Контрольная работа по основам системного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Прогноз – это научно обоснованная информация о будущем состоянии системы или объекта. Задача прогнозирования состоит в определении вероятностных значений параметров, характеризующих систему, данных о будущем состоянии системы или объекта на основе исследования его механизма изменения в прошлом и настоящем времени. Система или объект прогнозирования в экономике – это совокупность экономических, технико-экономических и эксплуатационных параметров исследуемой системы.

Вложенные файлы: 1 файл

2013-06-17_kontrolnaya_rabota_po_osnovam_sistem (1).docx

— 139.70 Кб (Скачать файл)

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

 

Институт  прикладной экономики и менеджмента

 

Кафедра менеджмента

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по основам системного анализа

 

 

 

 

Выполнила:

Урюпина М.М.

 

2010Эвс 1880

   

Проверил:

Панюта Г.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013 г.

Содержание

 

  1. Задание 1

3

  1. Задание 2

23

  1. Задание 3

37

Список используемых источников

38

Приложение А

39


 

 

Задание 1. Применение системного анализа для прогнозирования, стратегического корпоративного управления

 

Прогноз – это научно обоснованная информация о будущем состоянии системы или объекта. Задача прогнозирования состоит в определении вероятностных значений параметров, характеризующих систему, данных о будущем состоянии системы или объекта на основе исследования его механизма изменения в прошлом и настоящем времени. Система или объект прогнозирования в экономике – это совокупность экономических, технико-экономических и эксплуатационных параметров исследуемой системы. Цель прогнозирования определяется целью исследований и имеет конкретную направленность, всегда отвечает конкретным потребностям в определенных экономических условиях, в заданных условиях эксплуатации.

Прогноз экономических параметров промышленных предприятий предназначается для  определения наиболее вероятных  тенденций развития техники и  технологии, установление на их основе принципиальных решений, обеспечивающих максимально возможную адаптацию  предприятия к внешним условиям, определение необходимых качественных и количественных характеристик  выходных продуктов, обеспечение необходимых  технико-экономических и организационных  параметров предприятия на заданный интервал прогнозирования.

Основные  задачи прогнозирования включают:

  • установление стратегических направлений развития предприятия, отрасли промышленности;
  • обоснование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для реализации установленных технико-экономических направлений путем создания эффективной техники и технологии для различных и периодов прогноза;
  • получение наиболее вероятных значений экономических параметров, на основе которых формируются управленческие решения;
  • установление характера изменения технико-экономических показателей под влиянием рыночных тенденций, технического прогресса и получения необходимой информации для предплановых расчетов и выработки корректирующих управленческих воздействий в широком диапазоне задач экономического управления [1].

Прогнозирование, во-первых, служит основой  формирования видения будущего компании, представления об условиях ее функционирования, трудностях и практических задачах, связанных с их достижением.

Во-вторых, позволяет осуществлять сопоставление и анализ вариантов  ее развития в целом, кадрового, производственного  и научно-технического потенциала и  возможных стратегий в различных  сферах.

Его принципами являются:

  • научность, использование передовыхметодов;
  • системность, комплексность;
  • адекватность объекту;
  • вариантность;
  • непрерывность, рассмотрение объекта в динамике;
  • преемственность (увязка соподчиненных прогнозов) [2].

С теоретических  позиций верхняя временная граница  многообъектного или многопараметрического  прогноза определяется возможностью оценки будущего до таких деталей, которые  позволят системно обосновать основные проблемы и задачи и в последующем  разбить их на иерархически связанные  промежуточные цели, распределенные внутри шкалы времени. Исходя из этого, оценку будущего целесообразно выполнять  путем научного обзора, базирующегося  на анализе современного состояния  научных исследований, открытий, изобретений  и так далее, и содержащего  характеристики возможной ситуации, внутри которой должны протекать  соответствующие процессы, представляющие собой объекты прогноза.

Основные  этапы общей методологии прогнозирования, как логически организованной последовательности операций, включают:

  • выбор рационального периода прогнозирования, когда ошибки прогноза минимальны, а полученные прогнозные данные максимально достоверны;
  • оценку возможного состояния исследуемой системы и формулирование генеральной цели, подлежащей достижению в принятых границах прогноза;
  • определение в соответствии с установленными исследовательским прогнозом возможными техническими и технологическими решениями желаемых характеристик системы в целом и отдельных ее подсистем;
  • технико-экономический анализ работы исследуемых предприятий промышленности и ее объектов и установление возможных результатов их развития, складывающихся под влиянием действующих тенденций;
  • анализ расхождений между желаемыми и фактическими (складывающимися под действием существующих тенденций) показателями и установление обусловливающих это причин;
  • нахождение на основе исследовательского и организационного прогнозов решений по устранению установленных расхождений и оценка эффективности реализации решения.

По своим  целям и методам прогнозирование  научно-технического прогресса в  системном анализе представляет собой комплексную задачу, имеющую  характер непрерывного процесса, предусматривающего периодическое отодвигание верхней  временной границы исследования и систематическое уточнение  получаемых результатов. Указанный характер процесса прогнозирования делает целесообразным использование системного анализа как метода решения больших проблем, основанного на концепции систем.

Системный подход к прогнозированию предусматривает  установление и структуризацию проблем  с конкретизацией промежуточных  целей, разработку применительно к установленным целям (желаемым характеристикам объектов прогноза) соответствующих методов:

  • прогнозирования и аппарата конструирования альтернатив;
  • математического аппарата, используемого для прогнозирования, частных моделей прогноза и алгоритмов их реализации;
  • выбор критериев их оценки;
  • синтез отобранных частных альтернатив в общее решение проблемы и оценки его эффективности.

При решении  различного рода экономических прогнозных задач принято различать три  взаимно связанных вида прогнозов:

  • программный (нормативный);
  • исследовательский;
  • организационный (технический, технологический, ресурсный).

Программный (нормативный) прогноз выявляет будущие цели развития того или иного предприятия, формирование заданий по научно-техническому и экономическому развитию с учетом ограничений по капиталовложениям и другим показателям; изменение естественных условий, а также естественных ограничений, обусловливаемых природной средой производства.

Исследовательский прогноз предусматривает установление будущих возможностей экономики, техники и технологии, ее составных элементов исходя из современного уровня знаний и технических возможностей (без учета ограничений по ресурсам и времени).

Организационный (технико-технологический) прогноз  предусматривает выбор конкретных решений, подлежащих реализации в определенные сроки и с определенными затратами. Выполнение этого вида прогноза представляет интегративный процесс между программным и исследовательским прогнозированием, в котором цели и возможности участвуют как взаимно адаптирующиеся входы разных сочетаний, формируемые с учетом ограничений по ресурсам и времени.

Исходная  информация для прогнозирования  состоит из следующих информационных компонент:

  • реальных данных о функционировании системы или объекта прогнозирования;
  • отчетных технико-экономических данных, результатов технико-экономического анализа работы и технического уровня исследуемой системы;
  • результатов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых в соответствии с установленными технико-экономическими направлениями развития той или иной отрасли;
  • научно-технической и патентной отечественной и зарубежной информации по вопросам, касающимся исследуемой отрасли промышленности и смежных областей.

Структуру выполнения научно-технического прогноза можно представить в виде последовательных этапов, состоящих из ряда взаимосвязанных  работ:

  • организация проведения научно-технического прогнозирования;
  • определение объекта (построение математической или экономико-математической модели объекта);
  • информационное обеспечение: выявление потребителей; выявление и сбор технико-экономической информации об объекте;
  • анализ информации, анализ потребностей и выявление тенденций их реализации, анализ технико-экономических характеристик объекта;
  • прогнозирование развития потребностей; технико-экономических характеристик;
  • принятие научно обоснованных решений;
  • анализ возможных решений;
  • выбор оптимальных вариантов и соответствующих им экономических или технико-экономических параметров и характеристик.

В зависимости  от сроков упреждения, прогнозы обычно классифицируются следующим образом:

  • текущие – для принятия оперативных управленческих и плановых решений (смена, сутки, декада, месяц);
  • краткосрочные – от 1 до 5 лет;
  • среднесрочные – от 5 до 10 лет;
  • долгосрочные – до 30 лет и более.

Результаты  прогнозирования должны быть достаточными для получения нео6ходимой информации для плановых расчетов и выработки  корректирующих управленческих воздействий  в широком диапазоне задач  управления, а также ориентировочного определения потребностей и установления требований к смежным задачам. Многообразие существующих методов прогнозирования  предопределяется как различием  условий, так и их субъективной оценкой  и стремлением к индивидуальному  подходу в каждом конкретном прогнозе [1].

Методы  моделирования и прогнозирования  в системном анализе имеют следующие возможности и ограничения:

  • способны сохранять целостность и функционирование без потери свойств в широком диапазоне внешних воздействий;
  • для целенаправленного и конструктивного использования свойств систем для исследования поведения сложных систем применяются методы прогнозирования и моделирования;
  • наука становится наукой, когда дорастает до использования математики;
  • область знаний можно назвать наукой, когда появляется возможность предвидеть раннее не наблюдаемое явление. Предвиденное, опирающееся на количественные оценки исследуемого явления, представляется наиболее убедительным.

В основе системного анализа отказ от последовательного редукционизма, поэтому заимствованный у классической физики и механики математический аппарат проведения колличественных оценок не всегда оказывается адекватным. В науках о Земле, экономике, биологии, медицине, военном деле сложились собственные методы прогнозирования [3].

Условно методы прогнозирования можно разделить  на три большие группы: экспертной оценки, экстраполяции и моделирования.

Методы  экспертных оценок предполагают получение  суждений о будущем, основывающихся на опыте и интуиции специалистов. Они подразделяются на два направления: индивидуальные суждения и специальные процедуры коллективного опроса. Рациональное сочетание этих двух направлений позволяет устанавливать и обосновывать нуждающиеся в решении проблемы, проводить их структуризацию с оценкой относительной важности, выносить суждения об основных параметрах возможных решений, в том числе времени их реализации. Методы экспертного прогнозирования, как видно, эффективны на начальных этапах прогноза. Это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает применение данного метода при изучении других вопросов, решение которых не вытекает непосредственно из имеющейся статистической и фактографической информации. Экспертным методам присущи следующие недостатки:

  • не все эксперты вовлекаются в равно активный процесс творческого мышления;
  • на оценки и суждения экспертов часто оказывают влияние факторы, которые нельзя считать научными (авторитет коллег, уже высказавших свое мнение, инертность в публичном отказе от своего мнения, эмоциональная окраска утверждений оппонента);
  • для выносимых оценок неизбежен субъективизм и невозможность объективной проверки ответов до истечения значительной части срока прогнозов.

Информация о работе Контрольная работа по основам системного анализа