Анализ статистических показателей уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:07, реферат

Краткое описание

Главной особенностью современных бюджетных обследований является новый перечень учетных признаков, ориентированных на получение данных о составе расходов и объемах личного потребления домашних хозяйств. Основываясь на том, что расходы могли быть произведены домохозяйством только за счет полученных им доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, отсутствие прямых вопросов о доходах восполняется расчетным методом.

Содержание

Введение………………………………………………………..………….........4
I. Теоретические аспекты уровня жизни населения….…................................5
1. Понятие, задачи и система показателей уровня жизни населения........5
2. Показатели доходов населения……………………….………………….9
3. Статистика расходов населения…………………………..…………..…..14
4. Прожиточный минимум населения…………………………………..….17
II. Анализ статистических показателей уровня жизни населения…..………22
Заключение………………………………………………………………...…....25
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика уровня жизни населения.docx

— 94.40 Кб (Скачать файл)

индекс реальных располагаемых  доходов (I Дрр) исчисляется по схеме:

I Дрр = I Др / Iр,                        

где I Др – индекс номинальных располагаемых доходов; I р – сводный индекс потребительских цен, который является величиной, обратной  индексу покупательной способности рубля ( I пс ). Следовательно, можно записать:

I Дрр = I Др * I пс                      

Наряду с этим, при сравнительном  анализе доходов населения целесообразно  использовать показатели доходов в  расчете на душу населения.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Рассчитываются средние  значения и для отдельных  составляющих денежных доходов. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на  их среднесписочную численность и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную  заработную плату.

Реальная начисленная  заработная плата характеризует  покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в  связи с изменением цен на потребительские  товары и услуги по сравнению с  базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс  реальной начисленной заработной платы путем деления индекса  номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Средний размер назначенных  месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе  Пенсионного фонда РФ.

Реальный размер назначенных  месячных пенсий – относительный  показатель, исчисляемый путем деления  индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

На основе ОБДХ исчисляют  следующие показатели: денежный доход, валовой доход, располагаемые ресурсы  домашнего хозяйства.

Денежный доход домохозяйства  определяется, исходя из суммы произведенного домохозяйством денежного расхода  и сложившегося прироста финансовых активов в течение учетного периода  обследования. Денежный доход представляет собой объем денежных средств, которыми располагало домохозяйство для  обеспечения своих расходов и  создания сбережений без привлечения  ранее накопленных средств, ссуд и кредитов.

Валовой доход домохозяйства  состоит из суммы денежных доходов, стоимости натуральных поступлений  продуктов питания и предоставленных  в натуральном выражении дотаций  и льгот, в частности, дотаций  на питание, оплату транспортных расходов, жилья, отдыха, а также дотаций  и льгот на медицинское и стоматологическое   обслуживание.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств исчисляются как сумма  их валовых доходов и привлеченных накопленных ранее средств, ссуд и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домохозяйства в течение  учетного периода обследования).

Для количественного отражения  изменений в соотношении цен  на отдельные товары по регионам и  различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной  способности денежных доходов населения, выражаемый через товарный эквивалент различных видов товаров и  услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход:

                                                                       

где - среднедушевой денежный доход;  - средняя цена i-го товара.

Покупательная способность  денежных доходов отражает потенциальные  возможности населения по приобретению товаров и услуг и может  быть представлена также через соотношение  денежных доходов населения с  величиной прожиточного минимума.

В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в  доходах различных социально-демографических  групп населения. Она есть результат  комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в  совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы  и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров  и услуг, т.е. в его уровне жизни

Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного  дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников). [4, 357 с.]

При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег.

С помощью корректировки  на индекс потребительских цен располагаемые  денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.

Показатель реального  денежного дохода населения (G) рассчитывается путем деления располагаемого денежного  дохода (W) на индекс потребительских  цен (Ip):

 

 

 

 

 

 

3. Статистика расходов  населения

Денежные расходы населения – это сумма  произведенных ими затрат в течение учетного периода обследования, включающая в себя потребительские расходы, а также расходы, не связанные с потреблением. В состав последних входят налог на доход, страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные домохозяйством. Показатель расходов не включает суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и суммы, положенные на банковские счета.

Потребительские расходы  домашних хозяйств состоят из затрат на продукты питания (включая расходы  на питание вне дома), алкогольные  напитки, непродовольственные товары и оплату услуг. В их составе не учитывается покупка ювелирных  изделий, оплата материалов и работ  по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных  помещений.

Структура потребительских  расходов изучается по соотношению  долей отдельных видов расходов в их общем объеме. Для оценки структурных различий в потребительских  расходах (равно как и для изучения интенсивности изменения структуры  доходов и расходов населения) статистическая наука предлагает  целый ряд показателей. Из них чаще используются интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева и индекс А. Салаи.

Дифференциация потребления  изучается в следующих разрезах: по месту поселения с выделением домохозяйств, проживающих в городской  и сельской местности; в группировках по составу домохозяйств с распределением их по числу совместно  проживающих лиц, а также по числу детей в возрасте до 16 лет; в группировках по уровню благосостояния домохозяйств с распределением обследуемого населения по децильным  группам, при этом особое внимание уделяется категории домохозяйств, имеющих уровень благосостояния ниже прожиточного минимума.

Для характеристики потребления  населения широко используются натуральные  показатели: фонды потребления по основным продуктам питания в  целом и на душу населения.

Среднедушевое потребление  отдельного продукта определяется в  виде отношения годового фонда его  потребления к среднегодовой  численности населения. Применяется  также расчет на условную потребительскую  единицу (эквивалентного потребителя), в качестве которого принято потребление  взрослого мужчины, занятого  легким или механизированным трудом. По отношению  к нему разрабатывается шкала  коэффициентов потребления.

Для товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления  рассчитывается в натуральных единицах на 100 домохозяйств или на 100 членов домохозяйств. Товарами длительного  пользования считаются предметы сроком службы в три и более  лет. К товарам недлительного  пользования относятся изделия  с нормативным  сроком службы до трех лет (одежда, обувь, ткани и др.). Товарами  однократного пользования считаются продукты питания.

Степень удовлетворения потребности  населения в данном товаре (услуге) определяют путем сравнения фактического уровня его потребления с нормативным. Ориентируясь на международный опыт, при оценке уровня потребления услуг  по отдельным территориям  внутри страны можно в качестве норматива использовать среднюю геометрическую из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Коэффициент удовлетворения потребностей на душу населения по всем товарам и услугам исчисляют  как отношение стоимости фактического потребления товаров и услуг  на душу населения к стоимости  их набора, заложенного в нормативный  потребительский  бюджет (по текущим ценам и тарифам исследуемого периода).

При этом каждое фактическое  потребление товаров и услуг  принимается в объеме не выше нормативного и, следовательно, критериальным значением  коэффициента будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя коэффициента покажет истинный размер недопотребления  в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем. Умножив эту разность на среднюю  численность населения, получим  размер недопотребления в целом  по стране (региону).

Динамика общего и среднедушевого потребления товаров и услуг  изучается с помощью индексов. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен на товары и тарифов на услуги в отчетном и базисном периодах.

Для количественного отражения  зависимости между динамикой   доходов (или иного фактора) и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или иного фактора) на 1%:

                                                

где х и у – начальные  доход и потребление,  и    - их приращения за период (или при переходе от одной группы населения к другой).

 

 

 

 

 

 

 

4. Прожиточный  минимум населения

Величина прожиточного минимума на душу населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации (утверждены Минтруда России 10.11.92 г.) Набор продуктов питания рассчитан на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной организации Здравоохранения.

Минимальная продовольственная  корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим  зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения  и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий  жизни населения. (Таблица 1, 2)

Таблица 1 – Зонирование  территории России

 

 

Таблица 2 – Расходы населения


Величина прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную  оценку продуктового набора (минимальной  продовольственной "корзины") и  соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных  товаров и услуг с добавлением  величины налогов по следующей формуле:

Информация о работе Анализ статистических показателей уровня жизни населения