей»).

Суждения отражают отношения между объектами, явлениями или группами объектов или явлений. Суждение основано на понимании многообразия связей конкретного предмета с различными сторонами познаваемой действительности и определяется уровнем развития у конкретного индивида способности к данному пониманию /14; 309/.

Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся /7; 309/. Принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные (индукцию) и дедуктивные (дедукцию) /7; 320/.

Информация о работе Влияние техники оригами на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста