Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внимания младших школьников и возможности его развития.
2.Определить роль внимания в процессе учебной деятельности.
3. Экспериментально проверить, как развитость тех или иных свойств внимания влияют на успешность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников
1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной
психологии...............................................................................................................7
1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15
1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22
Вывод по главе I…………………………………………………………………31
Глава II. Организация и методы экспериментального исследования
2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38
Вывод по главе II………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya_nakonets_to.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

           

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников

1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной

психологии...............................................................................................................7

1.2. Динамика развития внимания в младшем школьном возрасте…………..15

1.3. Внимание как условие успешности обучения у младших школьников…22

Вывод по главе I…………………………………………………………………31

Глава II. Организация и методы экспериментального исследования

2.1. Этапы, содержание, процедуры исследования…………………………....31

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………38

Вывод по главе II………………………………………………………………...55

Заключение……………………………………………………………………….55

Литература……………………………………………………………………….58

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Психика человека отражает окружающий нас мир, предметы и явления  которого воздействуют на мозг через  органы чувств. Отражение проявляется  в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях. Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степенью внимания.

По определению, данному  в словаре "Психология" "внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени  на каком-либо реальном или идеальном объекте". Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир. В процессе исторического развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного внимания сформировался особый вид внимания, связанный с волей и сознательной целью. Такое внимание называется произвольным. Главной функцией произвольного внимания является регуляция протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию человек способен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности.

Произвольное  внимание обусловлено социальными  факторами, прежде всего обучением  и воспитанием. Огромную роль в его  развитии играет младший школьный возраст. В этот период дети под влиянием требований педагога учатся организовывать своё внимание, направляя его на малопривлекательную или интересную, но требующую умственного напряжения деятельность. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

В наши дни развитие произвольного  внимания младших школьников осложняется  следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.

Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связано это с тем, что  родители не находят времени, чтобы  еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, его устойчивость.

Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое  внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Ошибки "по невниманию" в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей.

Такая ситуация побуждает  психологов активно разрабатывать  и применять методики по развитию высших форм внимания младших школьников, использовать разные психологические  игры.

Психология внимания —  одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались выдающиеся отечественные психологи: И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие. Воспитание внимания у школьников является одной из острейших психолого-педагогических проблем, ведь взаимосвязь внимания и успеваемости детей установлена. В то же время каждый возрастной период в развитии ребенка имеет свои особенности в формировании внимания, что, безусловно, отражается на качестве обучения детей того или иного возраста.  
Младший школьный возраст как один из последовательных этапов возрастного развития интересен тем, что в его рамках формируется взрослость, пусть пока еще не вполне настоящая, но все же уже имеющая собственное ядро и явные характерные признаки. В то же время этот возраст достаточно сложен, прежде всего, в силу избирательного отношения младшего школьника ко всему, что его окружает, в том числе к учебе, к отдельным школьным предметам и т.д. Поэтому умение педагога найти подходы к каждому ребенку, максимально развить его внимание в учебной деятельности, способствуя повышению его успеваемости, - одна из сложнейших задач, актуальность которой не уменьшается с течением времени.

Актуальностью работы является обращение к проблеме взаимосвязи особенностей внимания и успешности учебной деятельности, что обусловлено особой ролью внимания влияющего на усвоение учебного материала учащимися в младшем школьном возрасте. Действительно в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение.

Объект исследования: свойства внимания младших школьников.

Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности.

Гипотеза: влияние внимания на обучение младших школьников будет эффективным, если устойчивость, сосредоточенность, объем внимания будут соответствовать возрастной норме, если учитель развивает внимание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме    внимания младших школьников и возможности его развития.

2.Определить роль  внимания в процессе учебной деятельности.

3. Экспериментально проверить,  как развитость тех или иных  свойств внимания влияют на успешность обучения.

Методологической основой  исследования стали теории Выготского Л.С., Гоноболина Ф.Н., Добрынина Н.Ф., Павлова И.П., Рубинштейна С.Л.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический  анализ литературы, диагностические методы, формирующий эксперимент.

          База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г. Салавата, учащиеся 4 «Б» класса в количестве 27 человек.

Практическая  значимость: результаты исследования могут быть рекомендованы к внедрению в учебный воспитательный процесс школы с целью повышения уровни развития свойств внимания младших школьников.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Проблемы внимания и его роль в успешности учебной деятельности младших школьников

1.1. Проблема внимания в теории отечественной и зарубежной психологии

 По общепринятому в отечественной психологии определению, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении. Под направленностью понимается выбор деятельности и поддержание этого выбора. Сосредоточенность подразумевает углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности. Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Нельзя говорить о направленности, если при этом не будет хоть какой-нибудь сосредоточенности. Так же точно нельзя говорить о сосредоточении на чем-нибудь, если при этом мы не будем "направлены" на то же [19].

Внимание присутствует во всех психических процессах, оно  возникает не только при восприятии предметов и явлений внешнего мира, но и во время размышлений, когда мы представляем что-нибудь, в припоминании чего-либо. Часто при концентрации на какой-то мысли человек может не замечать ничего из окружающего.

Внимание делает наши психические процессы полноценными. Именно внимание позволяет нам сознательно воспринимать окружающий мир. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Подчеркивая роль внимания в психической жизни человека, К.Д.Ушинский, образно выражаясь, писал: "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира"[22].

Внимание теснейшим  образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает  относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя [1].

        На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представления о том, что такое внимание. Наиболее известными представителями направления исследования внимания, внесшими существенный вклад в его изучение, были В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге [ 19].

Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания.

В 1879г. Вильгельм Вундт  основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и  стал исследовать сознание с помощью  интроспекции. Сознание стало изучаться  одновременно с вниманием, так как  оно делает часть впечатлений сознания более ясными и отчетливыми по сравнению с остальными.

Вундт полагал, что сознание – это "сумма сознаваемых нами впечатлений" [3]. Для понимания сознания ученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. В сознании, как и в зрительном поле можно выявить три зоны: фиксационную точку, центральную область и периферию. В фиксационной точке сознания находится наиболее четко воспринимаемое содержание. Фиксационную точку сознания окружает центральная область, в которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. За центральной областью следует "периферия зрительного поля", в которой объекты осознаются более расплывчато.

Вундт писал, что для  центральной части зрительного  поля нашего сознания имеется термин "внимание". Ученый понимает внимание как "психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний" [14]. Поэтому о тех впечатлениях, которые в данный момент отличаются от остальных особенной ясностью, можно сказать, что они находятся в фокусе внимания.

Вундт решил выяснить, каков объем внимания, т.е сколько  объектов могут одновременно ясно и  отчетливо осознаваться человеком. Ясным называется представление  из-за его собственных качеств, а  отчетливым оно является при возможности отличить его от других представлений.

Внимание, как и сознание, обладает динамичностью: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют  на периферию прежние содержания. Для обозначения этих процессов  использованы два термина. Перцепция – это "фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание" и апперцепция, т.е. повышение сосредоточения в фокусе внимания [16].

В области апперцепции  содержания сознания становятся ясными и отчетливыми. Апперцепция позволяет  укрупнить единицы восприятия, уловить смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова, состоящего из букв.

По-другому понимал  феномен внимания классик психологии сознания, американский ученый У.Джемс. Он считал, что сознание представляет собой "поток". Как ручей, текущий по широкому лугу, не может охватить все его пространство, так и сознание не в состоянии вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека. "Область сознаваемого нами, конечно, покажется очень ограниченной, если сопоставить ее с обширной областью внешних воздействий на органы чувств и с массой постоянно притекающих извне новых впечатлений" [50].

Из принципа ограниченности сознания вытекает его избирательность. Оно направляется на определенные объекты  или представления, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, внимание не может продолжительно удерживаться на одном и том же объекте. Иллюстрируя этот факт, Джемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Г.Гельмгольца: "Если мы хотим сосредоточить внимание на определенном объекте, то нам необходимо открывать в нем все новые и новые стороны" [1].

Джемс считал, что не существует внимания как самостоятельного психического процесса как отдельный процесс. По его мнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ее аспектах:

1) Приспособление органов  чувств, которое определяет четкость  восприятия и направленность  внимания в зависимости от  поворота головы, направлению его  взгляда. Глядя на что-нибудь  или слушая что-нибудь, мы непроизвольно  приспосабливаем глаза и уши, а также поворачиваем голову; обоняя и пробуя на вкус, мы приспосабливаем язык, губы и нос к данному предмету и т.п. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность, вызывает приспособление органа чувств, которое приводит как к чувству активности, так и к возросшей ясности в сознании данного объекта [8]. При к своим мыслям можно говорить о направлении взора "внутрь себя".

Информация о работе Влияние уровней развития внимания учащихся начальных классов на успешность учебной деятельности