Стресс и стрессоустойчивость

Дата добавления: 11 Декабря 2011 в 11:14
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать в ZIP архиве (21.08 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

Реферат по психологии.doc

  —  83.00 Кб

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Понятие стресса и стрессоустойчивости …………………………..4

    1.1. Типы стрессоустойчивости……………………………………...5

2.Причины и признаки стрессового напряжения…………………....7

3.Методы повышения стрессоустойчивости………………………..10

ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В нашем современном мире, для того чтобы быть постоянно деятельным и полезным субъектом непременно нужно быть не только в хорошей  физической форме, но также не менее важно находиться и в здоровой психологической форме. В нижеследующей работе мы рассмотрим такой вопрос как "разработка и роль тренингов стрессоустойчивости менеджеров в организациях". Работа менеджера неизменно связана с окружающим его активным миром: вверенными ему подчинёнными, клиентами, вышестоящим начальством и т.д. Постоянные отношения между разными иерархическими ступенями несут за собой опасность нарушения внутреннего психологического равновесия, и, как следствие, менеджер, не имеющий должной закалки, рискует оказаться в стрессе. Ну, а, находясь в стрессовом состоянии, как мы все понимаем, человек не в состоянии грамотно и точно отслеживать свою и чужую работу. Коль скоро у нас пойдёт речь о менеджерах, нужно определить, действительно ли стресс опасен для людей, занимающихся управлением? Ведь менеджер обязан быть не просто в какой-то степени волевым человеком, но и коммуникабельным, "объединяющим" звеном в системе организации. В стрессовом состоянии такое важное звено может очень сильно повредить налаженной работе, либо ещё больше усугубить незавидное положение дел в компании. Из этого всего следует, что внутренний психологический мир менеджера также много важен, как и его физическое здоровье. Таким образом, мы определили актуальность и важность нашего исследования.

    Целью исследования мы сделаем попытку  определиться в том, что методы повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации - полезнейшая профилактическая работа, которая рекомендуема всем организациям, для которых важна забота о своих сотрудниках. 

1.Понятие стресса и стрессоустойчивости

    Стресс  – состояние напряжения, возникающее  при несоответствии приспособительных  возможностей величине действующей  на человека нагрузки, вызывающее активацию  и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. 
        Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает"нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.

    О самом понятии стрессоустойчивости  человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья." Стрессоустойчивость, как данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности. Многими специалистами доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не только физическое здоровье страдает от несостоятельной "психологической формы" человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физической подготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание - всё это является крепкими составляющими в таком щите от стрессов, как стрессоустойчивость.

1.1. Типы  стрессоустойчивости

 

    Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

    Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

  • стрессонеустойчивые;
  • стрессотренируемые;
  • стрессотормозные;
  • стрессоустойчивые.

«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

2. Причины и признаки стрессового напряжения

    Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может  быть вызван факторами, связанными с  работой и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка  или слишком малая рабочая  нагрузка, т.е. задание, которое  следует завершить за конкретный  период времени. 

Работнику просто поручили непомерное количество заданий  или необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей  возникает тогда, когда к работнику  предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей  может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей  может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может  почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

3. Неопределенность  ролей.

Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная  работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справитесь с ней.

Стресс может  возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Методы повышения стрессоустойчивости 

1. Релаксационные техники       

 Обширная  группа техник, которые обучают  человека правильному расслаблению как на телесном (мышечном), так и на эмоциональном уровне. Аутотренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, групповые и индивидуальные техники психической саморегуляции, методы ускоренного восстановления работоспособности и оптимизации функционального состояния, применяемые в авиационной и спортивной медицине. Данные методики достаточно просты в освоении и предполагают регулярное применение в повседневной жизни человека.   

2. Дыхательные техники                                    

  Обучение управлению эмоциональным состоянием проводится с использованием определенных типов дыхания. (Например, глубокое диафрагмальное дыхание с удлиненным выдохом  приводит организм в комфортное расслабленное состояние всего за  3-5 минут). Существует большое количество восточных дыхательных практик (Цигун, Пранаяма и др.), которые предлагают практикующему целостный подход к своему телесному и духовному развитию. Целый ряд эффективных направлений использует дыхательные техники для отреагирования подавленных отрицательных эмоций, психотравм (холотропное дыхание,  ребефинг, динамические медитации Ошо и др.).  

3. Психокоррекционные  методики, использующие  специальные приборы  и оборудование                                             

 В  настоящее время используется достаточно много физиотерапевтического оборудования для повышения стрессоустойчивости и релаксации. Основной смысл использования подобных приборов – в обучении организма «полезным» функциональным состояниям и стимуляции естественных процессов адаптапции организма.

  •   Методики биологической обратной связи (БОС) – целый класс приборов, использующий замечательный принцип: человек может научиться управлять практически любой функцией своего организма, если он может ее заметить (увидеть на экране компьютера, услышать в виде звука и т.п.). Происходит одновременное отслеживание физиологических параметров (например, активности головного мозга - ЭЭГ  или кожно-гальванической реакции – КГР, которые косвенно свидетельствуют о психо-эмоциональном напряжении) и предъявление пациенту этих параметров в наглядной форме. Затем с помощью специальных упражнений или в игровой форме  пациент учиться управлять данным параметром. Данные технологии активно развиваются, становятся все доступнее. На принципах БОС построены специальные игровые программы – mental games, которые становятся все более популярными даже не с лечебными, а с развлекательными и развивающими целями.
  •   Методики транскраниальной электростимуляции (ТЭС) – класс приборов, которые направлены на усиление естественной выработки эндорфинов в гипоталамо-гипофизарной области головного мозга, что приводит к возрастанию общей адаптивности организма, усилению регенеративных и репаративных процессов и, в частности, повышению стрессоустойчивости организма. Стимуляция осуществляется микротоками определенной интенсивности и формы, что субъективно может ощущаться пациентом как чувство легкого покалывания или вибрации. Данные методики уже успешно применяются в наркологии, дерматологии, акушерстве и других клинических областях в качестве дополнительного метода лечения.
  • Методики, направленные на изменение волновой активности головного мозга – обширная группа методик, ориентированная на обучение достижения релаксационных состояний посредством снижения волновой активности мозга до уровня гамма- и тета-волн. Обычно это осуществляется с помощью прослушивания определенных звуковых стимулов (бинауральная терапия, слуховая терапия Томатиса, музыкотерапия и др.) или зрительной стимуляции (световые мелькания в релаксационных очках).  
Страницы:12следующая →
Краткое описание
Целью исследования мы сделаем попытку определиться в том, что методы повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации - полезнейшая профилактическая работа, которая рекомендуема всем организациям, для которых важна забота о своих сотрудниках.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Понятие стресса и стрессоустойчивости …………………………..4
1.1. Типы стрессоустойчивости……………………………………...5
2.Причины и признаки стрессового напряжения…………………....7
3.Методы повышения стрессоустойчивости………………………..10
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16