Влияние ценностных ориентаций на отцовство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
Подобрать методы, адекватные цели исследования
Изучение ценностно - ориентационной сферы личности отцов;
Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми;
Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Содержание

Введение
Глава 1.Таоритический анализ
1. Отцовство как один из компонентов родительства
1.1.Теоретические подходы к изучению родительства в психологии
1.2. Роль и значение родительских «фигур»
1.3. Феномен отцовства как компонента родительства
1.4. Этапы формирования отцовства
2. Жизненные ценности личности
2.1. Ценностные ориентации личности
2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства
Глава 2. Анализ эмпирических данных
2.1. Характеристика выборки
2.2. Методы исследования
2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение
2.3.1. Ценностно - ориентационная сфера отцов
2.3.2. Изучение особенностей детско – родительских отношений между отцами и детьми
2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов
2.3.4. Результаты исследования связей ценностно-ориентационной сферы и детско-родительских отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Ценностно-ориентационая сфера отцов.docx

— 446.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ


ФГБОУ ВПО «Костромской государственный  университет 

имени Н.А. Некрасова»

 

 

 

Психологические особенности отношения к ребенку  у  отцов

Или так

Влияние ценностных ориентаций на отцовство

 

 

 

Выполнил:

_________________________

Научный руководитель: к.пс.н.,

Соловьева Валентина Авенировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2013

 

Содержание

 

Введение

Глава 1.Таоритический анализ

          1. Отцовство как один из компонентов  родительства

1.1.Теоретические подходы  к изучению родительства в  психологии 

1.2. Роль и значение  родительских «фигур»

1.3. Феномен отцовства как компонента родительства 

1.4. Этапы формирования  отцовства

          2. Жизненные ценности личности

2.1. Ценностные ориентации личности

2.2. Ценностные ориентации личности при формировании отцовства

Глава 2. Анализ эмпирических данных

         2.1. Характеристика выборки

         2.2. Методы исследования 

         2.3. Изложение результатов исследования и их обсуждение

2.3.1. Ценностно - ориентационная  сфера отцов

2.3.2. Изучение особенностей детско  – родительских отношений между отцами и детьми

2.3.3. Особенности детско-родительских отношений отцов

2.3.4.  Результаты исследования связей

ценностно-ориентационной  сферы и детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

Введение

Психология детско-родительских отношений на сегодняшний день представляет собой достаточно хорошо изученную  область психологии, так как в  ней интегрируется множество  подходов к описанию стилей семейного  воспитания, родительских позиций, факторов воспитательного воздействия и  других особенностей взаимодействия родителей  и ребенка (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Добряков И.В., Баумринд Д., Реан А.А. и др.). В то же время остаются малоизученными причины возникновения тех или иных особенностей воспитания, условия их функционирования и факторы, обусловливающие их развитие.  Актуальность исследования проблемы отношений в диаде отец – ребенок, в первую очередь связаны с тем, что большинство исследования посвящено проблеме возникновения чувства отцовства (И.С. Кон, А. Варга, О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова, Р.В. 0вчарова) и развитию личности отца. Известно, что наличие отца или отчима в семье оказывает влияние на полоролевую идентификацию, на интеллектуальное развитие (интерес к учёбе); на усвоение моральных норм; на эмоционально-личностную сферу, на развитие личностных особенностей. Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта человека. На отцовство влияет множество факторов: тип родительской семьи, верования народа, его мифология и религия, экономические условия, социальные стереотипы маскулинности и феминности, личность ребенка. Но помимо этих факторов огромный вклад и особенности формирования и проявления отцовства оказывает и личность самого отца, нас интересует какие именно черты, характеристики, ценностные ориентации отца и в какой мере влияют на его отношения к ребенку, что именно влияет на возникновения такой специфической характеристика как отцовство.

Рождение ребенка оказывает  существенное влияние на развитие самого мужчины. Превращение мужчины в отца в психологическом плане является центральной задачей развития личности в период взрослости и одним из критериев достижения ею зрелости. Однако, как подчеркивают разные авторы, «стать отцом» и «быть отцом» — не одно и то же, поскольку переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка, и многие мужчины не допускают мысли о том, что они будут вовлечены в ежедневную и кропотливую работу по уходу за детьми.

Отец играет существенную роль в развитии ребенка, как и  любой другой значимый в жизни  ребенка близкий взрослый человек. Невозможно для всех мужчин обозначить специфичную только для отцовства  роль в развитии и воспитании ребенка, принципиально отличную от материнской и универсальную по отношению к любому отцу. Влияние отца на ребенка индивидуально и во многом зависит от личности самого, в нашем исследовании мы изучаем именно особенности личности отца и влияние этих характеристик на детско-родительские отношения.

В нашем исследовании мы хотим изучить проблему  -  какие специфические психологические особенности мужчины определяют его отцовские характеристики, отношения к ребенку. 

Объектом нашего исследования являются   влияние психологических особенностей  личности отца на детско-родительские отношения.

В качестве предмета нашего исследования мы рассматриваем ценностные ориентации отцов.

Цель исследования: исследовать факты и закономерности влияния ценностных ориентаций на специфику отношений отцов к детям.

Задачи исследования:

    1. Теоретически проанализировать проблему родительства и отцовства.
    2. Теоретически проанализировать проблему жизненных ценностей.
    3. Подобрать методы, адекватные цели исследования
    4. Изучение ценностно - ориентационной  сферы  личности отцов;
    5. Изучение особенностей детско  – родительских отношений между отцами и детьми;
    6. Изучение влияния ценностных ориентаций отцов на специфику их отношения к ребенку.

Гипотеза: Ценностные ориентации оказывают влияние на особенности формирования и проявления отцовства

Методы исследования:

    1. Авторская анкета
    2. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столин.
    3. Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет Э.Г. Эйдмилер, В. Юстицкис.
    4. Тест смысложизненных ориентаций  (СЖО) Д.А. Леонтьев.
    5. Тест «Морфологический тест жизненных ценностей»
    6. Авторы: В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина.

Описание выборки:

В исследовании участвовали мужчины в возрасте от 21 до 35 лет, средний возраст равен 27 годам. Основным критерием отбора был возраст испытуемых (ранняя и средняя взрослость), пол испытуемых (мужчины), наличие детей (отцы). Общее число выборки составило 20 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритический  анализ

Отцовство как  один из компонентов родительства

1.1.Теоретические  подходы к изучению родительства  в психологии

Родительство - многогранный феномен, который представлен как  на уровне личности, так и на индивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства   (М.О. Ермихина, 2003).

Понятие родительство в отечественной  психологии рассматривается  в контексте  детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения являются одним из видов  межличностных отношений. Их отличает сильная эмоциональная значимость, как для ребенка, так и для  родителя.

Среди отечественных психологов систематическое экспериментальное  исследование детско-родительских отношений  осуществляли А.Я. Варга и В.В. Столин. В большей степени они изучали такой аспект детско-родительских отношений, как родительские установки. Под родительскими установками данными авторами понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним (А.Я. Варга, 1997).

Американский психолог Г. Рон Нортон определяет родительское отношение как комплексную задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению с ребенком и готовность его изменять в случае необходимости.

Традиционно феномен родительства изучается психологами в зависимости  от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода  к изучению родительства, в зависимости  от того, кто считается отправной  точкой изучения — ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка. Во-втором подходе рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия социальная роль, статус, социальные нормы, стереотипы и требования, исследуется феномен так называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства, образы — Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством (Р.В. Манеров , 2003).

В своем исследовании мы придерживаемся второго подхода и концентрируем свое внимание именно на личности отца.

Родительство как психологическое  явление является сложной структурой, которая может быть рассмотрена  с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов.

Рассматривая феномен  родительства с точки зрения системного подхода, его следует описывать  в тесной взаимосвязи с семейной системой.

По определению Н.Я. Соловьева  «Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

То есть родительство можно  включить в систему семьи как  подсистему, в качестве относительно самостоятельного образования.

Используя принципы системного подхода, применительно к феномену родительства можно констатировать следующее:

• Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

• Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба эти уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

• Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Прежде всего, это план индивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обоих супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств и т.д., то есть анализируется родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.

• Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень - уровень общества, мезоуровень - уровень родительской семьи, микроуровень - уровень собственной семьи, и, наконец, уровень конкретной личности.

• Феномен родительства - явление динамическое, включающее процесс становления и развития (Р.В. 0вчарова).

Для осмысления родительства как особого психологического явления  используется феноменологический поход. Он представляет собой интуитивное  раскрытие сущности явления, которое  идентично его данности, то есть является достоверным.

Как сложный психологический  феномен родительство имеет определенную структуру. Компонентная структура  является одной из ведущих характеристик  в контексте системного анализа.

Принципиальным связующим  компонентом между свойствами целого объекта и свойствами его частей, как компонентов системы, выступает  комплексное взаимодействие компонентов. (В.И. Степанский, А.К. Осницкий 1977) считают, что употребление термина «комплексное» подразумевает наличие определенной структуры взаимодействия, причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функциональных связей, которые объединяют компоненты в единое целое.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение  к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у  будущего ребенка ощущения счастья  и силы, которые передаются ему  через уверенную в себе и спокойную  мать.

 

1.2.  Роль и  значение родительских «фигур»

Личность ребенка формируется  и функционирует в процессе постоянных взаимоотношений с другими людьми. Общение - это потребность человека и в то же время та сфера жизни, в которой происходит социализация личности. Общение связывает человека с человеком, в нем выражаются человеческие отношения.

Впервые понятие «отношение»  введено в отечественную психологию А.Ф. Лазурским. Излагая свою программу  исследования личности, он отмечал, что  «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но в не меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» (Лазурский, 1925).

С.Л. Рубинштейн понимал под  отношениями не вообще свойства личности, а свойство индивидуального сознания, наряду с другими его свойствами познанием и переживанием. «Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям» (Рубинштейн,1972.).

Позднее К.К. Платонов отграничивает  понятие отношений от сознания в  целом. Он рассматривает отношения  как компонент индивидуального  сознания, его субъективную обратную связь с отражаемым миром, проявляющуюся  в психомоторике. (Платонов, 1957).

 За основу в своей  работе мы берем определение  детско – родительских отношений предложенную М.В. Сапоровской «Детско-родительские отношения - это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживания родителей и детей в их совместной деятельности». Детско-родительские отношения связаны с реальным взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические закономерности.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на отцовство