Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
1.2 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ
2.1 ПОНЯТИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
2.2 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Психологии

 

Н.Баранова, студентка 1521 гр.

 

Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности.

Курсовая работа

по направлению 050706 «Педагогика  и психология»

 

 

Оценка__________ Научный  руководитель:

Дата защиты__ ______2013г. Канд. псих.наук,

Старший преподаватель

________Е.В.Сафонова

 

 

 

Хабаровск 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ  В ПСИХОЛОГИИ

1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

1.2 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ  В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

2.1 ПОНЯТИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ  В ПСИХОЛОГИИ

2.2 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ  САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания (педагоги, психологи, социальные работники) обращаются к проблеме самоактуализации личности. Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.

Самоактуализация подразумевает  реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного  потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоактуализации является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни.

Особое место в изучении эмоционально - мотивационных механизмов включенности человека в деятельность занимают исследования уровня притязаний, особенностей целеполагания личности. От характера уровня притязаний человека зависит успешность его самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые он ставит перед собой, стратегия достижения этих целей, степень устойчивости в ситуациях фрустрации, в которые человек попадает при движении к намеченной цели. Комплекс подобных знаний о характере уровня притязаний человека дает информационно емкий материал, позволяющий делать прогноз относительно многих особенностей его деятельности в учебной и профессиональной сферах.

Различные стороны самоактуализации личности рассматривались как в  зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, Франкл и др.), так и в отечественной  психологии (К.А. Абульханова-Славская, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Д.А. Леонтьев, и др.). В настоящее время активно исследуется специфика самоактуализации в профессиональной сфере (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коростылева), рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский). Особый вклад в изучение уровня притязаний внесли Ф.Хоппе, К.Левин, Дж.Аткинсон, С.Эскалона, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Г.С.Сухобская, Ю.Н.Кулюткин, Л.И.Божович, Б.В.Зейгарник, Л.В.Бороздина. Несмотря на пристальное внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния на уровень притязаний и уровня приязания на другие характеристики личности.

Маслоу в своей последней  работе «Дальние пределы человеческой психики», где он обобщил характеристики самоактуализации, отмечает, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

В наше время широких  возможностей далеко не все используют выпадающие им шансы, немногие развивают  свои способности, воплощают в реальность свои проекты и мечты. Важнейшими составляющими личностной активности являются притязания, которые непосредственно связаны с целеполаганием, так как, ставя перед собой какие-либо цели, мы предполагаем определенный результат при их достижении. От характера уровня притязаний зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

Многочисленными исследованиями в зарубежной и отечественной  психологической науке продемонстрировано значительное влияние, оказываемое на самосознание, самоотношение, отношение к деятельности и на сами мотивы, особенностями уровня притязаний, ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Н.А. Батурин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.В. Бороздина, В.К. Гербачевский, И.С. Кон, К. Леонгард, X.Хекхаузен, Ф. Хоппе и др.).

В связи с этим мы считаем  актуальным исследование, темой которого является «Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности ».

Цель исследования: выявление  влияния на характер самоактуализации и уровня притязаний личности.

Объект исследования: самоактуализация личности.

Предмет исследования: влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности.

Гипотеза: самоактуализация личности связана с уровнем притязаний, для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний.

Задачи исследования:

  1. Анализ теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и самоактуализации личности;
  2. Определить уровень притязания личности;
  3. Изучить характеристики самоактуализации;
  4. Выявить характер связи между уровнем притязания и самоактуализацией личности.

 

 

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ  В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Психологическая сущность  самоактуализации

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим  элементом гуманистического направления в психологии.

Самоактуализация (этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния возможности  в состояние действительности, поэтому  смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно  выражает слово «проявление». Проявить себя – выявить свои возможности, способности. Через активное проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители экзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл). Основополагающей является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Методологические обоснования  процесса самоактуализаци рассматриваются  К. Гольдштейном как основной и по существу единственный мотив человеческой жизни. Будучи нейрофизиологом, который  занимался в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что "организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире" [19, С. 169].

Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у  больных организмов. Для здорового организма первичной целью является "формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность" [19, С. 195-196]. Такое влечение, как голод, – это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и  шока. Здоровый самоактуализирующийся  организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблем и трудностей, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Наличие пищеварительной системы делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.

Г. Олпорт утверждает, что  самоактуализация – это способность  видеть целостную картину мира благодаря  ясному, систематическому и последовательному  выделению значимого в собственной  жизни; это широкие границы «Я», способность посмотреть на себя «со стороны» [32, С. 157].

К. Роджерс понимает стремление к актуализации как стремление к  росту, развитию, созреванию, тенденцию  проявлять и активизировать все  возможности организма; как проявление «само-строительства» и своего реального «Я» [33, С. 119].

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной  тенденции к актуализации: «Подтверждением  этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека» [33, С 121].

А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое  освобождает человека от дефицита проблем  роста и от невротических (или  инфантильных, или воображаемых, или  «ненужных», или «ненастоящих») проблем  жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» [28, С. 54]

В отечественной психологии теорию самоактуализации развиваю А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и другие.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс  развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей; как  персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других, и только таким образом – для себя; как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; как сознательное, намеренное изменение Я-реального в направлении Я-идеального; как самоосуществление «иных культур». Самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека. Она выступает как «случайное», приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей природное качество отдельного человека.

И.А. Витин считает  понятие «самоактуализация» центральным  в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных  попыток не только поставить, но и  решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [11].

Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик  и К.Ч. Мухаметджанов рассматривает  в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий  к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия [11].

Согласно А.Г. Асмолову быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия  принятого решения и держать  за них ответ перед собой и миром [3, С. 146].

Информация о работе Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности