Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков. Для её достижения определенны следующие задачи:
Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
Выявить стремление к учёбе или наоборот;
Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………............................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6
Разработка программы наблюдения......................................................................................6
1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9
Заключение ..................................................................................................................................20
Список литературы………………………………………………………………......................23

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 222.29 Кб (Скачать файл)

Гипотеза данной курсовой  работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Анализ и интерпретация  результатов исследования.

1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности.

2. Некоторые  предметы  мне интересны, и я хочу знать  по ним как можно больше.

3. В изучении школьных  предметов мне достаточно тех  знаний, которые я получаю на  занятиях.

4. Учебные задания по  предметам мне неинтересны, я  их выполняю, потому что этого  требует учитель.

5.Трудности, возникающие  при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще  более увлекательным.

6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

7.  На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

 

9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.

12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

 

13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.

15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

 

Первичная обработка данных (таблица 1) показывает, что действительно  есть гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у 69% девочек, принимавших участие в исследовании,  внутренний тип мотивации учения, тогда как этот же тип мотивации лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности

Таблица 1.

Методика диагностики  направленности учебной мотивации

Методика диагностики  направленности на получение знаний

Тип мотивации к обучению

Уровень внутренней мотивации

Уровень направленности на приобретение знаний

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Внешняя – 69%

Внутренняя  - 31%

Внешняя – 37%

Внутренняя  - 63%

Низкий – 16%

Средний – 78%

Высокий – 6%

Низкий – 4%

Средний – 85%

Высокий – 11%

Низкий – 16%

Средний – 75%

Высокий – 9%

Низкий – 4%

Средний – 59%

Высокий – 37%




Тип мотивации  учения, уровни внутренней мотивации  и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте

 

    

 

 

     Далее, после  первичной обработки результатов  методик, было подсчитано процентное  соотношение положительных и  отрицательных ответов у мальчиков  и девочек по методике диагностики  направленности ученой мотивации.

Номер и текст вопроса

Да

Нет

Девочки

Мальчики 

Девочки

Мальчики 

1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности.

96%

94%

4%

6%

2. Некоторые  предметы  мне интересны, и я хочу знать  по ним как можно больше.

96%

91%

4%

9%

3. В изучении школьных  предметов мне достаточно тех  знаний, которые я получаю на  занятиях.

44%

66%

56%

34%

4. Учебные задания по  предметам мне неинтересны, я  их выполняю, потому что этого  требует учитель.

44%

62%

56%

38%

5.Трудности, возникающие  при изучении какого-то предмета, делают его для меня еще  более увлекательным.

22%

41%

78%

59%

6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

85%

75%

15%

25%

7.  На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

96%

78%

4%

22%

8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

74%

47%

26%

53%

9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

44%

44%

56%

56%

10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

44%

66%

56%

34%

11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.

22%

53%

78%

47%

12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

37%

75%

63%

25%

13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

70%

75%

30%

25%

14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.

48%

22%

52%

78%

15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

85%

88%

15%

12%


 

 По данной таблице  можно сделать некоторые выводы. Например, девочки с интересом обсуждают в свободное время материал, изучаемый по некоторым предметам, хотя периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Для 53% мальчиков  отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.

Велика разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо  подготовлен к уроку, то особо  не расстраиваюсь и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его еще более  увлекательным для мальчиков  в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно работать и выполнять  задания они могут только под  контролем учителя.

       В равной  степени, и для мальчиков и  для девочек изучение школьных  предметов дает  возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности; некоторые   предметы им интересны, и подростки   хотят  знать по ним как  можно больше. И те, и другие  стараются  самостоятельно выполнять  задания по изучаемым предметам,  не любят, когда им  подсказывают  и помогают.

 

 

 

Открытые вопросы дали такой результат:

16. Получив плохую отметку, ты, придя домой?

17. Что для тебя учеба?

 

       Например, большее число девочек, получив  плохую отметку, придя домой,  сразу садятся за уроки, повторяют ту тему по которой получили плохую отметку и читают следующую. А мальчики же садятся смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

  Девочки в большей  степени считают, что отметки  зависят от тщательности подготовки  к уроку и анализируют после  получения низкой отметки, что  сделали неправильно.

   Очень интересными  оказались наблюдения в процессе  ответов на вопросы. Для девочек  свойственно разрисовывание бланков  ответов, а мальчикам оригинальность  в написании своего пола. Например, некоторые мальчики в графе  пол, вместо мужского писали  «мужик», или «средний», дописывая  далее мужской.

 

 

 

 

 

 

Выявим: существует ли зависимость  желания учиться у школьников в возрасте 14-15 лет от их половой принадлежности.

Определим при помощи коэффициентов  ассоциации и контингенции, для этого  необходимо составить таблицу вида:

a+b

c+d

a+c 

b+d 

a+b+c+d


 

Сами коэффициенты вычислим по формулам:

  - коэффициент ассоциации;

 - коэффициент контингенции;

При этом: связь считается подтвержденной, если Ка ≥ 0,5 или Кк ≥ 0,3 .

 

Группа опрашиваемых

Учащиеся,в возрасте 14-15 лет, человек

Из них ответили на вопрос: «На занятиях  у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

ДА

НЕТ

девочки

20

96

4

мальчики

20

78

22

Итого:

40

174

26


 

 

 

 

Как видно по результатам  расчетов, связь между возрастом  учеников и их ответами на вопрос существует, но  не столь существенна.

 

 

Выводы.

1. Эмпирическое исследование  показало, что в области учебной  мотивации между подростками  мужского и женского пола есть  различия.

2. Эмпирическое исследование  выявило влияние гендерных различий  на учебную          мотивацию  подростков.

Уровень учебной мотивации  девочек подросткового возраста выше уровня учебной   мотивации  мальчиков того же возраста.

 

 

 

Заключение

   В данной курсовой работе была изучена проблема гендерных различий в уровне мотивации учебной деятельности подростков.

     В первой  главе была разработана программа наблюдения и дана характеристика методов обработки данных наблюдения.

       Вторая  глава посвящена эмпирическому  исследованию влияния гендерных  различий на учебную мотивацию  подростков. Здесь  указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные  в исследовании, а также описание  хода исследования, анализ и интерпретация  его результатов.

       Таким  образом, поставленная цель: выявить,  существуют и влияют ли  гендерные  различия в уровне учебной  мотивации подростков – была  достигнута. А также выполнены  следующие задачи:

1.Изучить литературу по  данной теме. 

2.Провести эмпирическое  исследование влияния гендерных  различий на учебную мотивацию  подростков.

3.Провести анализ и  интерпретацию результатов исследования. 

     Обобщая весь  материал курсовой работы, делаем  вывод:

     Во-первых,  под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем академических успехов. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими.

        К  мотивам учебной деятельности  относят: познавательные и социальные  мотивы, которые имеют различные  уровни, проявления, проходят определённые  этапы. 

     Если у школьника  в ходе учения преобладает  направленность на содержание  учебного предмета, то можно говорить  о наличии познавательных мотивов.  Если у ученика выражена направленность  на другого человека в ходе  учения, то говорят о социальных  мотивах.

       Среди  разнообразных мотивов учения  выделяют внешние и внутренние  мотивы.  По Л.М. Фридману, если  мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их  называют внешними по отношению  к этой деятельности, если же  мотивы непосредственно связаны  с самой деятельностью, то их  называют внутренними.

       Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности, трансформируются в учебные; во-вторых, с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.

          Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению  мотивации и активности в обучении

Информация о работе Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков