Проектирование систем "человек-машина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

С развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который пользуется этими устройствами в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек — машина" (СЧМ).

Содержание

Введение
1. Средства отображения информации
2. Органы управления или средства ввода информации
3. Рабочее место оператора
4. Оптимизация систем "человек - машина"
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готово проектирования СЧМ контрольна робота.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ  рабочего места оператора, также важен при проектировании и оптимизации систем "человек - машина".

 

 

 

4. Оптимизация систем "человек - машина"

Можно выделить общую схему инженерно-психологического проектирования (см. Основы… , 1986. С. 196-346):          

1. Анализ характеристик объекта  управления: анализ статистических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы.          

2. Распределений функций между  человеком и техникой: анализ  возможностей человека и техники; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности.           

3. Распределение функций между  операторами: выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте; организация связи между операторами.           

4. Проектирование деятельности конкретного оператора: определение структуры и алгоритма деятельности; определение требований к характеристикам человека (ПВК); определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности.           

5. Проектирование технических средств  деятельности операторов: синтез информационных моделей; конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места.          

6. Оценка системы "человек - машина": оценка рабочего места и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы в целом.

Различными авторами предлагаются и иные варианты оптимизации систем "человек - машина". Например, Д. Босман разрабатывает системный подход к проектированию социотехнических систем (см. Леонова, Чернышева, 1995. С. 39-60). Д. Босман пишет: "Социо-технические системы представляют собой некоторую совокупность технических средств, процедур и правил, выполняющих заданную работу под управлением и контролем человека" (Там же. С. 39).

Само системное проектирование предполагает (по сравнению с более простым проектированием), что:

    • разработка простых систем ("технология операциональной разработки") осуществляется через постепенное увеличение функций и проверки эффективности на основе опыта;
    • для более сложных систем более адекватным является подход под названием "компьютерная метафора". В основе - разделение целого на части, которые еще способны воспринимать управляющие воздействия оператора (т.е. основная функция разбивается на подфункции) - все это еще на этапе анализа (выделения подфункций). На этапе синтеза (собственно проектирования) - акцент на внедрение, где необходим постоянный контроль за эффективностью нововведений - частые повторы, пробы ("повторение - основа проектирования");
    • основные этапы процесса разработки и проектирования сложных систем: исследование; анализ и планирование; техническое проектирование; испытания; введение в эксплуатацию.

Важным для проектирования различных социотехнических систем является учет индивидуальных характеристик оператора. Традиционно многие авторы используют схему составления индивидуальных характеристик оператора, предложенную Хопкиным (см. Леонова, Чернышева, 1995, с.55). Для оценки особенностей оператора в данной схеме выделяются 15 групп характеристик:

    • Биографические данные: возраст, пол, национальность, опыт работы, выполняемая ранее работа.
    • Физические и физиологические характеристики: здоровье, физическая сила, выносливость, стрессоустойчивость.
    • Требования к сенсорным системам (включая "интермодальное взаимодействие").
    • Требования к когнитивным процессам: скорость, точность, способность к опознаванию в различных сенсорных модальностях.
    • Требования к обработке информации.
    • Требования к психомоторике: мышечная координация, ловкость, манипулятивные способности, реакция на стимул.
    • Требования к семантическим системам: умение говорить и понимать речь, беглость речи, ясность выражения мысли.
    • Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические суждения.
    • Требования к образованию: базовое и квалификационное образование, дополнительная квалификация, последнее достижение, посещение курсов переподготовки, планы на будущее в области образования.
    • Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура; вербальные, числовые, пространственные, механические способности и склонности; умение учиться на ошибках, способность не обращать внимания на обиды.
    • Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций; перцептивные, интеллектуальные, психомоторные функции; целеполагание.
    • Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки.
    • Социальные требования: способность работать в команде, такт, готовность к лидерству, мораль, отношение к руководству и подчиненным.
    • Мотивация и интересы: поведение, потребность в сложных задачах, готовность прилагать дополнительные усилия в работе.
    • Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость, устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс и скуку.

Чем принципиально отличается эргономическое (инженерно-психологическое) проектирование от любого другого вида проектирования, например, от инженерного проектирования? - Е.Б. Моргунов выделяет два таких основных отличия:

    • при эргономическом проектировании "производится тщательный анализ не только прототипного устройства или программного комплекса, но и прототипной деятельности пользователя";
    • перед тем, как писать программу, имеет смысл сопоставить режимы, в которых выполняет работу специалист, и их усовершенствование в ходе исторического развития профессии.

Все это предполагает постоянное совершенствование проектируемых комплексов в сотрудничестве психолога-эргономиста с пользователем - по принципу: "чем раньше будет исправлена ошибка, тем качественнее станет конечный продукт" (Моргунов, 1994. С. 185-186).

Таким образом, я считаю, системный подход к проектированию социотехнических систем наиболее результативным, так как он учитывает индивидуальные характеристики оператора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации, органы управления или средства ввода информации, рабочее место оператора.

В данной работе были изучены основные и перспективные подходы в совершенствовании средств отображения информации.

По моему мнению, перспективные подходы в совершенствовании средств отображения информации являются наиболее эффективными подходами, так как учитывают большее количество факторов влияющих на систему «человек-машина».

Кроме того, были исследованы требования к отдельным типам органов управления, к совместному расположению индикаторов и органов управления, к системам ввода информации (к клавиатурам).

Так же в данной работе был проведен анализ  рабочего места оператора, который важен при проектировании и оптимизации систем "человек - машина".

В данной работе были рассмотрены варианты оптимизации систем "человек - машина". Я считаю, системный подход к проектированию социотехнических систем наиболее результативным, так как он учитывает индивидуальные характеристики оператора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание / Философия образования для ХХI века / Под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. С. 87-104.
  2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
  3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.
  4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.:Политиздат, 1984. 320 с.
  6. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
  7. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
  8. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. 272с.
  9. Основы инженерной психологии. Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
  10. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.
  11. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.
  12. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.

 

 


 



Информация о работе Проектирование систем "человек-машина"