Внимание и самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности спортсмена сосредоточиться на данном ему задании. А иногда невнимательность дает знать о себе и на соревнованиях. Некоторые тренеры время от времени беседуют со спортсменами о том, как важно быть собранным и внимательным. Некоторые ограничиваются энергичными репликами: «Не зевай!», «Куда смотришь?». Лишь в редких случаях (например, при подготовке фехтовальщиков) значение внимания осознается настолько отчетливо, что в тренировку вводятся специальные упражнения. Но даже там, где такие упражнения используются, дело обычно ограничивается развитием узкоспециализированных навыков.
Мы считаем, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической тренировке.
Психотехнике внимания посвящена эта работа.

Вложенные файлы: 1 файл

психология 6 курс.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 ВНИМАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ

Тренеры часто указывают  на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности спортсмена сосредоточиться  на данном ему задании. А иногда невнимательность дает знать о себе и на соревнованиях. Некоторые тренеры время от времени  беседуют со спортсменами о том, как  важно быть собранным и внимательным. Некоторые ограничиваются энергичными  репликами: «Не зевай!», «Куда смотришь?». Лишь в редких случаях (например, при  подготовке фехтовальщиков) значение внимания осознается настолько отчетливо, что в тренировку вводятся специальные  упражнения. Но даже там, где такие  упражнения используются, дело обычно ограничивается развитием узкоспециализированных навыков.

Мы считаем, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается  в систематической тренировке. Психотехнике внимания посвящена эта глава.

Упражнение «Пальцы»

Участникам группы следует  удобно расположиться в креслах  или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив  большие пальцы свободными. По команде  «Начали!» медленно вращать большие  пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!»  прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет  проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности  верчения пальцев. Для многих задание  оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Психология внимания

В тех случаях, когда  предмет насильно захватывает внимание человека, не считаясь при этом с  его планами и намерениями, психологи  говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание — это как  бы антивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося человека. Обычно непроизвольным вниманием овладевают сильные или неожиданные раздражители: громкий звук, яркие краски, резкие запахи. Однако каждый из нас в большей или меньшей степени способен противостоять вторжению этих крикливых гостей в свой внутренний мир и удерживать внимание на чем-то одном, если этого требует поставленная задача. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина, — это произвольное внимание.

Невнимательный  человек лишен не внимания, а контроля над вниманием. Приведенные в  этой главе психотехнические упражнения направлены в основном на развитие произвольности, способности управлять  вниманием. Однако, приступая к их использованию, тренер должен помнить, что иногда невнимательность — это не результат слабого развития соответствующей психической способности, а признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации. В этом случае игры не будут лучшим способом исправления недостатка.

Упражнение «Муха»

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует  от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение  отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и  стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны  к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение «Муха» может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

Сон наяву

Чем бы мы ни занимались, мы постоянно отвлекаемся. Читая  книгу, мы задумываемся о чем-то своем  и пропускаем абзац; беседуя с  человеком, мы теряем нить его мысли; выходя из комнаты, забываем выключить  свет.

Мы привыкли относиться к своей рассеянности и невнимательности снисходительно. Но для человека, пришедшего в спорт, эта привычка превращается в серьезное препятствие: стоит  лишь на миг расслабиться, выпустить  из рук нить контроля — и вот!.. Пистолет выстреливает сам по себе и в самое неподходящее для  этого время. Волейболист провожает  глазами упущенный мяч. А получивший укол фехтовальщик не сразу и понимает, что же все-таки произошло. Прежде чем  приступить к отработке навыков  борьбы с отвлечениями внимания, необходимо развить способность к их наблюдению. Сначала нужно замечать отвлечения, а потом избавляться от них. Упражнения этого раздела, специально посвященные  «психологии невнимательности», позволят спортсмену проникнуть во внутреннюю механику отклонений внимания.

Упражнение «Хромая  обезьяна»

Участники располагаются  удобно в достаточно тихой комнате. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит  приблизительно следующее: «Сейчас  я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды  «Начали!» до команды «Стоп!». Если вы по какой-либо причине нарушите мою  инструкцию, подайте сигнал — хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в  ладоши.) Итак, если вы отвлеклись, обязательно  хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30—120 секунд под «жидкие  аплодисменты».) Стоп!»  Это упражнение наибольший интерес вызывает при первом исполнении. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу не думать о том, о чем не вспоминал несколько лет. До сих пор нам не встретился ни один человек, который бы ни разу не отвлекся с первой попытки. По преданию, Ходжа Насреддин пообещал вылечить кривого, хромого и горбатого богача, если тому удастся выполнить это упражнение. Излечение, естественно, не удалось из-за того, что пациент оказался неспособным контролировать свои мысли. Часто люди считают, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями, и эта идея мешает им серьезно заниматься практикой психотехнических упражнений. Этот небольшой опыт помогает рассеять иллюзию.

Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и  эмоциональную разрядку. Поэтому  его можно использовать для снятия напряжения. Первый хлопок обычно вызывает серию ответных отвлечений, и это  простейшее взаимодействие иногда дает чувство общности и помогает легче  перенести удар по самолюбию, который  может нанести первый промах. Если ведущий желает перевести упражнение в русло индивидуальной работы и  фиксацию отвлечений сделать делом  совести каждого, то он может предложить участникам вместо хлопка беззвучно  поднимать руку.

Опыт показывает, что могут быть найдены разные эффективные способы выполнения этого задания. Наиболее часто участники  приходят к тому, что не думать о  чем-то невозможно, а лучше сосредоточиться  на чем-то другом. Кто-то представляет, что он ведет автомобиль по улице  с интенсивным движением; другой прокручивает в уме популярную песню; третий следит за своим дыханием; четвертый  напряженно считает, вычитая из тысячи по семи. Но существуют и другие способы. Для кого-то легче всего окажется ни о чем не думать или, предельно  сосредоточившись на пресловутой обезьяне, перестать понимать, что это такое. Каждый участник отыщет свой собственный  прием, во время обсуждения произойдет обмен техниками, а ведущий должен постараться понять каждого и проявить уважение ко всем находкам и открытиям, не стремясь выявить лучшего или привести все к общему знаменателю.

За гранью усилий

Первое, что приходит на ум, когда нам говорят «сосредоточение», «концентрация», «внимание», — это  представление о некотором постоянном психическом усилии, внутреннем напряжении, непрерывной работе. Таково наше представление. Но возможно ли другое?

Думается, что расслабленное  «сосредоточение-с-удовольствием» гораздо  естественнее и эффективнее, чем  напряженное, скованное внимание. Рано или поздно каждый спортсмен найдет свой стиль внимания. Цель психотехнических занятий состоит в том, чтобы  расширить представления о возможных  способах концентрации.

Упражнение «Лентяй и труженик»

Участникам следует  удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде «Начали!»  участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходит упражнение «Пальцы»), сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.

Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления  о лучшем способе: свободная дискуссия  создает возможность сравнения  и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми. Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.

Список  литературы:

1.Николай Цзен, Юрий Пахомов - "Психотренинг: игры и упражнения"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внимание и самоконтроль