Анализ инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Основная статья дохода бюджета России – экспорт нефти. Изменения уровня мировых цен на черное сырье ежегодно влияет на уровень инфляции в России, 2013 год не исключение. Инфляция в России в 2013 году может достигнуть уровня 15% в случае резкого падения цен на нефть на мировом рынке. Несомненно, значительное влияние импорта товаров и услуг вкладывают свою лепту в уровень инфляции. Если обратить внимание на динамику роста импорта, то можно наблюдать его опережение относительно динамики роста ВВП. Связь здесь очевидна - стремясь потратить значительные денежные средства от высоких цен на черное золото, Россия увеличивает импорт зарубежных продуктов в страну. Поступление валюты в страну дает возможность импортерам ее скупать.

Содержание

Введение.
Теоретические основы инфляционных процессов
Понятие инфляции и задачи статистического изучения инфляции
Изучение структуры инфляции
Система статистических показателей инфляции
Статистическая оценка и учет инфляционных процессов
Методы оценки инфляции
Анализ уровня инфляции
Прогнозирование уровня инфляции в экономике
Пути снижения инфляции
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

statisticheskoe_izuchenie_inflyatsii.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

Темпы прироста цен на масло сливочное, а также  на молоко и молочную продукцию составили 1,2%. Мясо и птица подорожали на 0,7% (в январе 2005 г. – на 2,1%), рыба и морепродукты – на 0,8% (1,8%).

Удорожание  других основных групп продуктов  питания в январе составило 0,2-0,7%. Исключение составило масло подсолнечное, цена которого в январе по сравнению  с декабрем 2005 г. не изменилась.

В январе 2006 г., так же, как и в январе 2005 г., потребительские цены на непродовольственные товары возросли на 0,4%.

Цены  на автомобильный бензин возросли в  январе 2006 г. на 0,1% (в январе 2005 г. они снизились на 1,6%). Сохранение в начале 2006 г. нефтедобывающими компаниями ТНК-ВР и Лукойл моратория на повышение цен на бензин, который 19 сентября 2005 г. объявили крупнейшие российские нефтяные компании (он действовал до конца 2005 г.), способствовало ограничению роста цен на этот вид топлива в начале текущего года.

В наибольшей степени в январе текущего года подорожали табачные изделия – на 0,8%. Цены на другие основные виды товаров непродовольственной  группы увеличились на 0,1-0,6%.

В январе 2006 г. продолжилось сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию. За этот месяц она подорожала на 11,3%, что более чем в 2 раза превысило соответствующий показатель в январе 2005 года (5,1%).

В январе 2006 г. темпы прироста цен и тарифов на платные услуги населению составил 6,2% (в январе 2005 г. – 8,8%). Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства возросли в январе на 13,8% (в январе 2005 г. – на 19,4%). Услуги пассажирского транспорта в январе подорожали на 2,6% (в январе 2005 г. – на 4,4%). Тарифы на услуги предприятий связи повысились на 0,4% против 0,5% в январе 2005 года.

Среди других основных видов услуг существенно  выросли цены на услуги дошкольного  воспитания - на 4,3% (в январе 2005 г. – на 9,4%), а также на санаторно-оздоровительные услуги – на 4,0% (в январе 2005 г. - на 2,2%).

Ниже  на рисунке представлена динамика инфляции на потребительском рынке в годовом  выражении с начала 2003 г.

Итак, начиная  со II полугодия 2005 г., судя по всему, начинает формироваться нисходящая тенденция прироста потребительских цен в годовом выражении. На фоне плавного снижения и последующей стабилизации (июль-август т.г.) прироста цен на непродовольственные товары, а также прекращении роста цен (в годовом выражении) в сфере платных услуг населению, резкое их снижение на продовольственные товары привело к образованию указанной тенденции по ИПЦ (индекс потребительских цен) в целом.

Индекс  базовой инфляции в августе т.г. составил 0,5% (0,7% в августе 2004 г.), с начала т.г. прирост составил 5,5% против 5,8% в АППГ (аналогичный период прошлого периода).

 

Рис.1.Прирост  ИПТ (в % к АППГ)1

 

В декабре  2005 г. цены производителей промышленных товаров снизились на 2,1%, что было обусловлено главным образом удешевлением продукции добычи полезных ископаемых (на 9,1%). При этом цены на продукцию добычи топливно-энергетических полезных ископаемых снизились на 10,3% (из них добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа стали дешевле на 12,1%). Вместе с тем, продукция добычи прочих полезных ископаемых подорожала на 0,4%.

В декабре  2005 г. по сравнению с декабрем предыдущего года цены производителей промышленных товаров увеличились на 13,4% (в 2004 году - на 28,8%). Замедление темпов роста цен производителей промышленных товаров в 2005 г. было обеспечено замедлением как темпов роста цен на продукцию добычи полезных ископаемых, так и на продукцию обрабатывающих производств.

По итогам 2005 г. среди цен производителей промышленных товаров больше всего возросли цены на продукцию добычи полезных ископаемых – на 31,0% (за 2004 г. – на 64,7%). Продукция добычи топливно-энергетических полезных ископаемых подорожала на 35,3% (в 2004 г. – на 69,7%). Цены производителей добычи прочих полезных ископаемых повысились на 5,9% (год назад – на 38,2%).

За 2005 г. продукция обрабатывающих производств подорожала на 8,1% (в 2004 г. – на 21,5%). Среди обрабатывающих производств по итогам 2005 г. более всего возросли цены производителей нефтепродуктов - на 26,7% (в 2004 г. – на 50,6%); прочих неметаллических минеральных продуктов – на 16,7% (15,8%); продукции издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации – на 11,7% (3,4%); производства резиновых и пластмассовых изделий – на 11,6% (8,0%).

Умеренным ростом характеризовалась динамика цен в ряде обрабатывающих производств, продукция которых поступает  на потребительский рынок. Так, цены производителей пищевых продуктов (включая напитки) и табака увеличились  за 2005 г. на 4,0% (за 2004 г. – на 11,1%), в текстильном и швейном производстве – на 4,2% (8,6%), в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – на 5,6% (8,4%).

В декабре  2005 г. цены в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сохранились на уровне предыдущего месяца. По итогам года их прирост составил 12,6% (в 2004 г. – 12,5%). Больше всего возросли цены в производстве, передаче и распределении пара и горячей воды – на 15,1% (в 2004 г. – на 12,3%).

Рис.2. Индекс цен производителей промышленных товаров в (% АППГ)2

 

Из рисунка  видно, что в ноябре было отмечено довольно резкое падение темпов роста цен производителей промышленных товаров в годовом выражении, что объясняется как их снижением в ноябре т.г., так и значительным ростом в ноябре предыдущего года.

В 2005 г. экономическая ситуация характеризовалась снижением инфляции, ростом производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал. Платежный баланс оставался сильным. Федеральный бюджет сведен с профицитом.  

Инфляция  в январе 2006 г. составила 2,4% (в январе 2005 г. – 2,6%). За скользящий 12-месячный период потребительская корзина подорожала в январе, по оценкам, на 10,7%. Базовая инфляция в январе 2006 г. была равна 0,8% (в январе 2005 г. – 0,9%).

В целом  за 2005 г. цены на потребительском рынке возросли на 10,9% (за 2004 г. – на 11,7%).

В декабре  2005 г. по сравнению с декабрем предыдущего года цены производителей промышленных товаров увеличились на 13,4% (в 2004 году - на 28,8%). Замедление темпов роста цен производителей промышленных товаров в 2005 г. было обеспечено замедлением как темпов роста цен на продукцию добычи полезных ископаемых, так и на продукцию обрабатывающих производств.

 

 

 

 

    1. Прогнозирование уровня инфляции в экономике

 

Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.

, где - индексы потребительских цен в прогнозном и предшествующем периодах. В условиях несбалансированной экономики необходимо учитывать скрытую инфляцию с помощью коэффициента, который определяется путем отношения индекса денежных доходов населения к индексу товарооборота и услуг. Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена, уровень цен определяется как:

  Следовательно индекс роста цен (Jp) можно представить как соотношение индексов денежной массы (Jм), скорости денежного обращения (Jv) и реального ВВП (JQ)

 

Учитывая, что  инфляция происходит в силу влияния  множества факторов, целесообразно  прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей вида. Среди важнейших факторов следует  учитывать: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. В мировой  практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др. По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим. Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде. В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.

 

 

 

  1. Пути снижения инфляции.

 

Многообразные  негативные  социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

    • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

    • Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
    • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    • Государственное регулирование цен;
    • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

В чем  заключается антиинфляционная политика:

Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и  управление совокупным спросом через  проведение налогово-бюджетной или  денежно-кредитной политики может  замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена  с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей  сокращения издержек, связанных с  остановкой инфляционных процессов? В  качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Контроль над заработной платой и ценами (Политика доходов)

Под контролем  над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом3.

Осуществление контроля: pro et contra.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям  политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению  инфляции, сопряженной со спадом. Когда  высшие чиновники правящей администрации  после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают  ограничения на совокупный спрос, предприниматели  и рабочие вовсе не ожидают, что  инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения  цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Предположим, что с замедлением  темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу  жестокого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы  создать видимость своей непоколебимой  решимости раз и навсегда покончить  с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой  инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости настаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.

Информация о работе Анализ инфляции в России