Анализ структуры импорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях жизни чрезвычайно важное место занимают внешнеэкономические отношения и связи страны. Грамотно построенная внешнеторговая деятельность, ее структура и цели, оказывают огромное влиние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, внешнеторговая деятельность является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях жизни чрезвычайно важное место  занимают внешнеэкономические отношения  и связи страны. Грамотно построенная  внешнеторговая деятельность, ее структура  и цели, оказывают огромное влиние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, внешнеторговая деятельность является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономичсеких отношениях России. Она является мощным рычагом, при  помощи которого государство может  стимулировать как рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, так и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкуретной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, савит перед  национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой леятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ российских оварв и услуг на мировые рынки и иностранных товаров на внутреннний рынок.

При этом основной задачей  в области международной торговли остается помощ экспортерам вывезти  как можно большего количества своей  продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные  товары менее конкурентоспособными на внутренннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования, относящихся, прежде всего к импорту, направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов, другая часть методов имеет задачей формирование экспорта.

В связи с этим вопрс  изучения структуры внешнец торговли и проведения статистического анализа  экспорта и ипорта товаров является актуальным и необходимым для  государства.

Анализ экспорта и  импорта товаров производится по следующим основным направлениям: анализ тенденций, стуктуры и динамики. В данной курсовой работе будет рассмотрена структура ипорта Российской Федерации.

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность России,а именно импорт.

Предмет ислледования - структура импорта и ее изменение.

В соответствии с этим целью моей курсовой работы является проведение статистического анализа структуры импорта и его изменений в Российской Фелерации.

Основные задачи:

  • выявить объемы импорта России в период с 2000 по 2011 годы;
  • выявить географическую структуру импорта;
  • выявить товарную структуру импорта;
  • провести анализ структуры и динамики выявленных показателей;
  • экономически обосновать результаты анализа;

Данная работа состоит  из четырех глав и списка используемой литературы.В первой главе отражено теоретическое обоснование импорта и   структуры. Во второй дана характеристика экономичского сотояния импорта  и его структуры в России. В третьей главе проведен экономико-статистический анализ структуры импорта. Четвертая глава содержит экономичесое обоснование анализа.

Источниками информации являются формы статистической отчетности Госкомстата, учебная литература, периодические  издания,интернет ресурсы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ИМПОРТА И СТРУКТУРЫ

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

В данной курсовой работе будет рассмотрен импорт товаров.

Импорт - (от лат.Importare — ввозить) - ввоз в страну заграничных:

  • товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;
  • услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм;
  • капитала - в форме предоставления займов и кредитов.

Импорт выступает  как результат международного разделения труда, способствует экономии времени  и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой.

Различают видимый  и невидимый импорт. Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми  ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими  нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Импорт – ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны - импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Будучи результатом международного разделения труда, импорт способствует экономии времени, более полному удовлетворению потребностей национальной экономики и населения. Объем, структура и ассортимент импорта связаны с масштабами народного хозяйства, обеспеченностью его разнообразными ресурсами, уровнем производственного и научно - технического развития. Объем импорта зависит также от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой, большей частью на условиях СИФ. В условиях возрастания роли кооперационного, производственного и научно-технического сотрудничества увеличивается импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей) для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу, а также импорта товаров отечественного происхождения, прошедших переработку за границей. Наконец, объектом импорта являются временно ввозимые (на выставки, база, публичные торги товары. Все большее значение получает импорт производственных и потребительских услуг, в часности в форме туризма. 

Основная задача государства в области внешней  торгово — промышленной деятельности - это оказание содействия экспортированию отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

Однако, без  активного использования импорта  невозможно формирование и поддержка  экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом  стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции  на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российскомрынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для Российской Федерации, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в России применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговой деятельности, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней коммерции, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В условиях нестабильного  развития экономики России, дефицита определенных товаров на внутреннем рынке наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь лицензирования импорта отдельных товаров.


Лицензирование, являясь одной из форм нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности, позволяет государству активно вмешиваться в формирование объёма, товарной и географической структуры торгово-экономической деятельности тех, кто участвует во внешнеторговой деятельности. Лицензирование внешней продажи может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта.

На любом этапе экономического развития страны, одним из важнейших условий развития является не просто количественный рост экономических показателей, а прежде всего структурные изменений. Изменение структуры внешней торговли напрямую характеризует ее эффективность. Именно поэтому, анализ структуры занимает ценрально место среди задач статистического анализа, в том числе и в таможенной статистике.

Структура - это внутреннее строение статистической совокупности, состоящей из отдельных частей, каждая из которых обладает устойчивыми  внутригрупповыми связями при сохранении основных свойств, характеризи.щих данную совокупность как единое целое.

Статистическое изучение структуры включает решение следующих  задач:

  • определение признака (качественного и количественного) в разрезе которого будет строиться иди изучаться структура;
  • определение чилса элементов структуры;
  • рассчет показателей, характеризующих простую или сложную структуру;
  • отображение структуры с помощью таблицы, графикоф, круговы или столбчатых диаграмм;
  • сравнительный анализ различных структур;
  • изучение изменения структуры во времени;

Для построения  структуры  внешней торговли, информационная база должна представлять собой вариационную, в основу которой могут быть положены только колличественные показатели, либо типологическую группировку, которая может быть представлена как количественными так и качественными признаками.

Для построения структуры  внешней торговли основными группировочными  признаками являются:

  • наименование товара или товарной группы (для изучения товарообменной структуры внешней торговли);
  • наименование страны или группы (для изучения географической структкры внешней торговли);
  • наименование вида транспорта, на котором перевозят товары (для изучения структуры перевозок товаров);
  • форма собственников участников ВЭД (при изучении структуры внешней торговли по формам собственности участников ВЭД);
  • наименование таможенного режима или группы режимов (для изучения структуры внешней торговли по режимам);

При формировании элементов  структуры необходимо соблюдать  определенные правила:

  • число элементов не должно быть слишком большим или слишком маленьким (наиболее оптимальное от 3 до 12);
  • элементы структуры не должны пересекаться между собой;
  • Сумма долей всехэлементов структуры должна быть равна 100%;

Анализ структуры занимает центральное место среди задач таможенной статистики. Это объясняется тем, что изменение структуры внешней торговли напрямую характериует ее эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИМПОРТ И СТРУКТУРА ИМПОРТА В РОССИИ

Россия –  огромная страна со стабильным производством. Объемы выпуска пищевых продуктов, машин, оборудования и сырья, несмотря на свою масштабность, все же не могут в полной мере обеспечить спрос потребителей. Это закономерно, ведь государство и общество находятся в постоянном развитии, требуют все новых и новых товаров. Мировой рынок, напротив, производит нужные России товары в избытке. Поэтому импорт товаров в Россию ежедневно растет.

Благодаря росту  объемов внешнеэкономической деятельности нашей страны, множество предпринимателей решились на торговлю с иностранными фирмами. В большинстве своем, эта торговля представляет импорт товаров в Росси в больших и малых объемах. 
 Чтобы начать внешнеэкономическую деятельность, нужны серьезные знания в этой области. Поэтому, как правило, импорт не ведется в одиночку. Любому предприятию, начинающему работу с другими странами, важно заручиться поддержкой надежного партнера. 
 Для того чтобы успешно начать внешнеэкономическую деятельность, стоит определиться с товаром, который будет ввезен в Россию. Для этого проводится мониторинг рынка, изучается коньюктура, соотношение спроса и предложения на определенный товар, сопутствующие товары. Также в обязательном порядке проводится поиск поставщиков за границей. Для этого исследуется промышленность каждой отдельно взятой страны, ее производственные мощности. Также детально рассматриваются законы и деловые приоритеты страны на предмет лояльности к торговле с другими странами. Например, изучается весь импорт оборудования в Россию.  
 Эти процедуры под силу только опытным маркетологам, логистам, юристам, занимающимся такой деятельностью на протяжении многих лет. Могут возникнуть и языковые проблемы, потребуются услуги переводчиков, владеющих торговой и юридической терминологией, знающих азы договорной работы. После выбора страны-импортера и налаживания с непосредственным поставщиком контактов, начинается второй этап – организация поставки из-за рубежа.Качественный и своевременный импорт товаров в Россию производит  компания «ИмпортР», начавшая свою деятельность в 2007 году. Она выстояла кризисные времена и на сегодняшний день выходит на качественно новый уровень. 
 По данным таможенной статистики в январе-октябре 2012 года  внешнеторговый  оборот России составил 687,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-октябрем 2011 года возрос на 2,9%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 590,6 млрд.долларов США, со странами СНГ – 97,1 млрд.долларов США.

Информация о работе Анализ структуры импорта России