Внимание и его роль в деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:42, творческая работа

Краткое описание

1. Апперцептивное внимание – промежуточная форма между сенсорным и понятийным вниманием. (Выготский Л.С.)
2. Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться. (Рубинштейн С.Л.)
3. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач. (Рубинштейн С.Л.)

Вложенные файлы: 1 файл

Внимание.docx

— 26.39 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ РОСЗДРАВА

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВНИМАНИЕ И  ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 1 группы

 стоматологического  факультета 

Журавлева Мария  Геннадьевна

Проверила: ассистент  кафедры психологии и педагогики

Каськова Диана Сергеевна

                   

                                                                г.Курск

                                                                  2010

   1. Апперцептивное внимание  – промежуточная форма между сенсорным и понятийным вниманием. (Выготский Л.С.)

    2. Внимание, как действие концентрации умственных усилий, возможно лишь в отношении сознательного внимания, когда оно направляется на объект под влиянием необходимости и поставленной цели, в этом проявляется избирательность внимания, когда выбирается раздражитель, на котором человек и должен сосредоточиться. (Рубинштейн С.Л.)

    3. Внимание можно представить как когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности стоящих перед человеком задач. (Рубинштейн С.Л.)

    4. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. (Творогова Н.Д.)

     5. Двигательное  внимание - внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции. (Эльконин Д.Б.)

     6. Избирательностью внимания – возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. (Секей Л.)

    7. Интеллектуальное внимание – внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления). (Холодная М.А.)

    8. Интеллектуальное внимание — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания. (Сильва Хосе, Берт Голдман)

     9. Интенсивность внимания — это качество,  определяющее  эффективность восприятия, мышления и памяти, и ясность сознания в целом. (Сборник научных трудов)

    10. Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно человек может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. (Секей Л.)

     11. Непроизвольное внимание (пассивное) – вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. (Сайт)

    12. Объем внимания - это то количество объектов, которые человек может одновременно «схватить» с одинаковой ясностью. (Сборник научных трудов)

    13. Под нарушениями внимания соображают патологические конфигурации направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления либо при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда сразу человек может принимать лишь маленькое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. (Зейгарник Б.)

    14. Послепроизвольное внимание  – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). (Сайт)

    15. Произвольное внимание  – физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания. (Сайт)

    16. Рассеянность – неспособность к длительному и интенсивному сосредоточению. Проявляется в легкой и частой отвлекаемости. (Творогова Н.Д.)

    17. Сенсорное внимание – зрительное, слуховое, тактильное и др. (Холодная М.А.)

     18. Сенсорно-перцептивное внимание — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира. (Сильва Хосе, Берт Голдман)

    19. Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. (Секей Л.)

    20. Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому (Творогова Н.Д.)

   21. Чтение вслух сильно помогает запоминанию прочитанного и запечатлению в уме значения слов. Чтение вслух дает силу анализа, которая неизвестна читающему про себя. Глаза пробегают страницы, пропускают скучные отрывки, но «ухо все слышит». Оно не делает пропусков. Ухо нежнее, восприимчивее в гораздо большей степени, чем глаз. Слово, которое мы слегка пробегаем и не замечаем,  замечается нашим ухом и откладывается в сознании. (Зейгарник Б.)

   22. Эмоциональное внимание – внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами. (Выготский Л.С.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. «Овладение вниманием»
  2. Зейгарник Б. «Патопсихология»
  3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»
  4. Сборник научных трудов «Интеллект и творчество»
  5. Секей Л. «Знание и мышление»
  6. Сильва Хосе, Берт Голдман «Управление мышлением по методу Сильва»
  7. Творогова Н.Д. «Психология. Лекции для студентов медицинских вузов»
  8. Холодная М.А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования»
  9. Эльконин Д.Б. «Психология игры»
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Внимание

Информация о работе Внимание и его роль в деятельности человека