Влияние цвета на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Теория цвета — обширная и сложная область знаний. В неё входят элементы различных наук: оптики, спектроскопии, колориметрии, анатомии и физиологии человека, психологии, теории и истории искусства, философии, эстетики, теории архитектуры, дизайна и многих других прикладных наук.

Содержание

Введение 3
История изучения цветового зрения 4
Психология цвета Люшера 7
Тест Люшера 10
Теория Геринга 10
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 98.59 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

 профессионального образования

 

 

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Институт «Высшая школа  дизайна и технологий»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Психология личности»

 

Тема: «Влияние цвета на человека.»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы д-73

Институт «ВШДиТ»

Шеболдаева О.Г.

Преподаватель:

Плотникова О.А.

 

 

 

 

 

Пятигорск 2012г.

 

Содержание

Введение          3

История изучения цветового  зрения     4

Психология цвета Люшера       7

Тест Люшера         10

Теория Геринга         10

Заключение         12

Список литературы        13

Приложение         14

 

Введение

Теория цвета — обширная и сложная область знаний. В  неё входят элементы различных наук: оптики, спектроскопии, колориметрии, анатомии и физиологии человека, психологии, теории и истории искусства, философии, эстетики, теории архитектуры, дизайна  и многих других прикладных наук.

Теории цветового зрения — концепции, объясняющие способность  человека различать цвета, основанные на наблюдаемых фактах, предположениях, их экспериментальной проверке.

В идеале теория обладает предсказательной силой, позволяя обнаружить новые особенности  явлений, более подробно и обосновано, с меньшим числом предположений, объясняет известные факты и эффекты. Теория цветного зрения может считаться приемлемой при выполнении следующих условий:

    • теория должна строиться только на объективных, достоверно установленных экспериментальных данных;
    • модель должна быть объективной и описываться математическими зависимостями в реальном трёхмерном пространстве;
    • теория должна основываться на конкретных физических законах, без каких-либо приближений и исключений;
    • модель зрительного процесса (точнее, комплекс моделей: физическая, математическая, биологическая модель, биохимическая модель и др.) должна объяснять все известные явления и свойства, «парадоксы» цветового зрения, и иллюзии цветового зрения.

Знакомство с цветовым кругом является необходимым для  всех, кто работает с цветом и  старается создать привлекательные  и гармоничные изображения или  макеты. Цветовой круг позволяет нам  лучше понять взаимодействие и смешение цветов. Он отражает гармонию аналогичных  и контрасты дополнительных цветов. Он помогает создать теплые и холодные цветовые палитры и привлечь внимание людей к определенной информации или объектам. Цветовой круг представляет собой прекрасный инструмент ускорения  процесса выбора правильных цветов для  любых целей: дизайна или веб-дизайна, полиграфии или издательской верстки, а также для изобразительного искусства.

 

История изучения цветового зрения

В письменной истории остались многие наивные «теории зрения», предсказательная сила которых была невелика. Даже гениальные предположения  учёных прошлого были в основном умозрительны, так как естественные науки в  те времена не обладали необходимым  инструментарием для проведения исследований. Как следствие, понятийный аппарат науки был был сформирован недостаточно, и невозможно было провести многие критически важные эксперименты.

Начало бурного развития естественных наук можно отнести  к ХIХ веку, когда специалисты в области биологии, химии и физики сделали огромный прорыв в естественных науках.

Религиозная гипотеза

Вопросы связанные с работой органа зрения всегда волновали человека, поэтому во многих религиях даётся своя трактовка устройства глаза и принципа зрения человека. Всё обычно сводится к тому, что глаз человека является настолько сложным и уникальным органом, что его не могла создать природа в процессе эволюции, а посему, таким образом, система зрения четко свидетельствует о существовании Бога-Творца.

Связь между цветом и светом Леонардо да Винчи 

Леонардо да Винчи первым увидел связь между цветом и светом: «красота» цвета, считал он, зависит  от освещения, «свет оживляет и дает истинное знание о качестве красок». Да Винчи первым ввёл понятие о  цветовом контрасте, о восприятии двух красок, расположенных рядом, первым заметил, что восприятие белого цвета  зависит от окружающих; первым обратил  внимание на то, что рассеянный воздухом свет приобретает голубой оттенок. Основными цветами он считал белый, чёрный, жёлтый, зелёный, синий и  красный.

Теория света  и цвета Ньютона 

Полтора столетия спустя, в 1672 году, увидел свет первый капитальный труд по теории цвета. Назывался он «Новая теория света и цвета» Ньютона. Пропустив солнечный свет через призму, Ньютон разложил его в спектр, получив радугу. Он первым показал, что белый цвет всегда сложен. Основной вывод ученого стал фундаментальным для науки о цвете: « … и цвета относятся к физике, и науку о них следует почитать математической, поскольку она излагается математическим рассуждением». Однако он не учитывал биофизического механизма восприятия цвета, и исходил из механистического предположения, что цвет является свойством света. В качестве основных цветов Ньютон впервые предложил использовать названия наиболее различающихся, по его мнению, цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый и индиго, Поиски гармонии (аналогично тонам звуковой гаммы) привели и в теории цвета к появлению числа «семь».

Теории цветового  зрения в ХХ веке.

Перечисленные ниже гипотезы, модели и теории чаще всего не согласованы, а нередко и противоречат друг другу.

Зонная теория Крисса.

В свое время между сторонниками трёхкомпонентной теории цвета, основанной на идеях Ломоносова и Ньютона, и  сторонниками оппонентной теории, велись жаркие споры. К концу ХХ века эти теории стали считать взаимно дополняющими интерпретациями. В частности Крисс, в своей «зонной теории», предложенной им ещё в начале ХХ века, сделал попытку объединения конкурирующих концепций. Трехкомпонентная теория более была применена для описания функционирования уровня рецепторов, а оппонентная теория — для описания нейронных систем более высокого уровня зрительной системы. Однако эти теории взаимоисключают друг друга.

 Теория Кёнинга

В теории Кёнинга 1903 г, постулируется, что ощущение яркости обусловлено срабатыванием специального рецепторного механизма, состоящего из групп колбочек, спектральная реакция которых совпадает с функцией нормальной световой эффективности. Восприятие цвета обеспечивается по меньшей мере двумя другими рецепторными механизмами, также образованными группами колбочек, но с очень узкими полосами спектральной чувствительности. Теории, исходящие из этих принципиальных положений, называются доминаторно-модуляторными теориями. Доминаторы ответственны за ощущение яркости; модуляторы, модулируя доминантную реакцию, вызывают ощущения цвета.

 Гипотеза Г. Хартриджа

В 1947 году появилась «полихроматическая»  гипотеза Г. Хартриджа. Он полагал, что помимо трёх основных, первичных рецепторов (оранжевого, зелёного и сине-зелёного) должно быть ещё четыре или пять других дополнительных, или вторичных, включая жёлтую и синюю пару, действующую как единое целое. Модель Г. Хартриджа охватывала практически всю гамму существующих цветов. Однако к этому времени морфология, структура сетчатки и колбочек были уже достаточно хорошо изучены. В сетчатке не обнаруживалось даже двух разных типов колбочек, не говоря уже о семи. В практике же полихроматическая модель давно используется, например в семицветной печати.

 Концепция М.Смирнова

В 1955 году известный исследователь  цветового зрения, советский ученый М. С. Смирнов выдвинул новое предположение: все три типа приёмников находятся  в одной колбочке. Это уже соответствовало  всем требованиям физики к глазу  как физическому прибору. Учитывая нелинейность анализа сигналов, это  видимо была первая физически обоснованная модель зрения.

 Модель П. Уолравена

Интересную модель создал голландский ученый П. Уолравен (иначе его фамилию упоминают, как Валравен). Он предположил, что в сетчатке человека должны присутствовать три типа колбочек, причём сигналы «красной» и «зелёной» колбочек делятся на три, а «синей» — на две части. Одна часть сигналов трёх колбочек поступает на суммирующий узел, образуя яркостный сигнал. По одной части сигнала «красной» и «зелёной» колбочек подается на второй сумматор, на выходе которого получается жёлтый сигнал. Теперь имеются четыре сигнала: красный, зелёный, жёлтый и синий. Из них образуются два сигнала двух противоположных пар: красно-зелёной и жёлто-синей. Эту модель можно было бы назвать «телевизионной» — так как она в общих чертах копирует механизм формирования цветовых сигналов в телевидении. Модель П. Уолравена, в общих чертах увязала четырёх- и трёхкомпонентную гипотезы. Позже эту же модель цветовосприятия описали Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel), (получившие Нобелевскую премию 1981 года за работы, касающиеся принципов переработки информации в нейронных структурах и механизмов деятельности головного мозга). Они предположили, что мозг возможно может получать информацию вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория Юнга - Гельмгольца), а о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), разнице зелёного и красного цветов (G-R), разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), при этом, жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, а R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, зелёного, и синего.

Получаем систему уравнений  — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. При этом они не смогли описать: ни сам механизм работы клеток, ни принцип механизма работы цветовосприятия, они касались только возможного (по их мнению) способа передачи сигналов от рецепторов в мозг. В этой теории всю обработку информации авторы также относили исключительно к работе головного мозга.

 Теория стадий (Мюллер, Джадд, Валравен)

Работа Мюллера (Müller's) охватывает четыре основных области:

    • психофизика (psychophysics),
    • память,
    • психология мышления,
    • теория цвета.

Психофизика основывается на теории цвета, сформулированной ещё  Эвальдом Герингом, а так-же на специфике работы памяти и психологии мышления, которые в свою очередь, заимствованы из работ Herbart и Külpe.

 Теория Лэнда

Эдвин Лэнд предложил новую  теорию цветового зрения. Суть её сводилась  к тому, что цвет не зависит от длины волны; цвет — это свойство глаза, результат действия «длинных волн против коротких». По выражению Лэнда, цвет, как его видит глаз, есть информация «о распределении коротких и длинных световых волн по полю зрения». Цветовую координатную систему Лэнд представил в виде квадрата; вдоль одной стороны он расположил «короткие» волны, вдоль другой — «длинные». Диагональ — «нейтральная» линия — разделила квадрат на два треугольника, в одном из которых находились «теплые» тона, в другом — «холодные».

Эффект Лэнда пытались объяснить (опять таки только с точки  зрения трёхкомпонентной гипотезы) явлением одновременного цветового контраста. Не найдя объяснения, это явление  исследователи решили считать следствием работы мозга. Это привело к тому, что разные условия проявления одного и того же физического свойства глаза  считаются разными эффектами, особенностями  деятельности мозга.

 Теория С. Ременко

В 1975 году появилась нелинейная теория зрения советского ученого С. Ременко, предполагающая наличие в глазе человека только двух типов светочувствительных элементов — одного типа палочек и всего одного типа колбочек, содержащих в себе пигменты светочувствительные сразу к нескольким областям спектра (что подтверждено в работе «Visual Pigments of Single Primate Cones» W. B. Marks, W. H. Dobelle, E. F. Mak Nichol ), а также нелинейность процессов формирования сигналов цветности. В отличии от всех остальных существующих на сегодня теорий она единственная, которая объясняет механизмы обработки сигналов рецепторами, поддержание баланса белого цвета и моделирует работу глаза в целом. На основе принципов сформулированных нелинейной теорией цветового зрения построена простая фотоэлектрическая действующая модель глаза (колориметр), способная однозначно распознавать любые цвета и оттенки. Однако пока нелинейная теория зрения ещё не получила широкого распространения.

 Трёхкомпонентная гипотеза цветовосприятия

В течении более чем  сотни лет, на почве множества  различных предположений и гипотез  была сформулирована так называемая трёхкомпонентная гипотеза цветного зрения. В основу этой гипотезы вошли предположения  М. В. Ломоносова, Томаса Юнга, Гельмгольца, Уолравена. Все они считали, что в сетчатке глаза должно существовать три типа прёмников чувствительных к узким частям спектра. Несмотря на то, что ни одно из предположений этой гипотезы так до сих пор и не получило подтверждения (см. Опровержение трёхкомпонентной гипотезы цветного зрения‎), некоторые склонны считать эту гипотезу оправданной. При этом, большая часть исследователей до сих пор пытается трактовать любые новые данные получаемые в различных лабораториях крайне однобоко - только с точки зрения единственной, совершенно не обоснованой трёхкомпонентной гипотезы.

 Сферическая  модель цветового зрения (Соколов,  Измайлов)

Эта модель не является теорией  или гипотезой цветовосприятия, это просто попытка создать некий механизм позволяющий математически описывать те или иные цвета. Однако в своей основе авторы опирались на предположения необоснованной трёхкомпонентной гипотезы цветовосприятия. Первый вариант сферической модели цветового зрения, изложенный в работах Соколова, Зимачева, Измайлова (1975), Измайлова и Соколова (1978) Фомина, Соколова, Вайткявичуса (1979), (Sokolov, et al, 1979) то есть, в работах до 1980 года, основывался на экспериментах по различению равноярких цветов, и в качестве основной меры цветового различия (метрики цветового пространства) было принято расстояние по малой дуге большого круга сферы, то есть метрика на сфере единичного радиуса, соответствующая частному случаю римановой геометрии (двумерному пространству с положительной кривизной). Аналогичное положение принято в сферической модели Воса и Варлавена (Vos, Warlavn, 1972). Специальные экспериментальные исследования метрики цветовых различий, результаты которых изложены в монографии Измайлова (1980), и в последующих работах (Измайлов, 1981, Izmailov, 1982, Sokolov, Izmailov, 1983) заставили отказаться от этого положения, и привели к выводу, что цветовые различия точнее выражаются евклидовой метрикой, а не римановой. Хотя цвета располагаются на сфере, и геодезическая линия смешения цветов задается большим кругом сферы, но цветовое различие как кратчайшее расстояние между двумя точками измеряется не по дуге, а по хорде, то есть, в евклидовой метрике. В этом смысле цветовая сфера это не Риманово (частное) пространство, а представляет собой гиперсферу в евклидовом пространстве. Этот аспект очень важен, поскольку он позволяет понять и объяснить одну проблему, возникшую при измерении цветовых различий, и сформулированную в работах Мак-Адама (1964) и Джадда (1967), как проблема неаддитивности цветовых различий. Проблема состоит в том, что для любых трех цветовых точек (i, j, k), расположенных в цветовом пространстве на одной геодезической линии сумма различий (D ij + D ik) всегда больше, чем различие Dik. Причем, это расхождение ε = [(D ij + D ik) — D ik] меняется и зависит от величины D. При пороговых различиях (и близких к пороговым) это расхождение минимально и сравнимо с ошибкой измерения. Именно поэтому цветовые функции, основанные на пороговых измерениях, оказались согласованными с цветовыми функциями, выведенными исходя из римановой метрики сферической модели в работе Измайлова и Соколова (1978). Но при переходе к сверхпороговым различиям это расхождение начинает увеличиваться и риманова геометрия уже не годится для модели цветового пространства.

Информация о работе Влияние цвета на человека