Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:22, реферат

Краткое описание

Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.
Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.
Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в школе. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. 
 
Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся именно на классного руководителя. Для учителя не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители. 
 
Традиционно в школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы усреднения личности, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. 
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.  
 
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.  
 
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя. 

 
 
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.  
 
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.  
 
 
Классный руководитель и педагогический коллектив. Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. 

 
 
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.  
 
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.  
 
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.  

Классному руководителю 

 
-целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.  
 
-полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.  
 
 
Классному руководителю необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности. 
 
Классный наставник обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества,  привели  к    формированию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина,  определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.1

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками с учетом возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана рабочие внеучебные программы.

 В рамках реализации подготовительного  этапа, предполагающего проведение анкетирования родителей по вопросу желаемых направлений занятости детей в рамках вариативной части учебного плана и составление первоначального варианта расписания занятий, были выявлены следующие противоречия:

  • между ограниченностью запросов родителей и обязательным набором направлений внеурочной деятельности;
  • между возможностями образовательного учреждения в предоставлении всего многообразия видов занятий и потребностями учебного плана;
  • между выбором учащихся и их родителей и максимально допустимой нагрузкой учащихся первых классов.

Работа над разрешением данных противоречий выявила проблему: отсутствие координирующего звена в системе работы по организации внеурочной деятельности в классе.

Отсюда вытекает цель работы: обоснование значимости роли классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся и создание  программы его действий для успешной координации усилий всех участников образовательного процесса.

Поставленная цель потребовала решения ряда задач:

  • проанализировать требования ФГОС и методическую литературу по вопросу организации внеурочной деятельности;
  • сформулировать этапы процесса организации внеурочной деятельности;
  • раскрыть содержание каждого этапа деятельности;
  • определить функции классного руководителя на каждом этапе.

На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап (май –  сентябрь)

а) Проведение анкетирования родителей будущих первоклассников. В результате были выявлены  желаемые направления внеурочной деятельности:

- занятия музыкой, танцами;

- занятия спортом; т.д.

б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности.

Учителя школы предлагают  программы кружковых занятий:

- «Инфознайка», «Разноцветный мир», «Серебряные нотки» (учителя-предметники);

- «Детская риторика», «Мир вокруг  тебя», «Хочу все знать», «Послушные  звуки» (учителя начальных классов).

в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования.

Привлекаются  специалисты Детского Дома Творчества, ДЮКФП, художественной школы, которые предложили вести следующие кружки: «Разноцветная радуга», «Танцевальная студия», «Подвижные игры», «Познай себя», «Театральная студия».

 г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание, на котором проходит презентация всех программ внеурочной деятельности.

В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.

д) Так как внеурочная деятельность включает  в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.

е) Обработав результаты выбора, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывается, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого просчитывается нагрузка на каждого ученика.

ж) Для каждого обучающего составляется индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.

2. Основной этап (октябрь – апрель)

 Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.

Классный руководитель ведет  «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью»,  в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают кружки по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к  организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе.   Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в «Журнале учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Наряду с функцией контроля важна функция организации, которая предполагает:

во-первых,  совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения. Так, например, при проведении праздника «Здравствуй, рыженькая осень!»   стихи рассказывают учащиеся, посещающие кружки «Детская риторика» и «Послушные звуки», участники кружка «Серебряные нотки» исполняют «Осеннюю песенку», ребята из театральной студии показывают сказку и т.д.

Информация о работе Психология общения