Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.
Задачи:
•Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
•Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
•Выделить особенности мотивации спортсменов;
•Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..… 7
1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………7
1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их
психологические особенности..……………………………………………..14
1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...….. 22
1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие
мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………27
Выводы по главе I………..….……………….……………………….…….... 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….……….....................33
2.1. Организация эмпирического исследования ……………………..…… 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…..………………..…... 37
Выводы по главе II………………..………………………...…………....….. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..…. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..… 47

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Рейнгардт (Бондаренко).docx

— 2.37 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Специальность 030 301.65 – Психология

                                                            Курс 5, группа 504

 

 

 

РЕЙНГАРДТ КРИСТИНА ВАЛЕНТИНОВНА

 

 

ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНых ПОХОДах

НА МОТИВАЦИОННую СФЕРу ЛИЧНОСТИ

в юношеском возрасте

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

Научный руководитель:

к. филос. н., доцент

Бондаренко Геннадий Викторович

 

 

 

Работа допущена к защите __________________

Заведующий кафедрой______________________

Дата представления________________________

Дата защиты______________________________

Оценка___________________________________

 

Уфа 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..…………………

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………….………..…

 

 

 

 

7

1.1. Теоретические аспекты мотивации. Мотивация достижения успеха и боязни неудачи…………………………….……….......…..…………

 

7

1.2. Общая характеристика экстремальных видов спорта и их

 психологические особенности..……………………………………………..

 

14

1.3. Особенности мотивации спортсменов……………………………...…..

22

1.4. Влияние участия в экстремальном походе на развитие

 мотивационной сферы личности спортсмена……………......……………

 

27

Выводы по главе I………..….……………….……………………….……....

31

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ……….………........................

 

33

2.1. Организация эмпирического исследования  ……………………..……

33

2.2. Анализ и интерпретация полученных  данных…..………………..…...

37

Выводы по главе II………………..………………………...…………....…..

42

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………...

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…….………...…..….

45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………………..…

47

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Мотивация в различных сферах деятельности человека, бесспорно, важна, но особенно значима она в спорте, где в сжатые сроки требуется достичь максимального результата либо в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами либо же в экстремальных условиях.

Рассмотрение  пребывания в экстремальных для  человека условиях существования, особенно при участии в походе, поставило  на повестку дня серьезную теоретическую  проблему: насколько и каким образом  экстремальная ситуация влияет на развитие мотивационной сферы личности. А  именно, как меняется мотивация до и после воздействия экстремальной  ситуации на спортсмена.

Совсем в немногих спортивных командах был и есть спортивный психолог, и тренеры не всегда понимают важность психологической работы с членами команды. Если начинать искать причины этой проблемы, то можно сказать, что психологической подготовке спортсменов уделяется недостаточное внимание.

Таким образом, выбор темы работы обусловлен тем, что  вопрос о мотивации в экстремальном  спорте актуален в настоящее время  и требует серьезного подхода  к рассмотрению.

Степень разработанности. В настоящее время мировая наука насчитывает более пятидесяти теорий мотивации, в том числе работы таких психологов, как У. Джемс, А. Маслоу, Ж. Годфруа, X. Хекхаузеном,              Г. Оппорт, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, П.М. Якобсон и другие.

Если  рассматривать мотивацию в профессиональном спорте, то можно выделить работы таких специалистов, как И.П. Волков, Е.Н. Гогунов,       А.Л. Попов, Е.П. Ильин. Но в своих работах они исследуют в основном классические виды спорта. В отношении экстремальных походов таких исследований не проводилось. Также хорошо изучено влияние стресса, принятие решений, тревожности, страха и других видов эмоций в экстремальных условиях. Много работ посвящено адаптации к экстремальным условиям. Рассмотрением данных проблем занимались такие ученые, как Б.А. Вяткин, Г. Селье, В.И. Лебедев, О. Ренн, Р.М. Загайнов и другие. Проблема мотивации личности в условиях экстремального спорта недостаточно хорошо освещена в научной литературе.

Все эти  противоречия и обусловили выбор  темы исследования: влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы личности.

Цель исследования: выявить особенности мотивации у спортсменов, занимающихся экстремальными походами.

Объект исследования: мотивационная сфера спортсменов, занимающихся экстремальными походами.

Предмет исследования: влияние занятия экстремальными походами на особенности мотивации достижение победы и боязни неудач.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что участие туристов-спортсменов юношеского возраста в экстремальных походах влияет на особенности их мотивации достижения успеха и боязни неудачи.

Задачи:

    • Систематизировать основные теоретические знания по мотивации. Выявить значимые взаимосвязи между достижением успеха и боязни неудачи;
    • Рассмотреть характеристику экстремальных видов спорта и их психологические особенности;
    • Выделить особенности мотивации спортсменов;
    • Определить особенности влияние участия в экстремальном походе на развитие мотивационной сферы спортсмена.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы Е.П.Ильина, Д. Макклелланда, Т. Элерса, А. Раена, Х. Хекхаузена и др.

В работе использованы три группы методов  исследования:

I. Теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по проблеме.

II. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент.

В работе применялись следующие методики:

  1. Опросник для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы (Б.Д. Карвасарский).
  2. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса.
  3. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан).

III. Методы математической обработки данных: Т - критерий Вилкоксона.

Теоретическая значимость исследования: заключается в систематизации материала и сделанных на его основе выводах и возможности теоретического использования этих выводов тренерами и участниками походов в целях повышения личной осведомленности.

Практическая значимость: заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами, спортсменами, спортивными психологами с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на мотивационную сферу спортсменов.

Эмпирическая база исследования: в исследовании принимали участие 30 человек из них 15  спортсменов, занимающихся экстремальными походами более двух лет – исследуемая группа испытуемых, а также контрольная группа испытуемых, не занимающихся походами, в количестве 15 человек. Для исследования в экспериментальную группу отбирались спортсмены, которые участвовали в экстремальном кросс-походе, который проводился с 28 сентября по 2 октября 2012 года в национальном парке «Иремель» на Южном Урале. Все спортсмены являлись студентами ведущих ВУЗов Республики, таких как УГНТУ, БГУ, УГАТУ, БГМУ и другие. Возраст участников варьировался от 19 до 25 лет.

В контрольную группу отбирались студенты, которые не ходили в экстремальный поход, но находились в базовом лагере. Исследования проводились с 28 сентября по 2 октября 2012 года. Возраст участников от 19 до 25 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 40 источников, внутреннего и внешнего Приложений. Объём работы - 49 страниц.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДАХ

НА МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Теоретические аспекты мотивации.

Мотивация достижения успеха и боязни неудачи

 

Мотивация происходит от латинского слова «movere» - побуждение к действию - и на многих языках мира звучит похоже: «motivation» (на англ., нем., франц. яз.), «motivazione» (на итал. яз).

Мотивация - это психофизиологический динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его активность, устойчивость, направленность и возможность удовлетворения своих жизненных потребностей. Впервые термин «мотивация» употребил              А. Шопенгауэр в начале ХХ века в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (рис.1.).

 


Рис.1.  Социально-психологическая структура мотивации.

 

В настоящее  время мировая наука насчитывает  более пятидесяти теорий мотивации. Кроме  таких психологов, как У. Джемс, А. Маслоу, Ж.Годфруа, X. Хекхаузен, Г. Оппорт, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, П.М.Якобсон, огромный вклад в исследование проблем мотивации внесен экономистами Ф. Тэйлором, Й. Шумпетером, А. Маршаллом, Д. Гелбрэйтом, П.Друкером, а также социологами Э. Мэйо, Ф. Герцбергом, А.Г.Здравомысловым и многими другими.

Если  рассматривать мотивацию как сложную систему действий, отвечающих за побуждение к деятельности, необходимо структурировать эту систему. Структурным компонентом мотивации является мотив, как частная единица мотивации [5,40].

Мотив - это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен человеку в виде переживаний, характеризующихся либо отрицательными эмоциями, связанными с неполнотой настоящего положения, либо положительными эмоциями от ожидания достижения результата.

На сегодняшний день термин «мотив» интерпретируется каждым ученым по-разному. Например, К. К. Платонов трактует, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов, мотивация по                        В.К. Вилюнасу - это совокупная система процессов, отвечающих за деятельность и побуждение. Ведущие советские психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн в рамках психологической теории деятельности считают, что «Мотив - это опредмеченная потребность» [15].

Непосредственно сам мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность рассматривается как неосознанное желание, а цель -  осознанное. Например: отпуск - это потребность, желание съездить в отпуск - это мотив, а купленная человеком туристическая путевка - это цель.

Таким образом, мотивацию рассматривают как  сумму частных мотивов, которые являются личностными побуждениями и тесно связаны с образом жизнедеятельности. Мотивация проникает во все сферы жизнедеятельности человека: работа, учеба, увлечения, спорт и многие другие области.

Мотивация достижения успеха и боязни неудач. Рассмотрим мотивацию по доминирующей установке,  а именно мотивацию достижения успеха и боязни неудач. Мотивация на достижение успеха определенно заслуживает внимания. Пионерами исследования мотивации являются два немецких психолога Н. Ах и К. Левин.

Н. Ах объяснял, что поведения испытуемых на достижение успеха были связаны с «детерминирующей тенденцией», а К. Левин связал мотивацию с «квазипотребностью». Психологи - экспериментаторы, проводившие тогда процедуры по диагностике мотивации, полагались на мотивацию успеха испытуемых в большей степени, чем на любой другой вид мотивации. Но в ходе исследований ученые не учитывали у испытуемых индивидуальные особенности, которые, несомненно, должны были существовать. Вероятнее всего, что психологи - экспериментаторы посчитали их несущественными в качестве переменной, которая могла повлиять на конечные результаты [39].

Позднее американский психолог Д. С. Макклелланд с коллегами разработал в середине ХХ века методику для измерения мотивации достижения, которая оказалась «прорывом» в исследовании мотивации достижения, значение которого для психологов диагностов значительно превышает узкую область исследования мотивации достижения [16].

В данной дипломной работе мы сосредоточили  наше внимание только на том типе взаимодействия личности со средой, который включает в себя идею достижения. В эту область входит все, что можно представить как «соревнование с установленными критериями наивысшего качества». К соревнованиям с заданным стандартом мастерства можно отнести экстремальные походы.

Рассмотрим  действие, результат или способность  выполнить его на основе оценок с  критериями «хуже» - «лучше». Данные критерии оценок определены разными критериями успешности: от конкретных до общих, от абстрактных до специфических. Критерий представляет собой пару противоположностей: «хорошо» - «плохо», «неудача» - «успех». Но такая классификация используется на ранних стадиях, поскольку критерий успешности дифференцируется, если взаимодействие с окружающей средой остается ориентированным на достижение в течение длительного отрезка времени. Психология критериев успешности  исследована мало. Кроме того, критерии успешности могут быть ориентированы на человека, спортсмена (например, по сравнению с собственными прошлыми достижениями), а также могут быть ориентированными на других людей (например, сравнение с достижениями других людей, как в ситуации соревнования) и на задачу (например, уровень мастерства  как результат деятельности).

Информация о работе Влияние участия в экстремальных походих на мотивационную сферу личности в юношеском возрасте