Стили воспитания

Дата добавления: 25 Мая 2013 в 23:44
Автор работы: k*************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать в ZIP архиве (37.58 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

курсовая.docx

  —  39.89 Кб

1. Сфера искусства «человек - художественный  образ».

2. Сфера технических интересов  «человек - техника».

3. Сфера работы с людьми «человек - человек».

4. Сфера умственного труда –  склонность к умственной деятельности.

5. Сфера физического труда –  склонность к подвижной (физической) деятельности.

6. Сфера материальных интересов  - производство и потребление  материальных благ.

Методика включает в себя 30 вопросов, на каждый вопрос есть 2 варианта ответа (см. приложение 1).

 

2.2 Анализ результатов исследования

На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.

По результатам методики «Оценка  сферы профессиональных предпочтений учащихся» в различных сферах деятельности распределились следующим  образом:

выбор старшеклассников, обучающихся  в гуманитарном профильном классе:

35% (7 человек) предпочли сферу  искусства; 

5% (1 человек) предпочли сферу  технических интересов 

25% (5 человек) предпочли сферу  умственного труда;

15% (3 человека) предпочли физический  труд;

20% (4 человека) предпочли сферу материальных  интересов;

Ни один ученик не предпочитает сферу  работы с людьми.

(Первичные данные представлены  в приложении 2) Для большей наглядности  представлена диаграмма: (см. рис 1.)

Рис. 1

 

где, 1 – сфера искусства, 2 –  сфера технических интересов, 3 –  сфера работы с людьми, 4 – сфера  умственного труда, 5 – сфера физического  труда, 6 – сфера материальных интересов.

выбор старшеклассников, обучающихся  в гуманитарном профильном классе:

10% (2 человека) предпочли сферу искусства;

15% (3 человека) предпочли сферу технических интересов;

5% (1 человек) предпочли сферу работы с людьми;

20% (4 человека) предпочли сферу умственного труда;

10% (2 человека) предпочли физический труд;

40% (8 человек) предпочли сферу  материальных интересов 

(Первичные данные представлены  в приложении 3)

Для большей наглядности представлена диаграмма: (см. рис. 2)

Рис. 2

 

где, 1 – сфера искусства, 2 –  сфера технических интересов, 3 –  сфера работы с людьми, 4 – сфера  умственного труда, 5 – сфера материальных интересов.

Старшие подростки, обучающиеся в  профильном классе с гуманитарным уклоном, в основном предпочли сферу искусств и сферу умственного труда. Данный выбор обуславливается тем, что  данный профиль с гуманитарным уклоном  направлен на развитие духовной, умственной и общественной деятельности и именно на эти сферы деятельности акцентируется  обучение. Профессии данного типа (профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической  деятельностью) как нельзя лучше  подходят к учащимся в данном профиле. Учащиеся данного профиля обычно отличаются оригинальностью и собственной  независимостью. Старшие подростки, обучающиеся в профиле с математическим уклоном, в основном предпочли сферу  материальных интересов и сферу  умственного труда. Выбор сферы  материальных интересов можно объяснить  тем, что на профессии данного  типа (бухгалтер, экономист) в основном акцентируется внимание учащихся этого  профиля. Так же от человека профессии  данного типа требуют собранности, аккуратности и логичности мышления.

Выбор сферы умственного труда  обуславливается тем, что ученикам интересны профессии связанные  с научной деятельностью. Данные профессии требуют от учеников собранности, а так же они (профессии) отличаются наличием аналитического склада ума, рациональностью  и независимостью собственных суждений. Так как данная сфера была выбрана  учениками обоих классов –  это можно объяснить тем, что  их интересы направлены на развитие своих  познавательных способностей.

Для большей достоверности вывода, мы исследуем уровень значимости различий между выборками с использованием математической обработки данных с  помощью T-критерия Стьюдента. Данная обработка  будет проводиться по каждой шкале.

Шкала сферы искусств.

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере искусств между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере искусств между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 4) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 4 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н0 о том что различия в сфере искусств в разных профильных классах случайны. Это можно объяснить тем, что у учащихся данного возраста интерес к творческой сфере носит ситуативный характер, и не всегда устойчив.

Шкала сферы технических  интересов.

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере технических интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере технических интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 5) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 5 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере технических интересов в разных профильных классах не случайны. Это можно объяснить тем, что ученики физико-математического профильного класса больше интересуются данной сферой, чем ученики гуманитарного профильного класса.

Шкала интереса работы с  людьми

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере работы с людьми между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере работы с людьми между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 6) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 6 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере работы с людьми в разных профильных классах не случайны. Это можно объяснить тем, что в классе с гуманитарным профилем ни один человек не выбрал данную сферу. Возможно, это связано с отсутствием престижа у профессий данной сферы.

Шкала сферы умственного  труда

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере умственного труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере умственного труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 7) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 7 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере умственного труда в разных профильных классах не случайны. Возможно, это связано с тем, что учащиеся гуманитарного профиля проявляют больший интерес к исследовательской и научной деятельности, чем учащиеся физико-математического профиля.

Шкала сферы физического  труда

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере физического труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере физического труда между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 8) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 8 можно сказать, что подтверждается гипотеза Н0 о том что различия в сфере физического труда в разных профильных классах случайны. Скорее всего, это связано с тем, что проявление интереса к данной сфере носит лишь ситуативный характер.

Шкала материальных интересов

Для этого нами были составлены нулевая и альтернативная гипотезы.

Н0: различия в сфере материальных интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются случайными

Н1: различия в сфере материальных интересов между физико-математическим и гуманитарным профилем являются не случайными.

В таблице (см. приложение 9) находятся результаты вторичной обработки данных. По результатам, представленным в приложении 9 можно сказать что, подтверждается гипотеза Н1 о том что различия в сфере умственного труда в разных профильных классах не случайны.

В результате проведенной математической обработки данных, можно сказать, что подтвердились 4 из 6 представленных гипотез, а именно: различия в сфере  технических интересов, сфере работы с людьми, в сфере умственной деятельности и в сфере материальных интересов. Таким образом, можно сказать, что  учащиеся данных профильных классов  осознанно интересуются данными  сферами деятельности и целенаправленно  выбрали интересующий их профиль. Так  же не подтвердились 2 из 6 представленных гипотез: сфера искусств и сфера  физического труда. Можно сказать, что данными сферами деятельности учащиеся профильных классов интересуются случайно, то есть они не заинтересованы в выборе профессии данного типа.

Таким образом, гипотеза нашей курсовой работы: у старших подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются: у учеников математического профиля профессиональные интересы связаны с экономической сферой, а учеников гуманитарного профиля – с творческой деятельностью.

 

ВыводЫ ПО II главе

По результатам исследования, можно  сделать вывод, что учащиеся, обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем, то есть учащиеся, обучающиеся в физико-математическом классе выбирают профессии связанные с экономической сферой, а старшие подростки, обучающиеся в гуманитарном классе выбирают профессии связанные с искусством. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию. Эти учащиеся знают свои склонности, способности и интересы, и учитывают их при выборе профессии.

По результатам исследования старшеклассников, обучающихся в профильных классах  с физико-математическим и гуманитарным уклоном, получились следующие результаты.

Старшие подростки, обучающиеся в  профильном классе с гуманитарным уклоном, в основном предпочли сферу искусств и сферу умственного труда. Данный выбор обуславливается тем, что  данный профиль с гуманитарным уклоном  направлен на развитие духовной, умственной и общественной деятельности и именно на эти сферы деятельности акцентируется  обучение. Профессии данного типа (профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической  деятельностью) как нельзя лучше  подходят к учащимся в данном профиле. Учащиеся данного профиля обычно отличаются оригинальностью и собственной  независимостью. Старшие подростки, обучающиеся в профиле с математическим уклоном, в основном предпочли сферу  материальных интересов и сферу  умственного труда. Выбор сферы  материальных интересов можно объяснить  тем, что на профессии данного  типа (бухгалтер, экономист) в основном акцентируется внимание учащихся этого  профиля. Так же от человека профессии  данного типа требуют собранности, аккуратности и логичности мышления.

Выбор сферы умственного труда  обуславливается тем, что ученикам интересны профессии связанные  с научной деятельностью. Данные профессии требуют от учеников собранности, а так же они (профессии) отличаются наличием аналитического склада ума, рациональностью  и независимостью собственных суждений. Так как данная сфера была выбрана  учениками обоих классов –  это можно объяснить тем, что  их интересы направлены на развитие своих  познавательных способностей.

Практические рекомендации для  старших подростков:

  • расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
  • убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
  • практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка;
  • дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей курсовой работе, посвященной  сравнительный анализу профессиональных интересов подростков обучающихся  в разных профильных классах были рассмотрены понятия интерес, профессиональный интерес, профильное обучение, гуманитарный профиль, физико-математический профиль. Изложение материала сосредоточено на общих вопросах понятий интерес, профессиональный интерес и профильное обучение. В частности были представлены определения интереса Маклакова А.Г., Р. В. Перри, Рубинштейна С. Л., профессионального интереса - Кревневич В. В., Рубинштейна С. Л. Также были выделены существенные аспекты в развитии интересов подростка: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов.

Были выделены три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда.

Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда).

Третий уровень развития профессионального  интереса - когда интерес к профессии  перестает в общую профессиональную направленность личности.

Краткое описание
Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение