Инфраструктура рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Задачи при написании работы ставились следующие:
- рассмотреть понятие инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить основные элементы рыночной инфраструктуры;
- рассмотреть использование метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
2
1. Теоретическая часть………………………………………………………...
3
1.1. Понятие инфраструктуры рыночной экономики……………………….
3
1.2. Система статистических показателей, характеризующих изучаемое явление………………………………………………………………………..

6
1.3. Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………..
11
2. Расчетная часть……………………………………………………………..
14
Заключение……………………………………………………………………..
38
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_statistika_gotovaya_21_06 (1).docx

— 561.76 Кб (Скачать файл)

 

При использовании  метода аналитической группировки  строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х (торговая площадь предприятия) и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y (розничный товарооборот на 1 квадратный метр). Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Макет аналитической  таблицы представлен в таблице 8.

 

 

 

 

 

Таблица 8

Макет зависимости  товарооборота  на 1 кв. метр от размера 

торговой площади

Номер группы

Группы предприятий по размеру торговой площади, м2

Товарооборот предприятий всего, млн. руб.

Торговая площадь предприятий  всего, м2

Товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб.

1

       

2

       

       
 

Итого

     

 

Группы  предприятий по размеру торговой площади были определены в Задании 1.

Среднее значение результативного признака по каждой группе   (товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади)  определяем по логической формуле:

Для расчета  показателей строим вспомогательную  таблицу 9:

Таблица 9

Вспомогательная таблица для построения аналитической  группировки

Группы предприятий по размеру торговой площади, м2

Номер п/п

Торговая площадь предприятия, м2

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Розничный товарооборот, тыс. руб./м2

1

2

3

4

5

140-180

7

140

3,3

23,57

9

179

4,2

23,46

Всего

2

319

7,5

23,51

180-220

1

180

4,5

25,00

19

180

4

22,22

8

190

4,5

23,68

20

200

4

20,00

18

208

5,75

27,64

30

210

5,25

25,00

10

215

5,25

24,42

21

218

5,75

26,38

Всего

8

1601

39

24,36

220-260

29

221

4,8

21,72

3

225

5,2

23,11

22

230

5,6

24,35

2

235

5,4

22,98

23

240

5,8

24,17

28

240

6,2

25,83

6

245

5,6

22,86

11

250

6,4

25,60

24

255

6,8

26,67

25

259

7,2

27,80

Всего

10

2400

59

24,58

260-300

12

261

6

22,99

26

270

7

25,93

13

275

7,5

27,27

5

279

8,5

30,47

17

281

6,5

23,13

14

285

7,5

26,32

27

290

8

27,59

15

299

9

30,10

Всего

8

2240

60

26,79

300-340

16

300

8,6

28,67

4

340

10

29,41

Всего

2

640

18,6

29,06

Итого

30

7200

184,1

25,57


 

Построенную аналитическую  группировку представляет табл. 10.

Таблица 10

Зависимость товарооборота  на 1 кв. метр от размера 

торговой площади

Номер группы

Группы предприятий по размеру  торговой площади, м2

Товарооборот предприятий всего, млн. руб.

Торговая площадь предприятий  всего, м2

Средний товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб.

1

2

3

4

5=3/4*1000

1

140-180

7,5

319

23,51

2

180-220

39

1601

24,36

3

220-260

59

2400

24,58

4

260-300

60

2240

26,79

5

300-340

18,6

640

29,06

ИТОГО

-

184,1

7200

= 25,57


 

Вывод. Анализ графы 2 и 5 табл. 10 показывает, что с увеличением торговой площади предприятий от группы к группе возрастает и розничный товарооборот на 1 кв. метр площади по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

 

2. Измерение тесноты корреляционной  связи

Показателями  тесноты связи являются эмпирическое корреляционное отношение  и эмпирический коэффициент детерминации .

Эмпирический коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака под воздействием факторного признака. Рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

, где

– общая дисперсия признака Y;

– межгрупповая (факторная) дисперсия  признака Y.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов. Этот показатель вычисляется по формуле:

, где

yi – индивидуальные значения результативного признака;

 – общая средняя значений  результативного признака;

Общий средний  товарооборот на 1 квадратный метр по всем предприятиям выборочной совокупности рассчитываем по логической формуле:

(тыс. руб./м2)

Для расчета  общей дисперсии  строится таблица 11.

Таблица 11

Вспомогательная таблица для расчета общей  дисперсии

№ предприятия 
п/п

Розничный товарооборот, тыс. руб./м2

 

1

25,00

0,324

2

22,98

6,712

3

23,11

6,043

4

29,41

14,763

5

30,47

23,976

6

22,86

7,357

7

23,57

3,992

8

23,68

3,554

9

23,46

4,434

10

24,42

1,324

11

25,60

0,001

12

22,99

6,661

13

27,27

2,901

14

26,32

0,557

15

30,10

20,529

17

23,13

5,943

18

27,64

4,305

19

22,22

11,204

20

20,00

31,019

21

26,38

0,651

22

24,35

1,492

23

24,17

1,968

24

26,67

1,204

25

27,80

4,972

26

25,93

0,127

27

27,59

4,067

28

25,83

0,070

29

21,72

14,822

30

25,00

0,324

ИТОГО

 

185,30


 

Расчет  общей дисперсии:

Нашли дисперсию, которая характеризует вариацию розничного товарооборота на 1 к.метр площади под влиянием всех факторов.

Межгрупповая дисперсия характеризует возникшую под влиянием факторного признака Х колеблемость в величине исследуемого признака Y (системную вариацию). Показатель вычисляется по формуле:

, где

 – групповые средние;               

- общая средняя;

– число единиц в j-ой группе;   

k – число групп.

Для  расчета  межгрупповой  дисперсии  строим вспомогательную таблицу 12. При этом используются  групповые средние значения из табл. 10.

Таблица 12

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Номер группы

Группы предприятий по размеру торговой площади, м2

Количество предприятий

Средний товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб.

1

140-180

2

23,51

8,475

2

180-220

8

24,36

11,706

3

220-260

10

24,58

9,724

4

260-300

8

26,79

11,834

5

300-340

2

29,06

24,403

ИТОГО

-

30

= 25,57

66,143


 

Нашли дисперсию, которая характеризует вариацию розничного товарооборота на 1 кв. метр предприятий под влиянием размера торговой площади.

Теперь, зная общую и межгрупповую дисперсию, рассчитываем эмпирического коэффициента детерминации :

 

Вывод. Вариация розничного товарооборота на 1 квадратный метр на 35,7% происходит под влиянием площади торговой точки. 64,3% вариации розничного товарооборота на 1 квадратный метр происходит под влиянием прочих факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:

Значение  показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками.

Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 13):

Таблица 13

Шкала Чэддока

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная


 

Вывод. Согласно шкале Чэддока, связь между розничным товарооборотом на 1 кв. метр торговой площади от торговой площади предприятий является заметной.

 

3. Проверка статистической значимости  показателей тесноты связи

Необходимо  проверить, насколько заключение о  тесноте связи, сделанное по выборке предприятий, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.

Для проверки значимости коэффициента детерминации служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле:

, где  

n – число единиц выборочной совокупности,  

m – количество групп,

– межгрупповая дисперсия,  

 – дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),

средняя арифметическая групповых дисперсий.

Величина 

рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий: 

Определили  дисперсию, которая характеризует  вариацию розничного товарооборота  на 1 кв. метр торговой площади без  учета влияния торговой площади  предприятий.

Рассчитанное  значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера. Табличное значение F-критерия при α= 0,05, k1 = m - 1 = 5 – 1 = 4; k2 = n – m = 30 – 5 = 25 составляет 2,76.

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики