Влияние целеполагания на соотношение и функции воспитательного процесса и воспитательной технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:46, контрольная работа

Краткое описание

Тематика сущности и особенностей целеполагания воспитательного процесса слабо изучена отечественными педагогами, поэтому целесообразно посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о сущности и особенностях целеполагания воспитательного процесса.
Целью данной работы является освещение вопросов методологии, сущности и особенностей целеполагания воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы технологии воспитания……………… 5
Глава 2. Влияние целеполагания на соотношение и функции воспитательного процесса и воспитательной технологии …….………. 15

Заключение………………………………………………………………. 24

Список использованной литературы………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание:

Введение…………………………………………………………………… 2

Глава  1. Теоретические основы технологии воспитания……………… 5

Глава 2. Влияние целеполагания на соотношение и функции воспитательного процесса и воспитательной технологии …….………. 15             

 

Заключение………………………………………………………………. 24

 

Список использованной литературы…………………………………  25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                                  Введение

 

Цель педагогического  взаимодействия является системообразующим  элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. Вследствие этого  в педагогической литературе цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление  о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь  эффективности применяемой педагогической технологии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания  в воспитательной технологии, под  которым подразумевается процесс  выявления и постановки целей  и задач педагогической (воспитательной) деятельности.

В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые  отражают представление общества о  человеке и гражданине страны. Они  разрабатываются специалистами, принимаются  правительством, фиксируются в законах  и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных  систем и этапов образования, которые  отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного  возраста.

На двух последних уровнях  цели в воспитательной технологии принято  формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспитуемых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функциональные педагогические задачи. Первые из них - это задачи на изменение человека - перевод его из одного состояния  воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных качеств  личности.

В истории человеческого  общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими  теориями, с требованиями общества к образованию. Например, в США  в 20-е годы XX века выработана и, с незначительными изменениями, продолжает реализовываться концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Гуманистическая, либеральная педагогика Западной Европы провозглашает целью воспитания формирование автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, реализующей свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я». При этом различные направления зарубежной педагогики довольно недоверчиво относятся к наличию обязательных для всех целей воспитания. Крайним выражением этой позиции является взгляд, по которому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача - давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзистенциализм) человека, его общественного и личностного самоопределения.

В отечественной педагогике с 20-х по 90-е годы прошедшего столетия целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Всестороннее развитие личности как цель воспитания и сейчас прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО.

Все вышеприведенные факторы  обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение сущности и особенностей целеполагания  воспитательного процесса.

Тематика сущности и особенностей целеполагания воспитательного  процесса слабо изучена отечественными педагогами, поэтому целесообразно  посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о сущности и особенностях целеполагания воспитательного  процесса.

Целью данной работы является освещение вопросов методологии, сущности и особенностей целеполагания воспитательного  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 1.Теоретические основы технологии воспитания

 

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[48]

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как  целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего  саморазвитие…».[49]*

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[50]*

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком  смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое  воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях  и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это  процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем  определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 1).

 

Рис. 1. Классификация видов воспитания

 

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции  и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

                        Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей  воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые  действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей  воспитательного процесса можно  создать условия, при которых  воспитание будет протекать в  соответствии с действием объективных  законов (систем законов), а не вопреки  им. И напротив, игнорирование законов  неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и  нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать  суть движения от устаревших представлений  к новым, освобождаться от стереотипов  и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную  модель воспитания можно создать  и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения  социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать  предпосылки для прогнозирования  изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет  добиваться эффективного управления воспитанием  со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей  можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей  воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно  обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые  выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в  современной практике государственного строительства и жизнедеятельности  конкретного коллектива.

 

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного  процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно  и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать  свою деятельность, осуществлять ее педагогически  обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Информация о работе Влияние целеполагания на соотношение и функции воспитательного процесса и воспитательной технологии