Особенности формирования конкурентной стратегии аграрных формирований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:57, реферат

Краткое описание

Рыночные преобразования ставят принципиально новые проблемы и задачи перед всеми хозяйствующими субъектами отечественной экономики и прежде всего в отношении формирования нормальной конкурентной среды. Конкуренция создает условия для развития более эффективных форм хозяйствования, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате обострения конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы в целом, определяются виды и способы производства, уровень издержек.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Формирование конкурентной среды отечественного агропродовольственного рынка ………………………………………………………………………………...…..4

2. Влияние конкурентных стратегий на развитие предприятий АПК ………..……...7

Заключение ……………………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат планирование.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление. 

 

Введение………………………………………………………………………………….3

 

1. Формирование конкурентной среды отечественного агропродовольственного рынка  ………………………………………………………………………………...…..4

 

2. Влияние конкурентных стратегий на развитие предприятий АПК ………..……...7

 

Заключение ……………………………………………………………………………..13

 

Список литературы……………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Рыночные преобразования ставят принципиально новые проблемы и задачи перед всеми хозяйствующими субъектами отечественной экономики и прежде всего в отношении формирования нормальной конкурентной среды. Конкуренция создает условия для развития более эффективных форм хозяйствования, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате обострения конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы в целом, определяются виды и способы производства, уровень издержек. Хозяйственная практика последних лет показывает, что сложность проблем выхода из кризиса определяется не только отсутствием опыта рыночной деятельности в новых условиях, сколько слабой диагностикой конкурентных условий и невозможностью соответствующего их регулирования. До сих пор нет проработанной концепции формирования и развития конкурентной среды в условиях реформирования экономики, методических разработок по рациональному планированию маркетинговой деятельности в АПК, методики оценки потенциала конкурентоспособности предприятий и их товаров. Эти обстоятельства имеют своим следствием крупные просчеты в стратегиях аграрной и продовольственной политики государства, регионов и серьезное обострение экономических и социальных противоречий в среде рыночных операторов и покупателей. Значение теоретических, методологических и практических аспектов формирования конкурентного потенциала возрастает еще и потому, что в аграрном секторе экономики традиционно сложно реализуются антикризисные программы, поскольку нет должной оценки влияния социально-экономических преобразований в АПК на конкурентную деятельность предприятий. Это приводит к тому, что все еще не сбалансированы интересы переработчиков, посредников, сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции.

Проблемами  конкуренции и развития предпринимательства занимались такие видные ученые как Д. Джоббер, П.Р. Диксон, М. Портер, Ф. Котлер, Дж. Р.Эванс, Б.Берман, Ф.Морис и другие. Их труды стали научной базой для создания теории и практики конкурентных стратегий. Тем не менее, практическое овладение способами и методами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельность  - длительный и сложный процесс, требующий новых подходов и стратегических решений. В серьезной проработке нуждаются вопросы управления уровнем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целях обеспечения экономической безопасности продовольственных рынков и регионов и страны в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование конкурентной среды отечественного агропродовольственного рынка. 

 

Как показывает практика реформирования отечественной экономики, динамичное развитие агропродовольственной сферы  возможно лишь при формировании конкурентного  рынка и цивилизованных рыночных отношений. При этом  усиливают динамику конкуренции, прежде всего,  процессы межотраслевого «перелива» капиталов  и  активный  рост субъектов малого бизнеса в инфраструктурном секторе (по производству, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции). Изучение проблемы позволяет утверждать, что к настоящему моменту практически исчерпаны возможности формирования конкурентной среды отечественного агропродовольственного рынка путем дробления предприятий, поэтому более перспективными представляется меры по увеличению числа рыночных операторов за счет устранения жестких входных барьеров. В связи с этим приоритетными мерами по дальнейшему развитию  конкурентной по нашему мнению могут являться:

 

  • пресечение незаконных действий со стороны государственных  органовуправления, препятствующих развитию конкуренции;
  • совершенствование нормативно-правовой базы развития конкуренции;
  • поддержка новых форм хозяйствования, малого предпринимательства;
  • развитие рыночной инфраструктуры, в частности, создание системы информационного обеспечения, разветвленной торговой сети;
  • выявление и пресечение анти конкурентных слияний и соглашений;
  • снижение и устранение многочисленных административных, экономических и технологических барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов;
  • обеспечение безопасности и защиты товаропроизводителей от криминальных структур;
  • государственное регулирование цен на высококонцентрированных товарных рынках, выявление и устранение недобросовестной конкуренции. Одновременное и синхронное включение всей совокупности мероприятий позволяет сформировать и поддерживать нормальную конкурентную среду на продовольственных рынках различных территорий, определяющую, в конечном счете, динамику развития агропродовольственной сферы в целом. Следует отметить, что в экономической теории и практике все еще не выработано единого понятия «конкурентоспособность» и не определены апробированные методы оценки уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта  и его совокупного конкурентного потенциала (табл.1). Существующие  подходы характеризуются в основном отсутствием системности и комплексности, при этом не  учитываются специфические особенности того или иного производства. Отечественная же научная мысль в основном делает пока упор на оценку конкурентоспособности продукта, как главного критерия. Наши  исследования показывают, что методы оценки уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта целесообразно группировать следующим образом:
  • базирующийся на теории конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • основанный на теории эффективной конкуренции: (структурный и функциональный подходы);
  • базирующийся на оценке стоимости бизнеса;
  • комплексный.

 

 

Таблица 1 – Характеристика подходов к оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов 

 

Наименование

подхода

Достоинства подхода

Недостатки подхода

Подход,

базирующийся

на теории

конкуренто-

способности и

выпускаемой

продукции

1.Учитывается наиболее

важный критерий

конкурентоспособности

предприятия –конкурентоспособность

выпускаемой продукции.

2.Доступность и минимальный  набор исходной информации.

3.Легкость математических расчетов.

1.Сложность в сборе  информации по «методу профилей»:  использование метода социологического  опроса без использования математического  аппарата.

2.Отсутствует систематизация  факторов

конкурентоспособности предприятия.

3.Не учитываются факторы  внешней среды.

4.Не учитываются факторы сравнительных и конкурентных преимуществ.

5.Результат расчета уровня

конкурентоспособности предприятия  не является объективным, а имеет  большее отношение к товарной массе предприятия.

Подходы,

базирующиеся

на теории

эффективной

конкуренции

1.Использование показателей, позволяющих проводить анализ работы предприятия и делать выводы о различных сторонах его деятельности.

1.Не используется важнейшая  составляющая – уровень конкурентоспособности производимой

продукции.

2.Отсутствует системность  при выборе факторов конкурентоспособности предприятия.

3.Зачастую отдельные методы  слишком

громоздки.

4.Попытки унификации показателей  уровня

конкурентоспособности предприятий  разных отраслей экономики, на наш взгляд, некорректны.

5.Зачастую, отсутствие алгоритмов  отдельных

Подход на

основе оценки

стоимости

бизнеса

1.Использование в оценке  трех подходов (в обязательном  порядке) наиболее точно

отражает конечный результат  – стоимость бизнеса.

1.Подход очень трудоемок,  требует сбора

огромного количества информации.

2.Использование очень  сложного

математического аппарата, специфических источников для проведения необходимых расчетов.

3.Требует привлечения  профессионалов в области оценки  бизнеса, что экономически не оправдано.

4.В основном оценка  стоимости бизнеса

преследует несколько  другие задачи.

Комплексный

подход

1.В идеале учитывает  полный набор факторов экономической

конкурентоспособности

предприятия.

Основная трудность заключается  в правильности подбора факторов конкурентоспособности,

которые лягут в основу математических расчетов уровня экономической  конкурентоспособности предприятия.


 

  

 

Анализ современных научных  взглядов на возможности оценки уровня конкурентоспособности субъектов  позволяет сделать вывод, что  наиболее конструктивным в настоящее время представляется комплексный подход, который, тем не менее, применительно к субъектам агропродовольственной сферы, должен быть скорректирован с учетом специфики формирующихся здесь сравнительных и конкурентных преимуществ, определяющих во многом общее состояние конкурентной среды. В связи с этим методика оценки уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, по нашему мнению, должна базироваться на выявлении и количественном измерении всей совокупности факторов.  Их  предлагается разделить на две основные группы: внутренние и внешние. Внутренние факторы, в свою очередь, целесообразно подразделить еще на две подгруппы, формирующие сравнительные и конкурентные преимущества субъекта. Рассматривая силу и направления действия факторов конкурентоспособности, необходимо учитывать нахождение их в одной системе, и, как следствие, значительное влияние друг на друга. В конечном же счете вся их совокупность определяет общий уровень конкурентного потенциала субъекта. Под  конкурентным потенциалом хозяйствующего  субъекта  нами понимается формирующиеся у него ресурсы и возможности для рационального и эффективного их использования в процессе удовлетворения потребительского спроса и обеспечивающие стабильное функционирование и стратегическое развитие в условиях обостряющейся конкуренции в рыночной среде. Исследование сущности и структуры конкурентного потенциала позволяют констатировать, что для устойчивого развития он  должен обладать определенными свойствами: достаточности  –  для обеспечения конкурентоспособности и стратегического развития; адаптивности  –  в соответствии с изменениями внешней среды и научно-техническим развитием; стабильности, определяемой техническим циклом и заданным периодом времени, то есть нормами и нормативами на какой-либо определенный период; саморегулирования и саморазвития в соответствии с локальными потенциалами и динамикой внутренней среды в период инновационных преобразований; адаптации организационного поведения системы для обеспечения конкурентоспособности и развития. Базовые элементы потенциала во взаимодействии представляют  собой механизм, обеспечивающий их функционирование в наиболее рациональном сочетании для решения поставленных целей и задач при определенных условиях внешней среды и внутренних ограничениях.  Но  при этом производственно-технический потенциал является основным ограничителем повышения конкурентоспособности  субъекта, так как он обусловлен производственными мощностями и потребляемыми ресурсами. Также необходимо отметить, что конкурентный  потенциал  субъекта, складывающийся  из совокупности  структурных элементов,  проявляется  и реализуется на рынке  через его  маркетинговую деятельность. Поэтому  ее активность  это и условие, и индикатор развития конкурентных позиций каждого хозяйствующего субъекта. Используя концепцию маркетинга субъект, фиксирует свой конкурентный уровень и определяет основные  стратегические направления исходя из платежеспособных потребностей рынка, то есть из знания и понимания интересов и требований покупателей.

 

 

2. Влияние конкурентных  стратегий на развитие предприятий  АПК

В условиях современной экономической  нестабильности, которая сопровождается глобальным финансово-экономическим  кризисом, проблема использования стратегического  подхода в управлении аграрным предприятием приобретает особую значимость и  актуальность. Усиление конкуренции  на мировом рынке, в том числе, и рынке сельскохозяйственной продукции, требует от предприятий агропромышленного  комплекса повышенного внимания к обеспечению своей конкурентоспособности. Кроме того, российский агропромышленный комплекс, являясь одной из первостепенных отраслей национальной экономики, в  силу специфики своей экономической  и производственной деятельности, самым  тесным образом зависит от многих других отраслей экономики. Это также  является современной проблемой  в АПК России, которая отрицательно сказывается на темпах развития данного  комплекса.

Таким образом, эффективность  решения всех указанных проблем  и трудностей в аграрной сфере, зависит  от того, насколько грамотно и экономически обоснованно сельскохозяйственные предприятия разработают или  выберут свои конкурентные стратегии. Именно они могут позволить сельскохозяйственному  производителю повысить эффективность  своей хозяйственно-экономической  и маркетинговой деятельности, обеспечить высокую конкурентоспособность, как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке. Это особенно важно в свете  предстоящего вступления России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО).

Рассмотрим влияние конкурентных стратегий на развитие предприятий  агропромышленного комплекса. Для  этого, в первую очередь, необходимо определить основную задачу, стоящую  перед данной отраслью экономики  и выявить ключевые проблемы этой сферы экономики. В качестве первостепенной задачи российского АПК, как, пожалуй, и большинства других стран, мы можем  назвать полноценное обеспечение  продовольственной безопасности государства  и превращение аграрного комплекса  в высокодоходную отрасль национальной экономики. При этом мы считаем, что  проблемы стратегического управления в сельскохозяйственном производстве в любое время будут оставаться насущными и актуальными. Это  особенно важно, если конкретное государство  желает быть высококонкурентоспособным  и оставаться в будущем в списке мировых лидеров.

Постепенная глобализация мировой  экономики делает российский рынок  сельскохозяйственной продукции всё  более и более открытым, что  вынуждает отечественных аграрных товаропроизводителей конкурировать  с другими участниками рынка, и в первую очередь с зарубежными  сельхозпроизводителями, на равных условиях.

Информация о работе Особенности формирования конкурентной стратегии аграрных формирований