Особенности банкротства сельскохозяйственных организа¬ций и предприятий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Специфика финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций обусловлена действием следующих факторов:
- сезонный, цикличный характер производства;
- повышенный риск и достаточно протяженный временной период производства сельскохозяйственной продукции, характеризующийся зависимостью урожайности растений и продуктивности животных от природных факторов (засухи, морозов, стихийных бедствий и т. д.), что затрудняет прогнозирование (даже на 2-3 года) возможности восстановления платежеспособности организации;
- разнообразие сельскохозяйственного бизнеса, обусловленное многоотраслевой специализацией производства в животноводстве и растениеводстве и др.;
- более низкая по сравнению с другими отраслями экономики норма накопления капитала;

Содержание

1. Специфика сельскохозяйственных организаций 3
2. Меры государственной политики, направленные на улучшение финансового положения сельскохозяйственных организаций 5
3. Субъективные причины применения к сельскохозяйственным организациям процедур банкротства 6
4. Практика применения процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций 10
5. Основные пути решения проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций 18
6. Анализ ключевых мер, обеспечивающих успешное проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций 23
7. Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ЛЕНЫ!!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этим, очевидно, у  арбитражного управляющего нет реальных стимулов к досрочному завершению утвержденных арбитражным судом сроков процедуры банкротства, тем более – к успешному их завершению. В противном случае от арбитражного управляющего требовалось бы проявить максимум своих организаторских и управленческих способностей и усилий, и все это во имя досрочного прекращения своих полномочий и, как следствию, к утрате источника своего дохода.

В этой связи для профессионального  внешнего управляющего наиболее эффективной  стратегией антикризисного управления предприятием становится следующая схема:

В период наблюдения – установить сколько-нибудь обоснованные предпосылки  возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника, обоснование  необходимости введения в отношении  неплатежеспособной организации процедуры внешнего управления.

В период внешнего управления – разработка убедительного плана внешнего управления, выполнение которого обещает восстановление платежеспособности предприятия по окончанию срока внешнего управления (18 месяцев с возможностью продления еще на шесть), определенного арбитражным судом.

В преддверии окончания установленного арбитражным судом срока внешнего управления – обосновать причины  недостижения поставленных планом внешнего управления целей восстановления платежеспособностей должника, внести изменения в план внешнего управления, внести на повестку дня собрания кредиторов вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления.

В преддверии окончания продленного  арбитражным судом срока внешнего управления подготовить отчет о невозможности восстановления платежеспособности предприятия, о невозможности удовлетворения требований конкурсных кредиторов, ходатайствовать в арбитражный суд о прекращении процедуры внешнего управления и открытии в отношении предприятия-должника процедуры конкурсного производства.

Следует отметить имеющиеся в Федеральном  законе«О несостоятельности (банкротстве)»  положения об особенностях продажи  имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации (ст. 179).

В соответствии с положениями Федерального закона, при продаже имущества  и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации  арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.

Однако на практике реализация данного положения Закона становится практически невозможной – из-за уже упоминавшихся проблем с отсутствием государственной регистрации на земельные участки и объекты недвижимости, находящиеся в составе имущественного комплекса сельскохозяйственной организации.

В процессе внешнего управления арбитражный  управляющий всегда может сослаться  на план внешнего управления, предусматривающий  восстановление платежеспособности предприятия  за счет внутренних резервов, без реализации имущественного комплекса предприятия. Реализацию же в процессе внешнего управления наиболее ликвидного имущества сельскохозяйственной организации можно убедительно обосновать насущной необходимостью погашения текущих финансовых обязательств организации-должника.

Учитывая, что, в соответствии с положениями Федерального закона«О несостоятельности (банкротстве)», срок процедуры внешнего управления в отношении сельскохозяйственного предприятия может составлять до 24 месяцев, общая продолжительность сроков проведения процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство) может длиться до 4-х лет и более.

Расходы на обеспечение оплаты труда  арбитражного управляющего, оплату услуг  привлеченных специалистов, оплата иных расходов, связанных с обеспечением процесса управления предприятием-банкротом за этот период могут составлять сумму от 1,0 млн. руб. до 3,0 млн. руб. и выше.

Учитывая, что за счет имущества  должника также производится оплата расходов на обеспечение текущей  хозяйственной деятельности предприятия, а так же расходы на государственную регистрацию находящегося на балансе предприятия имущества, речь не может идти не только о восстановлении платежеспособности предприятия, но и об удовлетворении денежных требований кредиторов третьей очереди.

Таким образом, в процессе внешнего управления не только не достигается цель-«максимум» - восстановление платежеспособности предприятия-должника, но и гораздо более узко сформулированная задача - удовлетворение денежных требований конкурсных кредиторов.

К моменту введения на предприятии конкурсного производства все ликвидные виды имущества уже реализованы, и средства от их реализации направлены на погашение текущих платежей и, в лучшем случае, на удовлетворение денежных требований кредиторов первой и второй очереди.

На данной стадии процедуры банкротства  конкурсный управляющий приступает к выполнению минимальной своей  задачи – завершению конкурсного  производства и ликвидации предприятия-должника.

5. Основные пути решения  проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций

Опыт применения в отношении  сельскохозяйственных организаций  процедур банкротства убедительно  показывает, что процесс восстановления платежеспособности и оздоровления экономики предприятий с применением  этого механизма крайне неэффективен.

Между тем, последствия проводимых в отношении сельскохозяйственных организаций процедур банкротства имеют большое негативное значение для социально-экономической жизни отдельных сельских населенных пунктов, местностей, а зачастую и целых районов.

В случае широкомасштабного применения к предприятиям отрасли сельского хозяйства комплекса процедур банкротства, подобного рода негативные последствия могут быть характерны для целых регионов Российской Федерации.

Это обуславливает государственный  масштаб существующей проблемы.

Возможности государственных органов  по активному участию в процессе банкротства сельскохозяйственных предприятий в настоящее время  существенно ограничены.

Предпринимаемые Министерством сельского  хозяйства Российской Федерации  и администрациями отдельных субъектов Российской Федерации меры по организации в базовых учебных заведениях сельскохозяйственного профиля краткосрочные курсы подготовки арбитражных управляющих, к сожалению, не смогли решить проблему обеспечения процессов арбитражного управления сельскохозяйственными предприятиями квалифицированными кадрами.

В основном меры влияния государственных  органов власти на процессы банкротства  ограничиваются случаем, когда эти  органы выступают в качестве конкурсного  кредитора неплатежеспособной сельскохозяйственной организации. В этом случае имеющаяся задолженность сельскохозяйственной организации перед государственным органом власти может быть использована последним в качестве действенного инструмента его участия в процессе арбитражного управления предприятием.

Еще одним инструментом влияния  государственных органов власти на процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций является заключение ими  соглашений о сотрудничестве с саморегулируемыми  организациями арбитражных управляющих.

В настоящее время основные и наиболее эффективные инструменты государственного регулирования процесса сохранения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий базируются на принципе предупреждения и предотвращения случаев возбуждения в отношении них процессов банкротства.

На решение проблемы неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий, повышения  экономической эффективности их хозяйственной деятельности направлены различные формы бюджетной поддержки, в том числе безвозмездное  субсидирование производства отдельных видов товарной продукции, субсидирование затрат на приобретение отдельных видов материально-технических ресурсов. К этим мерам можно отнести и различные программы предоставления сельскохозяйственным организациям бюджетных кредитов, предусматривающих льготные, по сравнению с коммерческими кредитами, условия их погашения.

Важным инструментом предотвращения процесса массового банкротства  сельскохозяйственных предприятий  является реализация Федерального закона от 09.07.2002г № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2003г № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Данным Федеральным законом  установлены правовые основы и условия  реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения  их финансового состояния до применения процедур банкротства.

В целях реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации была создана Федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В каждом из субъектов Российской Федерации создана территориальная комиссия, в компетенции которой находится рассмотрение вопроса о включении сельскохозяйственных организаций в процедуру финансового оздоровления, определяющую условия необходимые о предоставлении права на реструктуризацию долгов.

В случае если сельскохозяйственная организация имеет признаки банкротства, но еще не возбуждено дело в арбитражном  суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Следует отметить, что участие сельскохозяйственного  предприятия в процедуре финансового  оздоровления не является гарантией  в том, что в отношении него не будет применена процедура банкротства.

В соответствии с положениями Федерального закона, право на реструктуризацию задолженности сельскохозяйственной организации предоставляется один раз. При этом для вступления в  программу реструктуризации сельскохозяйственной организации необходимообеспечить уплату в полном объеме в течение 1 месяца текущих налоговых платежей до момента принятия территориальной комиссией решения о предоставлении права на участие в программе.

Предприятия, не сумевшие выполнить необходимые требования и по этой причине не вошедшие в процедуру финансового оздоровления, автоматически попадают в категорию потенциальных банкротов. А те сельскохозяйственные товаропроизводители, кто принял участие в программе реструктуризации, но не смог выполнить условия заключенного соглашения по рассроченному погашению реструктурированной задолженности, потеряли право на льготное погашение задолженности. Принять участие в программе финансового оздоровления повторно, согласно нормам Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», у них нет права.

Следует отметить несколько перспективных  с организационной и экономической  точки зрения мероприятий, которые  могли бы принести свой результат  в процессе реорганизации сельскохозяйственного предприятия, находящегося в стадии банкротства (внешнего управления).

Одним из направлений выхода из критической  ситуации для ряда сельскохозяйственных предприятий может стать их реструктуризация. В этом случае под реструктуризацией понимается структурная перестройка сельскохозяйственной организации в целях обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов и создания комплекса бизнес-единиц, жизнеспособных в нынешних условиях.

Реструктуризация в рассматриваемом контексте включает в себя создание на базе сельскохозяйственного предприятия одного или нескольких юридических лиц, а также создание сельскохозяйственных организаций на базе земельных долей и имущественных паев, собственниками которых являются учредители (участники) сельскохозяйственных предприятий и (или) работники данной организации.

Для сельскохозяйственных предприятий, к которым применена процедура  внешнего управления, прежде всего, могут  использовать следующие формы реструктуризации (организационно-правовой аспект):

- преобразование в иную организационно-правовую  форму юридического лица;

- создание новых юридических  лиц на базе имущества сельскохозяйственного  предприятия, в том числе с  применением ускоренных процедур  банкротства; 

- создание новых юридических лиц различных организационно-правовых форм на базе земельных долей и имущественных паев учредителей (участников) и (или) работников сельскохозяйственного предприятия.

С помощью одного или нескольких их предложенных способов реструктуризации неплатежеспособного предприятия становится возможно (экономический аспект):

- формирование самостоятельных  малых предприятий, специализирующихся  на производстве продукции растениеводства  путем объединения земельных  долей и имущественных паев 

- свертывание производства в общественном секторе животноводства и развитие его в личных подсобных хозяйствах бывших работников предприятия;

- кооперация малых предприятий  и личных подсобных хозяйств  в обеспечении животных кормами; 

- кооперация объектов перерабатывающей отрасли с вновь созданными малыми предприятиями;

- аренда малыми предприятиями  основных производственных фондов  с последующим выкупом у предприятий-банкротов; 

Информация о работе Особенности банкротства сельскохозяйственных организа¬ций и предприятий.