Анализ уровня жизни населения Камчатского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций и закономерностей развития уровня жизни населения Камчатского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать статистику уровня жизни населения;
- провести статистический анализ уровня жизни Камчатского края

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Статистика уровня жизни населения………………………….....5
1.1 Источники данных и задачи статистики при изучении уровня жизни населения……………………………………………………………………………5
1.2 Виды доходов и методы их расчета……………………………………….....11
1.3 Дифференциация доходов………………………………………………….....13
2 анализ уровня жизни НАСЕЛЕНИЯ Камчатского края………17
2.1Анализ показателей уровня жизни населения………………………………17
2.2 Анализ прожиточного минимума …………………………………………….20
2.3 Анализ доходов и расходы населения Камчатского края…………………..21
3 Мероприятия по повышению уровня населения на государственном уровне………………………………………………..27
3.1 Государственная политика в области уровня населения в
Камчатском крае…………………………………………………………………..27
3.2 Прогноз отдельных показателей уровня жизни…………………………..34
Заключение………………………………………………………………….....39
Список использованных источников…………………....................40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Статистика  уровня жизни населения………………………….....5

1.1 Источники данных и  задачи статистики при изучении  уровня жизни населения……………………………………………………………………………5

1.2 Виды доходов и методы  их расчета……………………………………….....11

1.3 Дифференциация доходов………………………………………………….....13

2 анализ уровня  жизни НАСЕЛЕНИЯ Камчатского края………17

2.1Анализ показателей уровня жизни населения………………………………17

2.2 Анализ прожиточного минимума …………………………………………….20

2.3 Анализ доходов и расходы населения Камчатского края…………………..21

3 Мероприятия  по повышению уровня населения  на государственном уровне………………………………………………..27

3.1 Государственная политика  в области уровня населения  в

 Камчатском крае…………………………………………………………………..27

3.2 Прогноз отдельных показателей  уровня жизни…………………………..34

Заключение………………………………………………………………….....39

Список использованных источников…………………....................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы в том, что уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется прежде всего тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом.

В задачи статистики уровня жизни входит изучение процессов, явлений и факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность людей, их материальные условия, выявление ключевых проблем социально-экономического развития, подлежащих приоритетному решению.

Хорошо отлаженная система показателей уровня жизни имеет большое значение для эффективной разработки социальной политики, принятия обоснованных решений по оказанию помощи малоимущему населению, оценки социально-экономических последствий проводимых в стране реформ, осуществления контроля за ходом реализации важнейших федеральных и региональных социальных программ.

Статистические характеристики уровня жизни основываются на достаточно широкой системе взаимосвязанных показателей, обеспечивающих его комплексную оценку.

 Система включает в  себя блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т.е. экономические ресурсы, которыми располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей.

Другой блок показателей, который занимает ведущее место при анализе уровня жизни, содержит агрегированные и дезагрегированные данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, т.е. отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения.

Цель курсовой работы заключается в выявлении тенденций и закономерностей развития уровня жизни населения Камчатского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать статистику уровня жизни населения;

- провести статистический анализ уровня жизни Камчатского края;

- разработать мероприятия по повышению уровня населения на государственном уровне.

Объект исследования – население Камчатского края.

Предмет исследования – методы статистического анализа уровня жизни населения по Камчатскому краю.

Теоретической основой исследования является специальная литература, посвященная вопросам статистического анализа уровня жизни населения, в т.ч. Салин В.Н., Шпаковская Е.П., Сиденко А.В., Матвеева В.М., Салин В.Н., Тогунов И.А. и другие.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: системного анализа, графического моделирования, абстрактно-логический, сравнительный и экономико-статистический.

При написании работы была использована информационная основа: статистические данные; научная литература; методическая литература.

 

 

 

1 Статистика уровня жизни населения

 

1.1 Источники данных и  задачи статистики при изучении  уровня 

жизни населения

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо народа - высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика - экономика массового потребления, именно потребитель - король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода. Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы; развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей [1, С.60].

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные [1, С.74].

Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д. Важнейшая зaдачa статистики уровня жизни - выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований - могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также [1, С.34]:

- комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей;

- дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение;

- оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравни рациональными нормами их потребления и разработка этой основе обобщающих показателей уровня жизни. Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного родами логических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Информация о работе Анализ уровня жизни населения Камчатского края