Гештальт-подход в организации групповой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Гештальт-терапия - это метод психотерапии, который способствует расширению опознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.
В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Сущностные характеристики гештальт подхода……………….5
Гештальт подход в организации групповой работы…………...6
Заключение……………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

гештальт-подход в организации групповой работы.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………..3

  1. Сущностные характеристики гештальт подхода……………….5
  2. Гештальт подход в организации групповой работы…………...6

Заключение……………………………………………………….12

     Список  литературы………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гештальт-терапия - это метод психотерапии, который способствует расширению опознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

В переводе с немецкого языка  гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое.

Создатели гештальттерапии считали  это направление психотерапии одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании  происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф.Перлза: «здесь и как», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Отдельные гештальттерапевты считают, что при правильной постановке гештальттерапия (в отличие от психоанализа) не вызывает сопротивления клиента.

Более того, некоторые исследователи указывают, что борьба терапевта с сопротивлением не принесет ничего, кроме увеличения интенсивности симптома. В этой связи сопротивление клиента, неизбежно возникающее в терапии, стоит использовать как способ поиска реальной, но не осознаваемой, потребности клиента.

Ф.Перлз разрабатывал гештальттерапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальтпсихологии. Концептуально гештальттерапия близка гуманистической и экзистенциальной психологии.

Гештальттерапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов  протекающих в «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. Посредством этого гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. Методы гештальттерапии направлены на развитие целостного образа человека в пяти сферах его жизни.

Физическая. Включает в  себя все аспекты материальной и  физической жизни человека (материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная  зрелость)

Эмоциональная. Сфера  эмоциональных переживаний, чувства (любовь, радость, грусть, восторг…) и способность к их выражению и пониманию.

Рациональная. Способности  к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир.

Социальная. Отношения  с другими людьми, (друзьями, коллегами, близкими) культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека.

Духовная. Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе. Знание законов жизни и  духовные ценности и смыслы, на которые  опирается человек.

Основные приемы работы и техники  гештальттерапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

В данной контрольной работе будет  рассмотрен гештальт-подход в организации  групповой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущностные  характеристики гештальт подхода

 

Гештальт-терапия является признанным направлением психотерапевтической практики в мире и в нашей стране, уступая в популярности только психоанализу и поведенческой терапии. Секрет ее успеха - в ясной и здравой теории, большой свободе и гибкости в методах работы. Гештальттерапия возникла в конце 1920-х годов в Германии. Ее создатель – Фриц Перлз – начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальттерапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, ограничивающими творчество терапевта.

Практика гештальттерапии  удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, телесной терапии В. Райха, восточной  философии и психоанализа. Поэтому  основным достоинством гештальтподхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений.

Гештальтподход благоприятствует установлению подлинного контакта между  людьми, развитию творческого приспособления каждого уникального человека к окружающей среде, и, попросту говоря, к его же собственной жизни, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши процессы блокировки или срывы в цикле удовлетворения наших же потребностей, снимает маски с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.

Гештальтподход стремится  не просто к объяснению причин наших  трудностей, а к исследованию новых  путей их разрешения. И не просто отвечает на вопрос «Почему это у меня так происходит?», а предпочитает мобилизующий на изменение вопрос: «Как я могу это изменить?»

Известный гештальттерапевт Серж Гингер в своей книге "Гештальт - терапия контакта" описывает гештальт-подход следующим образом: «Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали».1

Конечно же, гештальт не отрицает ни груза наследственности, ни опыта полученного в раннем детстве, как впрочем, и не преуменьшает значение культурного давления социального  окружения. Однако, гештальт-подход нацеливает, скорее, на поиски внутренней гармонии своего глобального бытия в мире с целью обнаружения и укрепления своего собственного пространства свободы, развития своего собственного оригинального стиля жизни.

Гештальт побуждает  человека, прежде всего лучше узнать и принять себя, таким, как он есть на самом деле, не принуждая себя к изменению в соответствии с некоей идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской, моральной, политической или религиозной образцовой моделью.

Гештальт поощряет человека плыть вперед, держась своего собственного потока, а не истощаться, стремясь побороть его: выявлять глубинные течения  внутри самого себя, использовать переменные ветры своего окружения, осознавать, кто он есть на самом деле, чтобы пройти именно по той дороге, которую выбрал он сам.

В настоящее время  гештальт-подход вышел за рамки психотерапии и занял свое место в педагогике, организационном консультировании и других областях практики.

Он оказался эффективным  как в индивидуальной, так и групповой работе, а также в работе с семьями и организациями как целостными структурами.

 

2. Гештальт подход к организации групповой работы

 

Гештальттерапия, как  известно, давно вышла за пределы  психотерапевтических кабинетов, поскольку  ее идеология основывается на общих  закономерностях взаимодействия живых  систем и окружающей их среды. Среди  фундаментальных гештальт-школ, работающих не только в терапевтическом контексте, но и с организационными системами, безусловно, можно, в первую очередь, назвать Кливлендский Гештальт Институт. Российские гештальт-центры пока оставили не слишком выраженный след в современной литературе по организационному развитию и консультированию - хотя работа с организациями во многих ведется достаточно интенсивно: Московский Институт Гештальта и Психодрамы, Восточно-Европейский Гештальт Институт, Московский Институт Гештальттерапии и Консультирования. Обратим внимание на некоторые методологические принципы, которые уже давно используются в гештальт-работе с группами..

1. Возможности  гештальт-подхода в групповой работе.   

Гештальт-идеология применима для анализа и практического взаимодействия с различными живыми системами: от индивидуальных организмов до «малых» и «больших» социальных «организмов» (небольших групп, организаций и больших сообществ). При этом, если на уровне индивидуального организма само понятие «гештальт» можно обозначить как « потребность организма в ее процессуальном развитии», то на уровне «социального организма» данное понятие скорее соотносится с « процессом жизнедеятельности» группы, организации, либо сообщества.  
    Строго говоря, само слово «гештальт» единственное «малосъедобное» для русскоязычного (впрочем, не только для такового) человека слово - остальные понятия достаточно просты, универсальны и понятны: организм (живая целостная система), среда (то, что окружает организм; то, что необходимо для его существования), граница (то, что отделяет организм от среды), контакт, (процесс взаимодействия организма со средой), потребность (дефицит в организме, побуждающий его взаимодействовать со средой для восстановления баланса жизнедеятельности) и т.д.    

 Такая простая система  понятий определяет первое преимущество гештальт-метода для групповой работы: язык метода неэзотеричен и доступен как специалистам, работающим в данной парадигме, так и всей группе, скоторой проводится гештальт-работа, что обеспечивает возможность реального диалога между субъектом профессиональной деятельности (гештальт-консультантом) и субъектами воздействия (членами группы).    

 Второе  преимущество заключается в том, что гештальт-метод как метод описания широкого круга живых систем обладает сильным потенциалом развития, поскольку практическое знание, полученное в любой из сфер теории и практики (биологии, психологии, психотерапии, педагогики, менеджмента, политологии) может быть быстро ассимилировано в смежных сферах.    

 Третье  преимущество состоит в том, что гештальт-метод прекрасно подходит для практического воплощения идей системного подхода и концепции поля, все больше становящимися актуальными в организационном консультировании.    

Предмет деятельности гешталь-оргконсультанта.    

Группа, рассматриваемая в гештальт-подходе как живая социальная система, может быть представлена гештальтисту через различные свои проявления (феномены):

-   морфологические (структура, строение группы с точки зрения уровней и содержания профессиональных позиций);

-      функциональные (способы личностно-деятельностных отношений);

- аксиологические (стратегические и оперативные целевые и ценностные установки);

- управленческие (система управления), информационные, финансовые,  
товарные (продукты деятельности) и др.

Любой из указанных аспектов, строго говоря, не специфичен для характеристики деятельности гештальтиста и является объектом деятельности для других специалистов: руководителей» менеджеров, финансистов, аналитиков.    

 Что же является фокусом  профессионального внимания для гештальт-специалиста? Специфическим объектом деятельности гештальт-оргконсультанта выступает Жизненное Поле Группы.

Жизненное поле группы    есть целостное поле конкретной группы, которое определяет и поддерживает жизненно-важные процессы в ней - конституирование оптимальной структуры и системы функционирования и развития; защиты границ и поддержку элементов группы; содержание и формы взаимодействия с другими внешними системами: создание основных продуктов деятельности группы и многое другое.  
    Направления Развития Жизненности Группы.    

Несколько упрощая ситуацию» сразу  отметим три основные направления  развития жизненности группы:

1) восстановление жизненности основных элементов группы;

2) синтез групповых потребностей;

3) поддержка реализации групповых и генеральной потребностей. 
       Первое, что я предлагается данной группе - проверить жизненное поле данной группы.     Для этого каждому участнику группы раздаю листочек бумаги, на котором он должен написать имя участника группы, который представляет для нее (для группы) ценность. После того, как все участники написали имя на своем листочке, они должны положить этот листок перед участником группы, чье имя там обозначено.

 Данная социометрическая  процедура, разумеется, приводит  к тому, что шестеро участников  группы получают по три-пять  листов (если обозначить в баллах - то получают 3-5 баллов по ценности)- в том числе и двое ведущих группы, три человека получают по два листка, шесть человек - по одному и... двенадцать человек не получают листков (то есть получают 0 баллов по своей ценности в группе),

Далее предлагается участникам поделиться своими переживаниями в связи с этим раскладом. Конечно, довольно быстро кто-то из группы говорит о «несправедливости» этой процедуры, поскольку был предоставлен только один выбор. Но рационализация про «кривую нормального распределения Гаусса» не сильно помогает участникам, не получившим группового признания в своей ценности.

Гештальттерапевт помогает группе осознавать, что независимо от предложенной процедуры выборов, половина группы была признана «неценной», и если «жизненное поле группы» при этом ощущается как нарушенное, то предлагает участникам это исправлять. В качестве модельного действия выдают группе три дополнительных чистых листка «из директорского фонда». Не признают выдачу дополнительных листков действительным, если инициативный член группы, берущий на себя смелость награждать кого-то листком, не объявляет группе и награждаемому в чем его конкретная ценность.  
    Довольно быстро при поддержке терапевта группа начинает различать, что в данной ситуации дефицита ценностей, некоторые недополучившие признания участники, начинают быть активными и стараются увеличить свой вклад в работу группы - и соответственно оцениваются группой, другие, наоборот, еще больше «выключаются» из группового процесса.

Информация о работе Гештальт-подход в организации групповой работы