Влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Оля.docx

— 118.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.

Взрослые в лице родителей, воспитателей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка другие «агенты социализации» (сверстники, СМИ и т.д.).

В то же время, результаты последних исследований показали, что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников со сверстниками [Усова А.П., Эльконин Д.Б., Лисина М.И. и др].

При общедоступности средств массовой информации, в том числе и для детей, обилии компьютерных игр, мультфильмов, есть смысл серьезно рассматривать влияние этих новых агентов социализации на развитие подрастающего поколения.

Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, то именно в игре отчетливее всего проявляется подражание персонажам игр, фильмов и мультфильмов, как новым агентам социализации, а также закрепляется соответствующее социально-ролевое поведение.

Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.

Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.

Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.

Гипотеза: Мы предполагаем, что у современных дошкольников под влиянием новых «агентов социализации» специфика подражания наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить исследования игровой деятельности в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить психологические особенности социализации современных дошкольников.

3. Рассмотреть специфику проявления подражания дошкольников в игровой деятельности.

4. Провести  эмпирическое исследование особенностей  проявления подражания современных дошкольников, в игре.

Теоретические основы исследования: В своей работе мы опираемся на работы педагогов и психологов, изучающих процесс социализации детей, роль игры как деятельности, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности: П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Л.С Выготский, Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург и другие.

Методы исследования:  теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.

Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы педагогами ДОУ и психологами для                              оптимизации игрового взаимодействия дошкольников, для организации сюжетно-ролевых игр, ориентированных на учет изменившихся условий социализации детей.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и списка литературы, также представлены диаграммы с результатами исследования. Дипломная работа состоит из 52 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Игра как объект психологических исследований

 

Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. В то время как, К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется па труд и поэтому выражается в игровых действиях. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности[1].

 Хотя  приведенные теории игры на первый взгляд неоднозначны, однако все они сводятся к тому, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Из данных теорий следует, что педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей.

Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и отечественные ученые. Уже в дореволюционное время А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности [3]. Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, А..А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Существуют разные виды игр: подвижные (с правилами), дидактические, игры-драматизации, конструктивные. Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры. 
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми. Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой игре, когда потребности и желания приобретают большую по сравнению с обыденной жизнью силу [1]. Л.С. Выготский предположил, что ролевая игра возникает в результате сильных, напряженных потребностей, удовлетворение которых невозможно для ребенка в его обычной жизни, но возможно в условиях игры. Именно поэтому в ролевой игре старших дошкольников практически отсутствует импульсивное поведение, так как вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности (желания).

Понятие творческая игра в отечественной психологии рассматривали: М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин [48].

Творческая игра – это игра, которая создается самими детьми. В них игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план [48]. 

Творческие игры классифицируются на: режиссёрские игры; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры со строительным материалом; с природным материалом; с подсобным материалом.

Творческие игры разнообразны, но в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, определяют правила, распределяют между собой роли, подбирают необходимые игрушки и маркеры игрового пространства. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Творческие (ролевые) игры детей, характеризуются следующими особенностями:

1.Игра  представляет собой форму активного  отражения ребенком окружающей  его жизни людей. Изучение начальных  форм игры и ее развития  у маленьких детей (Р. Я- Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, М. Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает па основе подражания и манипулятивных действий с предметами. В конце первого и на втором году жизни в периоды бодрствования ребенок совершает особенно много манипулятивных действий.

Так, в игре ребенок отражает жизнь взрослых. Таким образом, происходит научение (процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного) деятельности взрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснее игра. Поэтому врачом быть интереснее, чем больным, артистом лучше, чем зрителем, а шофером, конечно, увлекательнее, чем пассажиром.

2.Отличительной  особенностью игры является и  сам способ, которым ребенок пользуется  в этой деятельности. Игра осуществляется  комплексными действиями, а не  отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). В эти  действия включается речь: старшие  дети называют замысел игры, ее  сюжет, действующих лиц, задают характерные  для каждого из них вопросы, высказывают критические суждения  и оценки поведения других  персонажей. Воспроизводя в своих  действиях и речи богатую, привлекательную  и интересную жизнь взрослых  людей, ребенок эмоционально отзывается  на нее.

3. Игра, как и всякая другая человеческая  деятельность, имеет общественный  характер, поэтому она меняется  с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь.

Так, например, на первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1912 г.) докладчики рассказывали о том, как деревенские ребятишки играли «в барина». «Крестьяне» приходили к нему с просьбами снизить налоги, а «барин» важно сидел в кресле, «ел говядину» и пил чай. Он кричал на крестьян и отправлял их па конюшню пороть...[5] Совершенно невозможно представить себе, где бы то ни было сейчас, хоть что-нибудь похожее на подобную игру. Ей неоткуда взяться, она просто невозможна.

4.Игра  является формой творческого  отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к  точному и бездумному копированию  действительности, но вносят в  свои игры много собственных  выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода  выдумок, безграничные возможности  комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются  источником той глубокой и  неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности («так бывает» или «так не бывает») с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

5.Игра  есть оперирование знаниями, средство  их уточнения и обогащения, путь  упражнения, а значит, и развития  познавательных и нравственных  способностей ребенка. Для того  чтобы ребенок начал играть  «в магазин», «библиотеку» или  «железную дорогу», необходимо, чтобы  он уже кое-что знал о том, как работают продавцы и что  делают покупатели, что де лают  люди на вокзале, кто и как  там работает. Поэтому игре предшествуют  обычно наблюдения детей за  жизнью и трудом взрослых.

6. В развернутой  форме игра представляет собой  коллективную деятельность. Все  участники игры находятся в  отношениях сотрудничества. Развернутая  игра старших детей объединяет  всех ее участников единым  замыслом. Каждый из играющих  вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого  всей группой замысла, И в то  же время каждый ребенок строго  подчиняется правилам, которые диктует  ему взятая на себя роль. Общими  являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой  деятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями, радостями и открытиями. И хотя  дети всегда знают, что многое  делается «как будто» или «понарошку», это не мешает им переживать  подлинные чувства, соучаствуя в  жизни наблюдаемых ими взрослых людей. В игре создаются исключительно благоприятные условия для развития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизма.

7. Разносторонне  развивая детей, сама игра тоже  изменяется и развивается. При  систематическом руководстве педагога игра может изменяться:

а) От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры. У младших детей этот замысел либо вообще не существует, либо не определяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности игра развертывается в широкую коллективную деятельность.

б) От первой игры к последующим играм той же группы детей. Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по- новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта обработка выбранного сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и фантазией детей. Когда же сюжет исчерпан, т. е. сами дети больше не могут вносить в игру новые варианты, игра застопоривается и глохнет.

в) Наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследить и в содержании игр, и в их структуре, т. е. в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих играющих.

Информация о работе Влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников