Анализ и прогнозирование динамики торгового баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Важным направлением развития Украины является ее эффективная интеграция в мировое экономическое пространство. От успеха внешнеэкономической деятельности Украины зависит ее дальнейшее экономическое и социальное развитие как подсистемы мировой экономики, что определяет актуальность данной темы.
Цель работы – исследовать динамику и структуру торгового баланса в Украине. Задачи – провести анализ темпов роста экспорта и импорта торгового баланса Украины за последние годы, предложить пути улучшения состояния торгового баланса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы торгового баланса…………………...………….…...5
1.1 Экономическое содержание торгового баланса………………………….. 5
1.2 Структура торгового баланса…………………………………………….... 8
2 Состояние торгового баланса Украины ……………………………………..11
2.1 Анализ состояния и динамики торгового баланса Украины …………..…11
2.2 Факторы влияющие на торговый баланс Украины…………………….… 15
3 Перспективы торгового баланса Украины ………………………………….18
3.1 Прогноз динамики торгового баланса Украины…………………………..18
3.2 Основные методы регулирования торгового баланса Украины………… 19
3.3 Пути улучшения состояния торгового баланса Украины ………………..22
Заключение……..…………………………………………………………….…. 28
Библиографический список…………..……………………………….………...31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Bozhenkova_2 (2).doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

     Одновременно в страну потоком идет импорт, который нельзя оправдать, потому аналогичную продукцию с подобными потребительскими характеристиками состоянии производить отечественные производители. Зато отечественные предприятия такую ​​доступную им продукцию, в том числе и самую, не производят, либо производят с такими потребительскими качествами (по дизайну), что не дает ей возможности конкурировать на рынке с зарубежными аналогами. В значительной степени речь идет о товарах широкого потребления: одежда, хозяйственные товары, продукцию бытовой химии, АПК и т.д. На закупку всей этой продукции тратятся огромные объемы валютных средств, оттекать за границу, то есть наш отечественный потребитель поддерживает зарубежного производителя. Исходя из того, что сальдо международной торговли должно быть эффективным, когда экспорт превышает или близок к паритету с импортом (в стоимостном выражении), можно логически сформулировать цель импортной политики государства. Эта цель заключается в том, чтобы импортные поставки в страну были исключительно обоснованными и не превышать объективно необходимых объемов, то есть были только объективно необходимыми.

     В связи с этим, государство должно проводить активную импортную политику, которая означает разработку и реализацию комплекса мер правового, организационного и экономического характера, благодаря которым можно было бы рационально сократить ввоз иностранной продукции на внутренний рынок страны без негативного влияния на отечественных потребителей.

Для этого необходимо следующие мероприятия:

- Разработать и настойчиво реализовывать государственную импортозамещающую программу. Такая программа должна обеспечить производство на отечественных или совместных с иностранными партнерами предприятиях, продукции, в современный период импортируется. это позволит сократить объемы валюты, которая расходуется на финансирование импорта, и создать новые рабочие места для отечественных производителей, что позволит решить определенные социальные проблемы и обеспечит дополнительные поступления в бюджет;

- Эффективно использовать все разрешенные международным законодательством и торговыми соглашениями методы тарифного и нетарифного регулирования (ограничения) нежелательного импорта.

Что касается законодательных  основ ограничения нежелательного импорта, то они отражены в Законе Украины "О внешнеэкономической деятельности". В частности, статьей 16 этого закона предусмотрено лицензирование импортных операций. В законе определяется, что лицензирование импорта товаров вводится в Украине в случае:

• резкого ухудшения  состояния платежного баланса и внешних платежей (если другие меры неэффективны)

• резкого сокращения или минимального размера золотовалютных резервов;

• необходимости обеспечения  защиты жизни, здоровья человека, животных или растений, окружающей среды, общественной морали, национального богатства художественного, исторического или археологического значения или защиты прав интеллектуальной собственности, а также в соответствии с требованиями государственной безопасности;

• импорта золота и  серебра, кроме банковских металлов;

• необходимость применения мер по защите отечественного товаропроизводителя  в случае роста импорта в Украину, что наносит значительный ущерб  или угрожает причинением значительного  ущерба национальному товаропроизводителю  подобного или непосредственно  конкурирующего товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правовое регулирование  таможенного дела в Украине осуществляется Законом о ВЭД, Таможенном кодексом Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, приказами Государственной  таможенной службы и иными нормативно-правовыми документами.

     Торговый баланс - это соотношение между стоимостью экспорта и импорта в течение данного года (или другого выбранного периода) независимо от сроков их оплаты. Поэтому торговый баланс входит в расчетный баланс. Регулирование торгового баланса является важнейшим обобщающим инструментом планирования и управления внешней торговлей страны, а поскольку торговый баланс составляет большую долю в платежном балансе, то, значит, он имеет значительный вес в управлении всей системой внешнеэкономических связей.

     Торговый баланс состоит из двух частей - из поступлений и платежей, а их сопоставление образует экспортно-импортное сальдо. К торговому сальдо входит стоимость товаров, проданных и купленных на условиях немедленной оплаты, а также поставленных в кредит или предоставленных бесплатно в форме правительственной помощи или дара.

     За 2011 г. экспорт товаров из Украины составил 68 млрд. 409848 тысяч дол., Импорт - 82 млрд. 606901 тысячу дол. По сравнению с  2010 г. экспорт увеличился на 33,1%, импорт - на 36%. Отрицательное сальдо составило 14 млрд. 197053 тысячи дол. (За 2010 г.- 9млрд. 309448 тысяч дол.). Об этом говорится в сообщении Государственного комитета статистики Украины.

Коэффициент покрытия экспортом  импорта составил 0,83 (за 2010 г. - 0,85). Таким образом в 2011 г. наблюдается значительное сокращение экспортно-импортных операций в Украине и значительный дефицит торгового баланса.

     Сокращение экспорта отечественных товаров и увеличение представляют собой один из весомых факторов экономического кризиса в Украине. Основным кризисным фактором в Украине является накопление в стране внутренних проблем, которые влияют на общее состояние ее экономики. Это, во-первых, недостаточная инновационность общественного производства, что обусловливает низкую конкурентоспособность украинской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Во-вторых, важным фактором, который вызвал финансовый кризис существенная зависимость Украины от критического импорта, в первую очередь, от топливно-энергетических ресурсов, что обусловливает прямую опасность государственному развитию.

Наряду с этим, сокращение кредитования реального сектора  экономики, которое имеет место  в разных странах, порождает сокращение в них производства, которые потребляют определенные виды ресурсов, которые являются объектом экспорта других стран, в частности Украины.

     Что касается защиты внутреннего рынка, то необходимо усовершенствовать таможенно-тарифное регулирование в рамках международных регуляторных требований и расширить применения сертификации, лицензирования, технических, фитосанитарных, экологических стандартов и других нетарифных методов ограничения импорта. Для обеспечения критического импорта, прежде энергоносителей, целесообразно использовать возможности заключения долгосрочных соглашений, а также ввести жесткий режим энергосбережения и стимулирования эффективного использования импортируемых сырья и материалов.

     Одними из основных факторов формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются отсутствие надлежащих механизмов финансовой поддержки экспортеров, в частности - дееспособных систем экспортного кредитования и страхования. Это должна быть комплексная программа, в которой страхование и кредитование экспорта является одним из важных элементов.

     Кредитовать экспорт государство может двумя путями: первый – за счет бюджета фондов, средства из которых через специализированные государственные или полугосударственные учреждения - экспортные кредитные агентства (ЭКА) передают отечественным экспортерам. ЕКА осуществляет страхование и обеспечение экспортных кредитов для продвижения товаров на внешние рынки. Второй путь кредитования: выделение из госбюджета определенной суммы для рефинансирования банкам-кредиторам разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам.

     В современных условиях для улучшения внешнеэкономической деятельности Украины необходимо:

-   ограничивать ввоз продукции черной металлургии, улучшать качество металла, уменьшать массу готовых изделий, значительно увеличивать объем номенклатуры отливок, добиваться международных сертификатов на свою продукцию и т.д.;

- определить приоритетные направления развития экспортной специализации, переориентироваться на производство наукоемкой продукции и ресурсосберегающих технологий в сфере станкостроения, самолетостроения, ракетно-космической техники, создание сверхтвердых материалов;

-  производить в Украине импортозамещающую продукцию: зерновые, кормоуборочные и картофелеуборочные комбайны, троллейбусы, автобусы, холодильники, автомобили, ткани и др.

-     учитывая низкую конкурентоспособность продукции в Украине, следует проводить взвешенную политику в экспортно-импортных отношениях, не допуская неоправданного либерализации;

-  наладить надежный таможенный контроль.

Одним из важнейших аспектов работы по оздоровлению экономики Украины  является выработка научно обоснованной экспортно-импортной политики и  обеспечения ее эффективной реализации, поскольку именно этот аспект внешнеэкономической  деятельности в наибольшей степени влияет и на решение ключевых внутриэкономических проблем.

 

Библиографический список

 

 

  1. Госкомстат Украины, 2009-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.
  2. В  Украине продолжается спад промышленного производства [Электронный курс].- Режим доступа: http://www.ukrbiznes.com/news/business/61251.html.
  3. Курищук В. Кредитно-финансовые инструменты стимулирования экспорта в Украине / / Эконо ¬ мика Украины. - 2010. - N ° 2. - С.84.
  4. Мазараки А., Мельник Т. Национальная конкурентоспособность экономики: факторы и направления повышения / / Вестник Тернопольского национального экономического университе ¬ та. - 2010. - М 5-1. - С. 45.
  5. Олефиренко В. Нетарифные методы международной торговли: сущность и классификация / / Зов ¬ ное торговля: право и экономика. - 2009. - М 5. - С. 16.
  6. Поддержка отечественного сельскохозяйственного производителя в условиях членства Украины в ВТО [Текст]. - Режим доступа: http://www.zoda.gov.ua/article/850/pidtrimka-vitchiznyanogo-silskogospodarskogo-viro.html
  7. Пушкарев В. Регулирование страхования экспорта в европейских странах и Украине: аналитически-правовой обзор / / Предприятие. Хозяйство и право. - 2009. - М 6. - С. 134.
  8. 8. Распоряжение Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции Государственной целевой ¬ вой экономической программы развития внутреннего рынка на период до 2012 года» М 1249-р от 17 сентября 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rada.gov.ua
  9. Шинкаренко Т.П. Макроэкономические шоки: теоретические и эмпирические аспекты / / Экономика и прогнозирования. - 2010. - М 2. - С. 55.
  10. Коровайченко Н.Ю. Анализ развития внешнеэкономических связей области черной металлургии. / / Вестник Национального технического университета "Харьковский политехнический институт". - 2008. - Вып. № 15. - С 157-162.
  11. Экономические факторы формирования условий внешней торговли Украины: Автореф. дис ... д-ра экон. наук: 08.05.01 [Электронный ресурс] / И.И. Пузанов; Киев. нац. ун-т им. Т.Шевченко. - М., 2002. - 36 с. / Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/ard/2008/02piiztu.zip
  12. Невелев А.Н., Иваненко В.В. Финансово-экономический кризис и экспортно-импортная политика Украины / Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nvamu/Ekon/2009.../09nompou.pdf
  13. Закон Украины  «О внешнеэкономической деятельности» / Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/959-12/page2
  14. Эффективное использование экспортного потенциала базовых отраслей промышленности Украины в процессе международной экономической интеграции: автореф. дис ... канд. экон. наук: 08.00.02 [Электронный ресурс] / Н.Ю. Коровайченко; Терноп. нац. экон. ун-т. - Т., 2007. - 20 с. / Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/ard/2007/07knyrei.zip
  15. Коровайченко Н.Ю. Оптимизация понятие экспортного потенциала отрасли как фактора развития внешнеэкономических связей страны. / / Внешняя торговля: право и экономика. - 2004. - № 5-6 (17). - С. 75-78.
  16. Коровайченко Н.Ю. Проблемы эффективной реализации экспортного потенциала отрасли черной металлургии Украины на мировом рынке. / / Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. - 2005. - Вип.100-2. - С 208-212.
  17. Методологические пояснения/Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
  18. Прогноз динамики торгового баланса Украины:

      http://banker.ua/bank_news/govregulations/2013/04/04/1180460121/

19. Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 № 92-IV

Прогноз надо расчитать.

 

 


Информация о работе Анализ и прогнозирование динамики торгового баланса